29 января 2010| Алешина Татьяна

Секция XVIII Рождественских образовательных чтений: Исторические пути России в ХХ веке и их анализ в образовательном процессе

Сегодня 29 января в Высоко-Петровском монастыре проходила секция XVIII Рождественских образовательных чтений по теме: «Исторические пути России в ХХ веке и их анализ в образовательном процессе». Председателем секции являлся епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (РПЦЗ). Предлагаем ознакомиться с программой мероприятия, фоторепортажем и ответами на вопросы епископа Женевского и Западно-Европейского Михаила.

С докладами выступили:

1. Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил Донсков (РПЦЗ). «Устройство русских общин заграницей в процессе эмиграции: трудности самоопределения русского церковно-православного общества в условиях неизвестного будущего».

2. Зубов Андрей Борисович, д. ист. н., профессор МГИМО, Координатор Общественного комитета «Преемственность и возрождение России». «Книга “История России. ХХ век” как база по образованию в области российской истории ХХ века».

3. Гарькавый Игорь Владимирович, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово». «Нужно ли молодежи знать о репрессиях ХХ века? Что именно и как об этом можно рассказывать (на опыте Бутовского полигона)».

4. Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, директор портала «Православие и мир», руководитель проекта «Непридуманные рассказы о войне». «Русский народ в Великой Отечественной войне». Доклад опубликован здесь.

5. Балашова Елена Григорьевна, сотрудник информационно-аналитической службы Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. «Верующая молодежь и ее служение в начале ХХ века (на примере общины Высоко-Петровского монастыря)».

6. Четверухина Ольга Сергеевна, внучка сщмч. Илии Четверухина, прихожанка храма свт. Николая в Толмачах. «Роль священномученика Илии Четверухина в сохранении памяти о святом преподобном старце Алексии Зосимовском».

По окончании докладов и обсуждений была отслужена лития в храме преп. Сергия Радонежского по всем невинно убиенным за веру, царя и Отечество.

слева направо: Е.Г. Балашова, протоиерей Александр Ильяшенко, епископ Женевский Михаил Донсков, д. ист. н., профессор А.Б. Зубов

 

участники секции

 

Выступление д. ист. н., профессора А.Б. Зубова

 

Доклад протоиерея Александра Ильяшенко

 

Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (РПЦЗ) и протоиерей Александр Ильяшенко

 

Доклад Ольги Сергеевны Четверухиной

 

Участники секции задают вопросы

 

В ходе работы секции владыка Михаил, епископ Женевский и Западно-Европейский ответил на вопросы участников:

Вопрос: Почему рухнула российская государственность в XX веке? Почему было нанесено поражение РПЦ, на ваш взгляд?

Ответ: Я думаю, каждый из нас задает себе эти вопросы. Эти вопросы перед собой ставили и наши родители. Сколько людей, столько и ответов. Оценки часто зависят от убеждений. У нас возможности ответить ни на один подобный вопрос нет. Потому что или ответов слишком много и мы не найдем конца, или мы будем спорить до бесконечности. Я помню, как на станции таксистов, а я когда-то каждый день проходил мимо нее, стояли таксисты. Пока клиентов нет, обсуждали роль Петра Великого в истории. И шел такой гул — каждый высказывает свое мнение. Они обсуждали Россию, перекраивали весь мир с соответствующими жестами. Обсуждали, потому что любили, потому что у каждого когда есть свои вопросы, у него это кипит — отношение русского человека к своей России, оно такое… Мы когда с братом ходили по Парижу, видели кто-то идет, замечали сразу если это русский. Есть такая стать, русская, которую стереть невозможно. Я родился в Париже, жил во французском обществе, но остался русским. Господь попустил нам.

