11 июня 2012| архивные материалы

Нацистская политика на оккупированных территориях

Нацистская политика на оккупированных территориях

ИЗ ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВЕТЦЕЛЯ ПО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПЛАНУ «ОСТ»[1]

1/214 секр.

Совершенно секретно

Государственной важности, Берлин, 27 апреля 1942 г.

Еще в ноябре 1941 года мне стало известно, что главное имперское управление безопасности работает над генеральным планом «Ост». Ответственный сотрудник главного имперского управления безопасности штандартенфюрер Элих назвал мне уже тогда предусмотренную в плане цифру в 31 млн. человек ненемецкого происхождения, подлежащих переселению. Этим делом ведает главное имперское управление безопасности, которое сейчас занимает ведущее место среди органов, подведомственных рейхсфюреру СС. При этом главное имперское управление безопасности, по мнению всех управлений, подчиненных рейхсфюреру СС, будет выполнять также функции имперского комиссара по консолидации германского народа.

По своей конечной цели, а именно запланированному онемечиванию рассматриваемых территорий на Востоке, план следует одобрить. Однако огромные трудности, которые, несомненно, возникнут при осуществлении этого плана и даже могут вызвать сомнение в его осуществлении, выглядят в плане сравнительно небольшими. Прежде всего, бросается в глаза, что из плана выпали Ингерманландия [2], Приднепровье, Таврия и Крым [3] как территории для колонизации. Это, очевидно, объясняется тем, что в дальнейшем в план будут дополнительно включены новые объекты колонизации, о которых речь еще будет идти в конце.

В настоящее время уже можно более или менее определенно установить в качестве восточной границы колонизации (в ее северной и средней части) линию, проходящую от Ладожского озера к Валдайской возвышенности и далее до Брянска. Будут ли внесены эти изменения в план руководством СС, я не берусь судить.

Во всяком случае, надо предусмотреть, что число людей, подлежащих, согласно плану, переселению должно быть еще более увеличено.

Из плана можно понять, что речь идет не о программе, подлежащей немедленному выполнению, а, напротив, о программе, по которой заселение этого пространства немцами должно проходить в течение примерно 30 лет после окончания войны. Согласно плану, на данной территории должны остаться 14 млн. местных жителей. Однако утратят ли они свои национальные черты и подвергнутся ли в течение предусмотренных 30 лет онемечиванию, более чем сомнительно, так как опять-таки, согласно рассматриваемому плану, число немецких переселенцев очень незначительно. Очевидно, в плане не учитывается стремление имперского комиссара по консолидации германского народа (ведомство Грейфельдта) поселить лиц, пригодных для онемечивания, в пределах собственно Германской империи…

Коренным вопросом всего плана колонизации Востока является вопрос о том, удастся ли нам снова пробудить в немецком народе стремление к переселению на Восток. Насколько я могу судить по своему опыту, такое стремление в большинстве случаев, несомненно, имеется. Но в то же время нельзя упускать из виду и того, что значительная часть населения, особенно из западной части империи, резко отвергает переселение на Восток, даже в Вартскую область, в область Данциг и в Западную Пруссию… [4]

По моему мнению, необходимо, чтобы соответствующие органы, в первую очередь восточное министерство, постоянно следили за тенденциями, выражающимися в нежелании переселяться на Восток, и вели с ними борьбу с помощью пропаганды.

Наряду с поощрением стремлений к переселению на Восток решающим моментом является необходимость пробудить в немецком народе, особенно у немецких колонистов на восточных территориях, желание к увеличению деторождения. Мы не должны вводить себя в заблуждение: наблюдаемый с 1933 года рост рождаемости сам по себе является отрадным явлением, но он ни в коей мере не может считаться достаточным для существования немецкого народа, принимая во внимание его огромные задачи по колонизации восточных территорий и невероятную биологическую способность к размножению соседних с ним восточных народов [5].

