Дни октября 1941 года в Москве
Дни октября 1941 года были особенно активны на киностудии. Ночью люди спускались под землю. Спали в убежищах. Утром выходили в ателье. Злобно стиснув зубы, снимали боевые киносборники. Каждый бросал в лицо врагу то оружие, которым он был силен. Снаряды. Гранаты. Кинокартины.
Этот день был особенно горяч. Ближайшие дни должны были быть еще горячее.
День докипал к вечеру. И вдруг — обрыв:
«Продолжения не будет». «Завтра мы не будем на киностудии».
«В шесть утра эшелон с нами уходит в Среднюю Азию».
«Кинопромышленность эвакуируется».
Растерянно стоишь в дверях кинокомитета. Сейчас — одиннадцать часов вечера — двадцать три ноль-ноль…
В шесть утра — погрузка. Темнота. Кое-где мерцают синие огоньки. Беззвучными зарницами вспыхивают трамвайные провода. Неужели уезжаем?
Мысль о возможности выезда из Москвы приходила изредка в голову. Но не допускалась в сознание. Не лелеялась. А, наоборот, отбрасывалась. И вместе с тем: несколько дней тому назад — вылетели все стекла на студии. Разбило подсобное предприятие. Ночью снимать нельзя. Ночь принадлежит не кинопрожекторам, а прожекторам противоавиационных заграждений. И все-таки: уехать из Москвы?
Что-то пихаешь в чемодан. Смотришь на библиотеку. Не трогаешь ни одного тома. Библиотека — это организм. Библиотека — это здание. «Кому придет в голову увезти колонну или плечо остающегося позади? Библиотека остается нетронутой.
Подчеркнуто кладешь в карман две-три книжки дорожной литературы: мы уезжаем на время. Мы вернемся.
Как сон—исход из Москвы с Казанского вокзала. Вещи. Тюки. Чемоданы. Люди. Все оттенки человеческой эмоции. Горе. Решимость. Нервы и слезы. Разумная деловитость. И сознание: мы едем — значит, мы нужны.
Фронт не только там, на западе. Фронт—в каждом из нас. Мы солдаты от искусства. Едем занимать указанные позиции. Хочется писать.
Поезд летит в неизвестность. В далекую, неведомую Среднюю Азию. Странное название конечной станции нашего пути: Алма-Ата.
Но определение поезда неправильно: он не летит. Он осторожно пробирается из зоны возможного обстрела. Бомба в один вагон — и не стало советского режиссера. Почти все мы, работающие лет двадцать бок о бок,— сейчас бок о бок в одном вагоне. Движение по одному рельсовому пути. Еще бомба — не станет половины советской науки: рядом едут историки, академики, физиологи — Академия наук. Еще бомба — не станет наших прекрасных певцов и танцоров—до Куйбышева с нами едет Большой театр.
У нашего поезда есть основание осторожно нащупывать путь. Он везет груз, на формирование и образование которого два десятка лет Советская страна тратила любовь и внимание, заботливость и поощрение, воспитывая в этих людях энтузиазм и вдохновение.
Все дальше, дальше от Москвы. Часы первого подъема, с которым связан всякий отъезд,— прошли. Прошла сутолока посадки, размещения. Больные, отцы и матери водворены. Вагон затихает.Из сутолоки и суетни выбивается только одна мысль: каждое мгновение уносит нас дальше и дальше от Москвы. Вагон молчит. Люди думают… Потом они заговорят. Будут жадно ловить обрывки радиопередач на станциях. Бегать с чайниками. И все это как бы сквозь сон. С одной неустанной мыслью: Москва. С одной думой: Москва. С одним чувством: Москва.
Поезд не летит. Он ползет. Он ползет двенадцать долгих дней. Меняются люди. Пейзажи. Города. Области. Республики. Вот переехали Волгу. Проехали Узбекистан. Въехали в Казахстан… А мысли все те же. Одна мысль — Москва.
И чем дальше — тем настойчивее, острее. Сведения — более скудные. Расстояние — большее… Затем въезд в Алма-Ату. Такая же суетня. Такое же полуавтоматическое бытоустроение. Какие-то комнаты. Гостиницы. Дома. Новые люди. Новая обстановка. Ослепительно белые горы, похожие на вырезанные декорации, облокотившиеся о небо. Другой народ братской республики. Незнакомые речи. И снова мысли только о том: Что же с Москвой? Что же с фронтом? Что же с войной?
Кажется, грудь разорвется от вопросов. От необходимости понять, что происходит. Что делается. Понять и ощутить себя и страну в эти тревожные, непонятные дни. Особенно тревожные и особенно непонятные, ибо вопрошающий выпал из биения пульса Москвы, ибо 5000 километров рельсов легло между нами и сердцем страны…
Война дело трудное. Не только в бою. Не только в тылу. Но еще на одном участке — самом трудном. Это участок равно уязвимый и на фронте, и в тылу. Это участок сознания. Участок, который должен быть еще более неприступен, чем дот, еще более крепок, чем крепость, еще крепче защищен, чем форт. Ибо и враг, подбирающийся к нему, самый страшный: тот враг, который парализует деятельность. Сковывает холодом грудь. Останавливает биение сердца. Растерянность, сомнение, неуверенность. Не допускать этого врага в твердыни нашего духа, не допускать его до великого народного сознания.
Печатается в сокращении.
Источник: Научный архив Института российской истории РАН, ф. 2, разд. VIII, он. 2, д. 3, л. 1—4. Копия.