Военное кино в советском кинематографе
Великая Отечественная война стала переломным моментом в развитии советского кино. Несмотря на очевидные трудности первого года войны, когда все крупные киностудии Москвы, Ленинграда и Киева были эвакуированы в среднеазиатские республики, где была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС), советский кинематограф претерпел определенную идейную трансформацию. Он смог развиться от простых документальных свидетельств, доносивших до простых зрителей последние новости с фронта в виде так называемых «Боевых сборников», до таких глубоких по идейному содержанию художественных фильмов, как «Радуга» М. Донского или «Человек № 217» М. Ромма.
Представленные ниже документы охватываю всю Великую Отечественную и даже немного выходят за ее хронологические пределы. Эти материалы дают возможность увидеть разные этапы развития советского кинематографа: от начального, преимущественно носившего документально-повествовательный характер (документ № 1) до патриотических (документы № 2 и 3) и высокохудожественных фильмов, снятых на мировом уровне (документ № 4). Особенно примечательны последние три документа, охватившие 1945 год. Они достаточно ярко демонстрируют то, как власть, давшая в суровые годы войны определенную творческую свободу кинодеятелям, начала эту свободу сворачивать, заявляя уже о том, что в фильмах необходимо пересматривать любые формы «угодничества перед иностранцами» (документ № 7).
Документ № 1
Телеграмма Н.А. Булганина И.В. Сталину и Г.К. Жукову
Копия
Совершенно секретно
Экз. № 1
Товарищу Сталину
Товарищу Жукову
Количество разбитых средних и больших немецких танков, бронемашин и автовездеходов на дорогах, лесных проселках и в лесах от Яхромы на запад, превосходит наши представления. Местность производит впечатление настоящего разгрома бронетанковых частей фашистов.
Проезжая попутно, видел лично не менее 60 разбитых танков и еще большее количество большегрузных автовездеходов, главные потери немцев на местности говорят сами за себя.
Считаю очень полезным обязать наши киноорганизации заснять картину этого разгрома фашистов.
Булганин
15.12.41 г.
Верно: полковник Тетешин
15.12.41 г.
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 35. Д. 64. Л. 106. Машинописная копия. Внизу подпись синими чернилами Тетешина. Второй и третий абзац текста отчеркнуты слева карандашом.
Документ № 2
Записка А.С. Щербакова секретарю И.В. Сталина А.Н. Поскребышеву
Товарищу Поскребышеву
Решением Секретариата ЦК ВКП(б) от 18 марта Комитету по Делам Кинематографии при СНК СССР разрешено производство следующих фильмов, сценарии которых подготовлены:
«Кутузов», «Иван Грозный», «Жди меня», «Радуга», «Георгий Саакадзе» (вторая серия), «Небо Москвы», «Мы с Урала».
Остальные фильмы будут разрешены к производству по мере представления Комитетом сценариев и их утверждения ЦК ВКП(б).
А. Щербаков
18 марта 1943 г.
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 35. Д. 64. Л. 112. Машинопись. Внизу подпись карандашом Щербакова. Слева сверху синими карандашом надпись: «Товарищу Щербакову. Сообщение недостаточно точное. Важно знать: а) кто режиссеры, б) кто сценаристы. И. Сталин». Первый абзац от слов «18 марта» до «подготовлены» подчеркнут красным карандашом. Последний абзац отчеркнут слева красным карандашом. Подпись Щербакова подчеркнута красным карандашом.
Документ № 3
Записка Председателя Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР И.Г. Большакова
18 марта 1943 г.
Тов. Сталину И.В.
Тов. Молотову В.М.
До сего времени тематический план производства художественных фильмов на 1943 год не утвержден Вами. Для того, чтобы выполнить план выпуска новых фильмов, а также чтобы не упустить время для зимних и летних натурных съемок я вынужден, не дожидаясь плана, запустить в производство ряд фильмов: «Кутузов», «Иван Грозный», «Джанбул», «Жди меня», «Фронт», «Я черноморец», «Радуга», «Мы с Урала», «Небо Москвы» и «Разведчица».
Председатель Комитета
по делам кинематографии при СНК
И. Большаков
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 35. Д. 64. Л. 113. Машинопись. Внизу подпись зеленым чернилами И. Большакова. Текст отчеркнут слева карандашом. Названия фильмов «Кутузов», «Иван Грозный», «Жди меня», «Радуга», «Мы с Урала», «Небо Москвы» подчеркнутыкрасным карандашом.
Документ № 4
Записка Председателя Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР И.Г. Большакова
Секретно
Экз. № 1
Комитет по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР
26 мая 1944 г.
Товарищу Сталину И.В.
На днях в Кинокомитете был устроен для находящегося сейчас в Москве заведующего Русским отделом Британского министерства информации г-на Смоллита просмотр советского кинофильма «Радуга». На просмотре со стороны англичан кроме г-на Смоллита, присутствовали 1-й секретарь Британского посольства г-н Лоуренс, 2-й секретарь г-н Риви и пресс-атташе г-н Барфорд.