Генеральный план „Ост» предусматривает, что после окончания войны число переселенцев для немедленной колонизации восточных территорий должно составлять… 4550 тысяч человек. Это число не кажется мне слишком большим, учитывая период колонизации, равный 30 годам. Вполне возможно, что оно могло бы быть и больше. Ведь надо иметь в виду, что эти 4550 тысяч немцев должны быть распределены на таких территориях, как области Данциг, Западная Пруссия, Вартская область, Верхняя Силезия, генерал-губернаторство, Юго-Восточная Пруссия, Белостокская область, Прибалтика, Ингерманландия, Белоруссия, частично области Украины… Если принять во внимание благоприятное увеличение населения за счет повышения рождаемости, а также в известной степени приток переселенцев из других стран, населенных германскими народами, то можно рассчитывать на 8 млн. немцев для колонизации этих территорий за период примерно в 30 лет. Однако этим не достигается предусмотренная планом цифра 10 млн. немцев.

На эти 8 млн. немцев приходится по плану 45 млн. местных жителей ненемецкого происхождения, из которых 31 млн. должен быть выселен с этих территорий.

Если мы проанализируем предварительно намеченную цифру в 45 млн. жителей ненемецкого происхождения, то окажется, что местное население рассматриваемых территорий само по себе будет превышать количество переселенцев. На территории бывшей Польши насчитывается предположительно около 36 млн. человек [6]. Из них надо исключить примерно 1 млн. человек. Тогда останется 35 млн. человек. Прибалтийские страны насчитывают 5,5 млн. человек. Очевидно, в генеральном плане „Ост» учитываются также бывшие советские Житомирская, Каменец-Подольская и частично Винницкая области в качестве территорий для колонизации. Население Житомирской и Каменец-Подольской областей составляет примерно 3,6 млн. человек, а Винницкой – около 2 млн. человек, так как значительная ее часть входит в сферу интересов Румынии. Следовательно, общее число проживающего здесь населения – примерно 5,5–5,6 млн. человек. Таким образом, общее число населения рассматриваемых областей составляет 51 млн. Число людей, подлежащих, согласно плану, выселению, должно быть в действительности гораздо выше, чем предусмотрено. Только если учесть, что примерно 5–6 млн. евреев, проживающих на этой территории, будет ликвидировано еще до проведения выселения, можно согласиться с упомянутой в плане цифрой в 45 млн. местных жителей ненемецкого происхождения. Однако из плана видно, что в упомянутые 45 млн. человек включены и евреи. Из этого, следовательно, вытекает, что план исходит из явно неверного подсчета численности населения.

Кроме того, как мне кажется, в плане не учитывается, что местное население ненемецкого происхождения будет за 30 лет очень быстро размножаться… Учитывая все это, нужно исходить из того, что число жителей ненемецкого происхождения на этих территориях значительно превысит 51 млн. человек. Оно составит 60–65 млн. человек.

Отсюда напрашивается вывод о том, что число людей, которые должны либо остаться на указанных территориях, либо быть выселены, значительно выше, чем предусмотрено в плане. В соответствии с этим при выполнении плана возникнет еще больше трудностей. Если учитывать, что на рассматриваемых территориях останется 14 млн. местных жителей, как предусматривает план, то нужно выселить 46–51 млн. человек. Количество подлежащих переселению жителей, установленное планом в 31 млн. человек, нельзя признать правильным.

План предусматривает переселение нежелательных в расовом отношении местных жителей в Западную Сибирь. При этом приводятся процентные цифры для отдельных народов и тем самым решается судьба таких народов, хотя до сих пор нет точных данных об их расовом составе. Далее, ко всем народам установлен одинаковый подход, без учета того, предусматривается ли вообще и в какой мере онемечивание соответствующих народов, касается ли это дружественно или враждебно настроенных к немцам народов.

В принципе здесь, прежде всего, необходимо отметить следующее. Само собой разумеется, что политика онемечивания применена лишь к тем народам, которые мы считаем расово-полноценными. Расово-полноценными для нашего народа являются в основном лишь те местные жители ненемецкого происхождения, которые, как и их потомство, обладают ярко выраженными признаками нордической расы, проявляющимися во внешнем облике, поведении и способностях.

