О киносъемке Сталинграда
Вырвавшись из Харьковского кольца, мы оказались у берегов Волги, в Сталинграде. Наш начальник А. Кузнецов выдал операторам из неприкасаемого запаса последние 300 метров пленки, чтобы мы сняли кадры пока еще «довоенного» города. Сталинград еще продолжал жить «мирной» жизнью и, казалось, не чувствовал быстрого приближения фронта. В городском парке еще играл духовой оркестр, работали танцевальные площадки. Вечерами горожане заполняли набережную Волги, наслаждались прохладой реки.
День за днем, час за часом, мы снимали кинодокументы обороны города. Его работающие заводы – тракторный, «Баррикады», «Красный Октябрь». Снимали, как из их ворот выходили танковые колонны и сразу, в немногих километрах от города вступали в бой.
Город Сталинград растянулся в длину вдоль Волги на 60 км. Чтобы показать на экране его масштабы, необходимы были съемки с воздуха. Выполнить такую съемку можно было только в дневное время на глазах у противника. Организовать и осуществить эту работу было поручено мастеру воздушных съемок Б. Шадронову и одному из руководителей киногруппы Ю. Рогозовскому.
Как стали дороги потом эти кадры, когда город оказался фронтовым и фактически полностью разрушенным…
А потом Сталинграда не стало. 23-го августа воздушные стервятники Геринга сбросили на город тысячи авиабомб. Наши кинооператоры Н.Вихирев, Г.Островский, Д.Ибрагимов, Б. Шадронов и др. снимали в разных концах Сталинграда результаты налетов фашистской авиации на город.
На КП Сталинградского фронта прибыл представитель ставки Верховного командования Георгий Константинович Жуков. Фронтовая киногруппа получила возможность снять маршала.
– Это еще кто такие? – спросил Жуков, когда увидел операторов у себя на КП.
– Мы – фронтовые операторы, – бодро рапортовал Мухин, – прибыли к Вам по распоряжению нашего режиссера Леонида Варламова снять Вас на КП для фильма о Сталинградской битве.
– Так вот, – сказал Жуков, – главный режиссер тут я, и делать съемки надлежит не здесь, а вон там, – командующий указал рукой в сторону «балки смерти», где уже вторые сутки решалась судьба Сталинграда. – Сейчас им в помощь мы подбросили гвардейцев-танкистов. Отправляйтесь туда и там снимайте героев битвы…
Сказанное Жуковым звучало жестко и убедительно. Нам пришлось покинуть КП, так и не сняв там ни единого кадра. Надо было идти туда, куда приказал Жуков. Не без гордости мы с оператором Женей Мухиным потом вспоминали, как по личному приказу маршала попали в самую гущу боя и сняли кадры, почти полностью вошедшие в фильм «Сталинград».
Нам в этом бою повезло. А вот танк, в котором находился кинооператор Валентин Орлянкин, был подбит. У оператора была продавлена грудная клетка.
Только после того, как к нему на носилки положили залитую кровью кинокамеру, он разрешил унести себя с поля боя.
Источник: Михаил Посельский. Свидетельства очевидца. Странички из записных книжек. М.: «Эльф ИПР», 2005. 21с.