После просмотра г-н Смоллит заявил управляющему «Союзинторгкино» тов. Андриевскому, который принимал его на данном просмотре, что фильм «Радуга», по его мнению, и мнению его коллег, является выдающимся событием советской кинематографии и не только лучшим советским фильмом из всех, которые он видел, но и лучшим военным фильмом из числа созданных в какой-либо стране за время войны.
Далее г-н Смоллит высказал тов. Андриевскому мнение, что было бы крайне желательно, чтобы копия фильма «Радуга» была бы послана от имени тов. Сталина в подарок британскому премьеру г-ну Черчиллю, так как он не сомневается, что г-н Черчилль придал бы большое значение такому подарку и со своей стороны обеспечил бы повсеместное распространение этого фильма в Англии. При этом г-н Смоллит заявил, что для ускорения отправки копии этого фильма в Англию Британское посольство обеспечило бы его отсылку на дипломатическом самолете.
Прошу Вашего указания по данному вопросу.
Председатель Комитета
по делам кинематографии при СНК
И. Большаков
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 35. Д. 64. Л. 159. Внизу подпись карандашом И. Большакова. Предложение «Прошу Вашего указания по данному вопросу» подчеркнуто карандашом. Текст отчеркнут слева карандашом.
Документ № 5
Письмо режиссера Г. Заргарьяна И.В. Сталину
[не позднее 10 января 1945 г.]
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Очень сожалею, что обращаясь к Вам, вынужден отнять у Вас драгоценное для нашей страны время; но тема этого письма – политически важный вопрос, который не может быть разрешен без Вашего участия.
Учитывая большое зрительное воздействие всякого фильма, в особенности документального, американцы лишь за последний период выпустили на экраны мира 7 полнометражных фильмов, смонтированных из различной хроники под общим названием «За что мы воюем», являющийся опытом художественной публицистики и пропаганды.
Одна лишь картина из этой серии – «Битва за Россию» — шла и на наших экранах. Однако надо сказать, что все европейские события показаны в остальных фильмах со специфически американской точки зрения, во многом не соответствуют исторической правде, а часто и с замаскированно враждебных позиций.
Так в фильме «Прелюдия к войне» (посвященном международной политике перед войной) совершенно не упоминается о Советском Союзе и его миролюбивой политике, в фильме «Нацистский удар» (посвященном разгрому Польши), также резко искажена позиция Советского Союза и т.д.
До сих пор наши хроникальные фильмы отнюдь не следовали примеру нашей общей и специально-пропагандистской прессы и ограничивали кругу затрагиваемых вопросов лишь внутренней жизнью Союза.
В ответ на опыт американцев три месяца тому назад мы сделали документальный фильм «Освобожденная Франция», в котором попытались средствами художественной публицистики высказать нашу – советскую точку зрения на ряд насущных вопросов международной политики и исторических фактов из жизни Европы. Хотя казалось бы ценность хроникального фильма в его своевременном выходе на экран, мы до сих пор не имеем сведений о его судьбе.
Это не было бы так страшно, если бы из-за этого не тормозились и ряд других работ, могущих оказаться подспорьем в Вашей пропагандистской работе средствами кино. Так мы предложили немедленно приступить к сбору материалов и монтажу фильма о Балканах, где хотели бы в историческом аспекте отразить вековую борьбу славянства с немецкой экспансией, родство славянских культур и историческую освободительную миссию Красной Армии.
Однако и решение этого вопроса затормозилось, т.к. никто не может ответить членораздельно – нужны ли нам подобного рода фильмы и следует ли нам выступать на всех экранах мира с нашей советской точкой зрения по основным вопросам международной жизни.
Мы очень просим Вас посмотреть наш первый опыт-фильм «Освобожденная Франция» и решить вопрос о нужности такого рода пропагандистских картин.
Глубоко уважающий Вас,
Режиссер Г. Заргарьян
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 35. Д. 65. Л. 1. Машинопись. Внизу подпись Г. Заргарьяна. Вверху помета: «Тов. Жданову. Поскребышев». Дата письма определена по штемпелю ЦК — 10 января 1945 г.
Документ № 6
Письмо заслуженной артистки РСФСР Е.А. Кузьминой И.В. Сталину
1 апреля 1945 г.
Дорогой, хороший и любимый Иосиф Виссарионович!
Обращаюсь к Вам в такое трудное время только потому, что жизнь моя стала невыносима. Иногда приходит желание послать все в тартарары и наложить на себя руки. Если я не нужна своей стране, так зачем же жить? А все зависит от Вас одного лично.