По моему мнению, можно привлечь на свою сторону подходящих для онемечивания местных жителей в Прибалтийских странах, если принудительное выселение нежелательного населения будет проводиться под видом более или менее добровольного переселения [7]. Практически это легко можно было бы осуществить. На обширных пространствах Востока, не предусмотренных для колонизации немцами, нам потребуется большое количество людей, которые в какой-то степени воспитывались в европейском духе и усвоили, по меньшей мере, основные понятия европейской культуры. Такими данными в значительной мере располагают эстонцы, латыши и литовцы…

Нам следует постоянно исходить из того, что, управляя всеми огромными территориями, входящими в сферу интересов империи, мы должны максимально экономить силы немецкого народа… Тогда неприятные для русского населения мероприятия будет проводить не немец, а, например, используемый для этого немецкой администрацией латыш или литовец, что при умелом осуществлении данного принципа, несомненно, должно привести к положительным для нас последствиям. Едва ли следует при этом опасаться обрусения латышей или литовцев, особенно потому, что количество их не так уж мало и они будут занимать должности, ставящие их над русскими. Возможно, позже опасность со стороны этой прослойки населения, связанная с ее желанием онемечиться, будет больше, чем опасность от ее обрусения. Независимо от предложенного здесь более или менее добровольного переселения нежелательных в расовом отношении жителей из бывших Прибалтийских государств на Восток следовало бы также допустить возможность их переселения в другие страны. Что касается литовцев, общие расовые данные которых значительно хуже, чем у эстонцев и латышей, и среди которых имеется значительное количество нежелательных в расовом отношении людей, то можно было бы подумать о предоставлении им пригодной для колонизации территории на Востоке…

Их (поляков) численность составляет предположительно 20–24 млн. человек. Из всех народов, подлежащих переселению согласно плану, поляки являются численно большим, наиболее враждебно настроенным к немцам и поэтому самым опасным народом.

План предусматривает выселение 80–85% поляков, т.е. из 20 или 24 млн. подлежат выселению 16–20,4 млн., в то время как 3–4,8 млн. должны будут остаться на территории, заселенной немецкими колонистами. Эти предложенные главным имперским управлением безопасности цифры расходятся с данными имперского комиссара по делам укрепления немецкой расы о числе пригодных для онемечивания расово-полноценных поляков. Имперский комиссар по делам укрепления немецкой расы на основе произведенного учета сельского населения областей Данциг – Западная Пруссия и Вартской оценивают долю пригодных для онемечивания жителей в 3%. Если взять этот процент за основу, то число поляков, подлежащих выселению, должно составить даже более 19-23 млн.

Восточное министерство проявляет сейчас особый интерес к вопросу размещения нежелательных в расовом отношении поляков. Принудительное переселение около 20 млн. поляков в определенный район Западной Сибири, несомненно, вызовет опасность для всей территории Сибири, создаст очаг непрерывных мятежей против установленного немецкой властью порядка. Подобное поселение поляков, может быть, имело бы смысл в качестве противовеса русским, если бы последние снова обрели государственную самостоятельность и немецкое управление данной территорией стало бы вследствие этого иллюзорным. К тому же надо добавить, что нам необходимо также стремиться всячески усиливать сибирские народы, чтобы не допустить укрепления русских. Сибиряки должны чувствовать себя народом с собственной культурой. Компактное поселение нескольких миллионов поляков может, вероятно, привести к следующим последствиям: или с течением времени меньшие по численности сибиряки ополячатся и возникнет „великая Польша», или мы сделаем сибиряков своими злейшими врагами, толкнем их в объятия русских и помешаем тем самым образованию сибирского народа.

Таковы политические соображения, возникающие при ознакомлении с планом. Может быть, на них слишком заострено внимание, но они, во всяком случае, заслуживают рассмотрения.

Я уверен в том, что на огромном пространстве западносибирской степи с ее черноземными областями сможет поселиться гораздо больше, чем 20 млн. человек, при условии проведения планомерного заселения. Известные трудности возникнут при практическом осуществлении подобного массового переселения. Если, согласно плану, для переселения предусматривается период в 30 лет, то число переселенцев составит ежегодно около 700–800 тысяч. Для перевозки этой массы людей потребуется ежегодно 700-800 железнодорожных составов, а для перевозки имущества и, возможно, скота, – еще несколько сотен составов. Таким образом, только для перевозки поляков потребуется ежегодно 1000–1200 железнодорожных составов. В относительно мирное время это можно считать технически выполнимым.