Не надо ужасаться над русским народом, что он ужасы творит. Возьмите всю русскую историю: татарское иго, измены удельных князей, Смутное время – что там творилось? Возьмите любую русскую эпоху: мы найдем, о чем опечалиться, найдем и чем гордиться. Все равно мы Россию любим такой, как она есть. А то, что мы получили, то получили. Главное, чтобы каждый в себе нашел силы и почувствовал то, что нам Господь дал. Веру нашу сохранить: держи, что имеешь, чтобы построить лучшее. Господь, может, нас и услышит. Но это зависит от нашей веры и настроения. Я иногда задумывался, когда был юношей: как наши русские люди могут так спокойно жить в нищете? Вот, генерал, командир лейб-гвардии Семеновского полка, у него дома ничего нет: мебели нет, все на коробках сидят. А солдатский строй – первоклассный! И ничего не брал для себя. До конца жизни он остался таким генералом. Митрополит Анастасий (Грибановский) часто вразумлял и смирял русских. Выходил на амвон и говорил: «Нечего торжествовать», — потому что русские собирались и говорили о великой России. — «Надо каяться!» Он напоминал о христианской жизни. Иногда у всех бывают отхождения, и человек не пользуется своим собственным рассудком, теряется в страстях. Поэтому каждый русский человек, если он любит Россию, он в ней будет продолжать жить. Даже если один такой только останется, она будет жить. Так жили, в это верили. Я думаю, что так и сегодня Россия живет и будет.

Вопрос: Почему сейчас молодежь слабо интересуется своей историей?

Ответ: Конфликт между поколениями – закон. Я рос во Франции. Отец был донской казак. Молодежь и для моих родителей порождала страх: какой же она будет? Будет ли православной? Будет ли вообще уважать? Будет ли русской? Этот страх справедливый. Потому что мы не пророки и будущего не знаем, и слава Богу. В конце концов, будет то, что в вашем сердце. Надо набраться любви, терпения и уважения к молодежи. И у них вырастит сердце то, что у вас будет в сердце. Закон Божий так действует.

У нас были хорошие батюшки: пастыри, богословы. Они были из Белоруссии. Часто они были потомственные священники. Монахи, которые были у нас, с Валаама – строжайшие, с точки зрения церковной. Они нам давали рамку духовной жизни и давали образ идеала. Ничего не требовали взамен: будем слушаться мы или нет — никто этого не знал. Непременно нужно слово, свидетельство. Когда оно есть, оно должно быть явным. Не надо бояться. Главное, что из этого опыта особой жизни пришлось нам (тогдашней молодежи) принять.

Были также общественные деятели — это люди, которые отдавали на служение молодежи все свое существо. Был Николай Николаевич Федоров, он вообще ничего другого не делал, кроме этого. У нас были люди, которые спортом занимались, образовывались спортивные команды, волейбола, например. Всегда они нас звали, толкали, делали. Были послушные, были и непослушные. Но мы знали, что эти люди есть. Они составляли канву общественного указания и слова, которое вело. Наверное, это называется общественные деятели. Первыми такими людьми в моей жизни были, конечно, отец и мать. Они показали образ Христа и образовали в моем сердце православное мировоззрение. Когда мне было 5 лет, я сознавал себя русским, православным мальчиком. Нас удивляло, с какой надеждой и энтузиазмом эти общественные деятели держали нашу русскую общественность. Один раз ко мне подошел председатель общества российской империи. Я выходил из метро, шел в церковь. Мне было лет 11 или 12. Он подошел ко мне, обратился ко мне по имени отчеству и предложил вместе пойти в церковь. Сетовал, что нужно собирать деньги для строительства иконостаса. «А у нас все кончено. На прошлой неделе батюшка вас позвал на отпевание. Вы были один его помощник. Это конец!» — говорил он. Это были 20-е годы. Меня удивила его речь, хотя я понимал, что он чувствует. Когда я вернулся домой, рассказал отцу о разговоре с председателем. Отец сказал: «Не может быть!» Потом подумал-подумал и сказал: «Кто еще это скажет, не верь!»

Вот когда я приехал первый раз в Россию и меня спросили: «Что вас больше всего радует?», я ответил: «Больше всего меня радует то, что когда выходишь на улицу, говорят по-русски».

 

Подготовила: Татьяна Алешина

www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)