Я киноактриса, работаю в кино 18 лет. Но у меня такое везение, что Вы, вероятно, не видели ни одной моей картины. А говорят, что я одна из лучших актрис советской кинематографии. Вот и сейчас: режиссер Ромм пять месяцев назад закончил картину «Человек № 217», в которой я играю основную роль. Картина в кругах искусства наделала много шума. Художественный совет Кинокомитета ей единственной аплодировал стоя. Кинематографисты – режиссеры, актеры, писатели – считают ее лучшей картиной за войну. В Московском доме кино было проведено тайное голосование за лучшую картину года, и картина «Человек № 217» заняла первое место. Люди говорят мне лично высокие и большие слова. Я считаюсь единственной трагической актрисой. Но все это ни к чему: пять месяцев картину, такую нужную, не выпускают на экран. И все это от того, что Вы, Иосиф Виссарионович, ее не посмотрели. Я могла бы думать, что у Вас нет времени, но пока картина лежит, Вы посмотрели уже восемь или девять картин, самых разных, сделанных позже нашей, вовсе не таких хороших, вовсе не таких нужных. Так говорят все. А без Вас картину не выпускают на экран, якобы потому, что она острая и актуальная. Это вторая картина Ромма из трилогии о Европе. Первая, «Мечта», которую тоже люди искусства считали чуть ли не лучшей из всего сделанного, имела бесконечно жалкую судьбу. Вы ее тоже, вероятно, не видели. Она тоже была закончена во время войны. А теперь вот – «Человек № 217».
Картину выдвинули на Сталинскую премию, она прошла в Комитете по Сталинским премиям блестяще, выдвинута на премию и я. А теперь картину снимут с голосования, так как Вами она не просмотрена. Я начинаю думать, что чья-то недобрая рука действует тут и не допускает картину до Вас. И вот – один удар за другим, после «Мечты», «Человека № 217», из-под Ромма выбивают почву, а я делаюсь полным инвалидом. Так прошла жизнь, осталось так мало, а я никому не нужна.
Иосиф Виссарионович, умоляю, посмотрите картину и скажите свое слово! Оно так необходимо! Вы спасете меня от полной катастрофы! Я не могу сейчас приобретать другую профессию и мне остается очень грустный путь.
Я думаю, Ваши секретари передадут Вам это письмо, так как они поймут, что так тяжело бывает раз в жизни, и не помочь человеку просто невозможно. И это в такие радостные дни победы!
Дорогой, родной, Иосиф Виссарионович, умоляю Вас всем сердцем посмотрите нашу картину! Она о духовной красоте наших советских людей, угнанных на фашистскую каторгу в Германию, и о моральном облике современного немца. Умоляю!
Кузьмина
Заслуженная артистка РСФСР – Елена Александровна Кузьмина
Большая Полянка, дом 34, кв. 22. Телефон В1-42-74
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 35. Д. 65. Л. 18 – 18 об. Машинопись. Внизу подпись зелеными чернилами Е.А. Кузьминой. Абзац со слов «Иосиф Виссарионович, умоляю» и до слов «грустный путь» отчеркнут слева синим карандашом.
Документ № 7
Записка Г.М. Маленкова И.В. Сталину
Товарищу Сталину
Во вторник, 2 октября, я, вместе с тт. Александровым, Федосеевым и другими работниками Управления пропаганды, вызвал к себе председателя Комитета по делам кинематографии т. Большакова и его заместителя, директора Центральной студии документальный кинофильмов т. Герасимова [С.А. Герасимов известный советский кинорежиссер — прим. сос.] по вопросу о кинофильме, посвященном Берлинской конференции руководителей Трех держав.
В беседе с тт. Большаковым и Герасимовым мы подвергли резкой критике англо-американское направление фильма о Берлинской конференции (черно-белого и цветного вариантов), указали на совершенно не нужный торжественный, помпезный стиль съемок прибытия в Берлин английской и американской делегаций, отметили серьезные недостатки текста, читаемого диктором, указав, что эти недостатки идут в том же направлении угодничества перед иностранцами. Тт. Большакову и Герасимову было сказано, что от советских зрителей в Центральный Комитет поступило много заявлений с выражением недовольства тем, что в фильме о Берлинской конференции непомерно большое место отведено английским и американским участникам конференции. В заключении тт. Большакову и Герасимову было заявлено, что во главе Центральной студии документальных фильмов должен стоять человек с бо̍льшим и лучшим политическим чутьем и кругозором.
Большаков и Герасимов признали, что фильм получился у них ошибочный. Герасимов просил об освобождении его от работы директора Центральной студии документальных фильмов.
Решением Оргбюро ЦК ВКП(б) Герасимов освобожден от обязанностей заместителя председателя Комитета по делам кинематографии и от работы в студии документальных фильмов. Предложение о кандидатуре вместо т. Герасимова доложим дополнительно.
Имеется возможность исправить цветной вариант фильма о Берлинской конференции, так как он изготовлен в одном экземпляре и демонстрировался в течение двух дней лишь в одном кинозале. Мы сказали т. Большакову, чтобы он исправил цветной вариант фильма о Берлинской конференции.
Г. Маленков
3/Х/45 г.
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 35. Д. 65. Л. 24. Машинопись. Внизу подпись Г.М. Маленкова, выполненная синим карандашом. Со второго абзаца и почти до конца текста слева отчеркивания синим карандашом.
Материалы размещаются в открытом доступе впервые.
Текст и комментарий подготовлен ведущим специалистом Российского государственного архива Новейшей истории,
канд. истор. наук Никитой Пивоваровым
для www.world-war.ru