Совершенно ясно, что польский вопрос нельзя решить путем ликвидации поляков, подобно тому, как это делается с евреями. Такое решение польского вопроса обременило бы на вечные времена совесть немецкого народа и лишило бы нас симпатии со стороны всех, тем более что и другие соседние с нами народы начали бы опасаться, что в одно прекрасное время их постигнет та же участь. По моему мнению, разрешить польский вопрос надо так, чтобы свести до минимума упомянутые мною выше политические осложнения. Еще в марте 1941 года я высказал в одном из меморандумов точку зрения, согласно которой польский вопрос можно частично решить путем более или менее добровольного переселения поляков за океан. Как мне стало известно позже, министерство иностранных дел не без интереса относится к идее возможного частичного решения польского вопроса посредством переселения поляков в Южную Америку, особенно в Бразилию. По моему мнению, следует добиваться того, чтобы после окончания войны культурные, а также некоторые другие слои польского народа, не пригодные для онемечивания по расовым или политическим причинам, эмигрировали в Южную Америку и, кроме того, в Северную и Центральную Америку.

Переселить миллионы опаснейших для нас поляков путем их эмиграции в Южную Америку, в основном Бразилию, вполне возможно. При этом следовало бы попытаться посредством обмена вернуть южноамериканских немцев, особенно из Южной Бразилии, и поселить их в новых колониях, например в Таврии, Крыму, а также в Приднепровье, поскольку сейчас не идет речь о заселении африканских колоний империи…

Подавляющее большинство нежелательных в расовом отношении поляков должно быть переселено на Восток. Это касается главным образом крестьян, сельскохозяйственных рабочих, ремесленников и пр. Их спокойно можно будет расселить на территории Сибири.

Когда Кузнецкая, Новосибирская и Карагандинская промышленные области начнут работать в полную мощность, потребуется огромное количество рабочей силы, особенно инженерно-технических работников [8].

Почему бы валлонским инженерам, чешским техникам, венгерским коммерсантам и им подобным не работать в Сибири? В таком случае можно было бы по праву говорить о резервной европейской территории для колонизации и добычи сырья. Здесь европейская идея имела бы смысл во всех отношениях, в то время как на территории, предназначенной для немецкой колонизации, она была бы опасна для нас, так как в данном случае это означало бы принятие нами в силу логики вещей идеи расового смешения народов Европы… Следует всегда иметь в виду, что Сибирь до озера Байкал постоянно была территорией для европейской колонизации. Населяющие эти районы монголы, так же как и тюркские народности, появились здесь в недавний исторический период. Надо еще раз подчеркнуть, что Сибирь является одним из факторов, который при правильном его использовании мог бы сыграть решающую роль в лишении русского народа возможности восстановить свое могущество. По плану главного имперского управления безопасности на территорию Сибири должны быть переселены и западные украинцы, причем предусматривается переселение 65% населения. Эта цифра значительно ниже, чем процент польского населения, подлежащего выселению…

Согласно плану, предусматривается выселение 75% белорусского населения с занимаемой им территории. Значит, 25% белорусов по плану главного имперского управления безопасности подлежат онемечиванию…

Нежелательное в расовом отношении белорусское население будет еще в течение многих лет находиться на территории Белоруссии. В связи с этим представляется крайне необходимым по возможности тщательнее отобрать белорусов нордического типа, пригодных по расовым признакам и политическим соображениям для онемечивания, и отправить в империю в качестве рабочей силы… Их можно было бы использовать в сельском хозяйстве, в промышленности или как ремесленников. Поскольку с ними обращались бы, как с немцами, а также ввиду отсутствия у них национального чувства, они в скором времени, по крайней мере, в ближайшем поколении, могли бы быть полностью онемечены…

Следующим является вопрос о месте для переселения белорусов, не пригодных в расовом отношении для онемечивания. По генеральному плану они также должны быть переселены в Западную Сибирь. Нужно исходить из того, что белорусы являются наиболее безобидным и самым безопасным для нас народом из всех народов восточных областей [9]. Даже тех белорусов, которых нельзя по расовым соображениям оставить на территории, предназначенной для колонизации нашим народом, мы сможем в большей степени, чем представителей других народов восточных областей, использовать в своих интересах. Земля Белоруссии скудна. Предложить белорусам лучшие земли – значит примирить их с некоторыми вещами, которые могли бы настроить против нас. К этому, между прочим, следует добавить, что само по себе русское, и в особенности белорусское, население склонно менять насиженные места, так что переселение в данных областях не воспринималось бы жителями так трагично, как, например, в Прибалтийских странах. Следовало бы подумать и над тем, чтобы переселить белорусов на Урал и в районы Северного Кавказа, которые частично также могли бы являться резервными территориями для европейской колонизации…

Необходимо коснуться еще одного вопроса, который совсем не упоминается в генеральном плане „Ост», но имеет большое значение для решения вообще всей восточной проблемы, а именно: можно ли вообще и каким образом сохранить на длительное время немецкое господство перед лицом огромной биологической силы русского народа. Поэтому надо кратко рассмотреть вопрос об отношении к русским, о чем почти ничего не сказано в генеральном плане. Теперь можно с уверенностью сказать, что наши прежние антропологические сведения о русских, не говоря о том, что они были весьма неполными и устаревшими, в значительной степени неверны. Это отмечали уже осенью 1941 года представители управления расовой политики и известные немецкие ученые. Такая точка зрения еще раз была подтверждена проф. доктором Абелем, бывшим первым ассистентом проф. Е.Фишера, который зимой текущего года по поручению верховного главнокомандования вооруженными силами проводил подробные антропологические исследования русских…

Абель видел лишь следующие возможности решения проблемы: или полное уничтожение русского народа, или онемечивание той его части, которая имеет явные признаки нордической расы. Эти очень важные положения Абеля заслуживают серьезного внимания. Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы окончательного решения проблемы. Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их. Лишь в случае, если данная проблема будет рассматриваться с биологической, в особенности с расово-биологической, точки зрения и если в соответствии с этим будет проводиться немецкая политика в восточных районах, появится возможность устранить опасность, которую представляет для нас русский народ.

Предложенный Абелем путь ликвидации русских как народа, не говоря уже о том, что его осуществление едва ли было бы возможно, не подходит для нас также по политическим и экономическим соображениям. Чтобы решить русскую проблему, нужно идти различными путями, которые вкратце характеризуются следующим.

a) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие…

Пока можно оставить открытым вопрос о том, следует ли учредить на Урале имперский комиссариат или надо создать здесь отдельные районные управления для проживающего на этой территории нерусского населения без специального местного органа центрального управления. Однако решающее значение в данном вопросе заключается в том, чтобы эти районы административно не подчинялись немецким верховным властям, которые будут созданы в русских центральных областях. Народам, населяющим такие районы, нужно внушить, чтобы они ни при каких обстоятельствах не ориентировались на Москву, даже в том случае, если в Москве будет находиться немецкий имперский комиссар…

Как на Урале, так и на Кавказе существует много различных народностей и языков. Невозможно, а политически, пожалуй, и неправильно делать основным языком на Урале татарский или мордовский, а на Кавказе, скажем, грузинский язык. Это могло бы вызвать раздражение у других народов данных областей. Поэтому стоит подумать о введении немецкого языка в качестве языка, связывающего все эти народы… Тем самым немецкое влияние на Востоке значительно увеличилось бы. Нужно также подумать об отделении в административном отношении Северной России от территорий, находящихся под управлением имперского комиссариата по делам России…[10] Не следует отвергать мысль о преобразовании этого района в будущем в великогерманский колониальный район, так как его население еще в большей степени обладает признаками нордической расы. В целом в остальных центральных областях России политика отдельных генеральных комиссариатов должна быть направлена по возможности на разъединение и обособленное развитие указанных областей.

Русскому горьковского генерального комиссариата должно быть привито чувство, что он чем-то отличается от русского тульского генерального комиссариата. Нет сомнения в том, что такое административное дробление русской территории и планомерное обособление отдельных областей являются одним из средств борьбы с усилением русского народа [11].

b) Вторым путем, еще более действенным, чем мероприятия, указанные в п. «а», является ослабление русского народа в расовом отношении. Онемечивание всех русских для нас невозможно и нежелательно с расовой точки зрения. Однако можно и нужно отделить имеющиеся в русском народе нордические группы населения и постепенно онемечивать их…

Важно, чтобы на русской территории население в большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот германскому руководству. Эта масса… нуждается.., в руководстве. Если германскому руководству удастся… предотвратить влияние немецкой крови на русский народ через внебрачные связи, то вполне возможно сохранение германского господства в данном районе при условии, что мы сможем преодолеть такую биологическую опасность, как чудовищная способность этих людей к размножению.

c) Есть много путей для подрыва биологической силы народа… Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым народам Кавказа, а в будущем – частично и к Украине. Пока мы заинтересованы в том, чтобы увеличить численность украинского населения в противовес русским. Но это не должно привести к тому, чтобы место русских со временем заняли украинцы. Во избежание нежелательного для нас увеличения численности населения в восточных областях настоятельно необходимо отказаться на Востоке от всех мер, которые мы применяли для увеличения рождаемости в империи. В данных областях мы должны сознательно проводить политику на сокращение населения. Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, краткие брошюры, доклады и т. п., мы должны постоянно внушать населению мысль о том, что вредно иметь много детей. Нужно показывать, каких больших средств требует воспитание детей и что можно было бы приобрести на эти средства. Нужно говорить о большой опасности, которой подвергается женщина, рожая детей и т. п. Кроме того, должна быть развернута широчайшая пропаганда противозачаточных средств. Необходимо наладить широкое производство таких средств. Их распространение и аборты ни в коей мере не должны ограничиваться. Следует всячески способствовать расширению сети абортариев, а также пропагандировать добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим мерам против детских болезней. Нужно сократить до минимума подготовку русских врачей по таким специальностям, не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям. Наряду с проведением этих мероприятий в области здравоохранения не должно чиниться никаких препятствий разводам. Не должна оказываться помощь внебрачным детям. Не следует оказывать денежной помощи многодетным в виде надбавок к заработной плате, допускать для них какие-либо налоговые привилегии.

Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он был не в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе [12]. Этой цели мы может добиться вышеуказанными путями…

По существующим в настоящее время взглядам большая часть чехов, поскольку они не вызывают опасений в расовом отношении, подлежит онемечиванию – около 50% всего чешского населения. Если исходить из такой цифры, то останется еще 3,5 млн. чехов, не предусмотренных для онемечивания, которые должны быть постепенно удалены с территории империи.

Следует подумать о том, чтобы переселить этих чехов в Сибирь, где они растворятся среди сибиряков, и тем самым будут способствовать дальнейшему отдалению сибиряков от русского народа…

Рассмотренные выше проблемы огромны по своим масштабам. Но было бы очень опасно отказаться от решения данных проблем, объявив их неосуществимыми или фантастическими. Будущая немецкая политика по отношению к Востоку покажет, действительно ли мы преисполнены воли обеспечить прочную основу длительного существования третьего рейха. Если третий рейх должен существовать тысячи лет, то наши планы следует разработать на целые поколения. А это означает, что расово-биологическая идея имеет решающее значение в немецкой политике. Только тогда мы сможем обеспечить будущее нашего народа.

Д-р Ветцель.

[1] Так называемый генеральный план „Ост» – широкая программа закрепления господства германского империализма в Восточной Европе, составленная главным имперским управлением безопасности и рассчитанная на 20– 30 лет. Генеральный план „Ост» не был обнаружен, однако о его целенаправленности и даже конкретном содержании можно судить по найденному после краха „третьего рейха» документу, озаглавленному: „Замечания и предложения по генеральному плану Ост». Документ составлен начальником отдела колонизации 1 главного политического управления министерства Розенберга Ветцелем – „крупным специалистом» по проведению германизации. <…> План „Ост» предусматривал принудительное выселение с территории Польши и западной части Советского Союза 80–85% польского населения, 75% населения Белоруссии, 65% населения Западной Украины, значительную часть населения Эстонии, Латвии, Литвы – всего около 31 млн. человек. Министерство Розенберга, как явствует из публикуемого документа, сочло такую цифру заниженной и предложило повысить ее до 46–51 млн., включив в это число 3,5 млн. чехов, „не предусмотренных для онемечивания», которые должны были быть „постепенно удалены с территории империи». Для поселения этих десятков миллионов людей правители рейха намечали Западную Сибирь, Северный Кавказ и… Южную Америку.

В данном отношении „Замечания» Ветцеля представляют исключительную ценность. Если на совещании 16 июля 1941 года Гитлер определил границы захвата советской территории „до Урала», то в плане „Ост» эти границы значительно расширены; в сферу своего влияния нацистские захватчики намеревались включить и Западную Сибирь, Новосибирскую, Кемеровскую области, Кузбасс. Ветцель даже наметил меры в связи с возможными мятежами в районах Западной Сибири „против установленного немецкой властью порядка». Министерство Розенберга внесло дополнения к плану „Ост» и по вопросу „об обращении с русским населением»: „Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их». Для достижения этой цели ведомство Розенберга предлагало „разбить территорию, населенную русскими, на различные политические районы с собственными органами, чтобы обеспечить в каждом из них собственное национальное развитие». Другим средством достижения данной цели считалось уничтожение интеллигенции, низведение культуры народа до самого низкого уровня, а также искусственное сокращение рождаемости, вплоть до того, чтобы „не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми…» Таково основное содержание чудовищного плана расправы с народами Восточной Европы, зашифрованного под названием „генеральный план Ост», который гитлеровцы намечали осуществить после победы над Советским Союзом <…>

[2] Под Ингерманландией нацисты подразумевали территорию Новгородской, Псковской и Ленинградской областей.

[3] Еще в июле 1941 года Гитлер отдал распоряжение выселить из Крыма всех жителей и превратить Крым в немецкую „Ривьеру».

Двумя месяцами позже Розенберг издал соответствующую директиву. Генеральный комиссар Крыма Фрауэнфельд разработал проект переселения в Крым населения Южного Тироля, вызвавший одобрение Гитлера и Гиммлера. Ветцель предлагал переселить в Крым немцев из Южной Америки, в особенности из Бразилии.

[4] Лютые враги всех народов, и в первую очередь немецкого народа, германские фашисты лживо утверждали, что будто бы они заботятся об интересах немецкого народа. Но уже одна эта часть меморандума Ветцеля наглядно свидетельствует о том, что между человеконенавистническими планами гитлеровской клики и интересами немецкого народа не было ничего общего. Гитлеровцы опасались, что после переселения и истребления народов Польши, Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии и отпадения надуманной ими проблемы „народа без жизненного пространства» перед ними возникнет проблема „жизненное пространство без народа». Вот почему в меморандуме от 2 апреля 1941 г. рассматривался вопрос об использовании для колонизации территорий Польши и Советского Союза не только немцев, но и населения других западноевропейских стран.

[5] Уничтожение соседних народов и одновременное усиление своих людских ресурсов – основа всех нацистских планов установления мирового господства. „Уничтожение соседних народов и их богатств совершенно необходимо для нашей победы», – поучал слушателей берлинских военных академий в 1943 году фельдмаршал Герт Рунштедт. В том же году генерал фон Штюльпнагель, который от имени Гитлера правил Францией с 1940 года по 1944 год, в совершенно секретном меморандуме писал: „Какое может иметь для нас значение временное поражение, если благодаря людским и материальным потерям, которые мы причинили нашим противникам и соседним странам, нам удалось достигнуть большей степени превосходства в области экономики и численности населения, чем до 1939 года? Завоевание мира потребует много стадий, но важно, чтобы к концу каждой стадии мы обладали большим экономическим и промышленным потенциалом, чем наши противники. Накопленные нами военные трофеи, ослабление людских ресурсов в двух поколениях и уничтожение промышленности наших соседей плюс то, что нам удается сохранить из собственных ресурсов, даст нам через 25 лет лучшие шансы на победу, чем мы имели в 1939 году. Я называю 25-летний период, ибо именно столько времени потребуется России, чтобы восстановить те разрушения, которые мы ей причинили».

[6] Очевидно, в это число включено население Западной Украины и Западной Белоруссии.

[7] В меморандуме от 2 апреля 1941 г. говорилось, что вся Прибалтика должна быть включена в состав Германии после того, как будет обеспечено ,,необходимое переселение значительных слоев интеллигенции… на коренную русскую территорию». В связи с этим небезынтересно напомнить высказывания нацистского проф. Пауля В. Томсона (имперский университет, геологический и палеонтологический институт), который в своем „политическом докладе», подготовленном в Киеве 19 сентября 1942 г., писал: „С польским и чешским вопросами справимся быстро, на это хватит у нашего народа биологических сил. Что касается таких малых народностей, как эстонцы, латыши и литовцы, то они должны или приспособиться к нам, или же погибнуть…».

[8] Нацистские главари отнюдь не собирались развивать промышленность на территории Восточной Европы после ее оккупации. Они рассчитывали использовать ее лишь временно, в целях продолжения войны против Англии и США. Рассчитывая на окончательную победу в войне, германские фашисты намеревались превратить всю Восточную Европу в аграрный и сырьевой придаток „третьего рейха». Большую часть промышленных предприятий Советского Союза они планировали перевезти на Запад или разрушить.

[9] По отношению к немецко-фашистским захватчикам белорусский народ оказался совсем не столь „безобидным» и „безопасным», каким его пытался изобразить Ветцель. Достаточно сказать, что к концу 1943 года партизаны Белоруссии удерживали в своих руках и контролировали 60% территории республики. Вильгельма Кубе, фашистского „генерального комиссара», народные мстители настигли в его усиленно охраняемой резиденции; палач белорусского народа в ночь с 21 на 22 сентября 1943 г. был уничтожен с помощью мины замедленного действия.

[10] Очевидно имеется в виду имперский комиссариат Москва – один из четырех комиссариатов, на которые планировалось разделить территорию Советского Союза (имперским комиссаром был назначен Каше) . Имперские комиссариаты Украины и Остланд начали свою преступную деятельность на оккупированной советской территории с сентября 1941 года. Комиссариату Москва, равно как и комиссариату Кавказ, не пришлось покинуть пределов Берлина, так как Советская Армия перечеркнула планы фашистских захватчиков.

[11] Характерно следующее высказывание Гитлера: «Наша политика в отношении народов, населяющих широкие просторы России, должна заключаться в том, чтобы поощрять любую форму разногласий и раскола».

[12] Это еще одно признание нацистами того, что именно Советский Союз мешал им установить «господство в Европе». Несмотря на то, что Гитлер в «Майн кампф» объявил, что они «отказываются от вечного стремления германцев на юг и запад Европы и устремляют свой взор на земли на Востоке», фашистская агрессия угрожала не только государствам Восточной Европы, но и жизненным интересам народов Западной Европы и всего мира. «Верьте мне, – откровенничал Гитлер перед Раушнингом, – весь национал-социализм не стоил бы гроша ломаного, если бы он ограничился одной Германией и не увековечил по меньшей мере на две–три тысячи лет господства высшей расы над всем миром». Главным препятствием на пути осуществления агрессивных планов германского империализма являлся Советский Союз, и это ясно понимали нацистские заговорщики. Поэтому от исхода борьбы на советско-германском фронте зависела судьба, национальное существование не только народов СССР, но и всех остальных народов Европы и других континентов. Именно поэтому известная «директива № 32» о планах завоевания Англии, Египта, Ирана, Ирака, войны против США, овладения Гибралтаром и т. д. начиналась словами: «После разгрома советских вооруженных сил…» Германские фашисты не мыслили себе полного покорения народов Европы без решения своей основной задачи – разгрома Советского Союза, не останавливаясь при этом ни перед какими чудовищными злодеяниями, вплоть до обсуждения предложений Абеля, разработанных по заданию гитлеровского верховного главнокомандования, о полном уничтожении русского народа.

Ни давности, ни забвения… По материалам Нюрнбергского процесса.
М.: «Юрид. лит.», 1983. С. 180–194.

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)