Попасть в переделку — дело неприятное
Перебазировавшись в Красилов, наш полк оказался ближе к целям бомбардировок — городам восточной Германии, столицам германских сателлитов, их крупным железнодорожным узлам. Некоторые цели защищались менее плотным зенитным огнем и меньшим числом ночных истребителей, чем основное тело Третьего рейха. Молодые экипажи теперь стали чаще назначаться на боевые вылеты. Мы летали на объекты в Чехии и в Словакии, где началось словацкое восстание против немцев, в восточную Силезию, в Венгрию (запомнился город с причудливым названием Секешфехервар).
Иногда выезд на аэродром кончался все же тем, что наш экипаж не попадал в число удачливых, а оставался дежурить на поле в помощь руководителю полетов майору Петушкову. Иногда и сам вылет у нас бывал не очень удачным. Помню, вылетели мы на Будапешт. Горды доверием. Прошли почти всю дорогу до линии фронта. Вдруг Миша, пилот, говорит: «Что-то упало давление масла на правом моторе! Штурман, как думаешь, продолжать полет?» Я в ответ: «Миша, мне трудно советовать. Ты-то сам как думаешь, если нет подачи масла и мотор заглохнет из-за перегрева, то на одном моторе до цели дойдем и обратно вернемся?» Тот говорит: «Не уверен». Я ему советую: «А прибавь мотору обороты, может, прочихается?» А Миша: «Да пробовал уже! Не помогает». Вот такой разговор на подходах к линии фронта. А если за линией фронта что случится, так ведь на вынужденную посадку идти или с парашютом выбрасываться, да еще в плен попадешь. Мы знаем, что это такое, рассказов наслушались, как туда в плен попадали и как оттуда возвращались, лучше не надо! «Миша, — говорю, — давай лучше возвращаться, все же береженого-то Бог бережет!» Тяжело Миша вздыхает, слышу это в переговорном устройстве. Все же решает: «Давай обратный курс! Возвращаемся!» Вернулись на одном моторе. Другой, на котором давление масла упало, Миша выключил. Пришли домой, зарулили на стоянку. Двигатели остывают, технари их осматривают, мы бредем на пункт руководства полетами, докладываем. Велено разобраться, что случилось с мотором. Выяснили — оказалось, сдох манометр давления масла. Стыдно нам и обидно. Могли, значит, слетать и отбомбиться по цели. Эх, будь она неладна! Но к нам претензий нет — начальство говорит: «Правильно решили!»
Вспоминается случай с другим экипажем. Ходил на Будапешт экипаж капитана Долгаленко, кажется. Над целью им мотор зажгли зенитка или истребитель. Пожар пилот потушил, но мотор все же заглох. Стали терять высоту, на вынужденную сесть было негде, стали покидать самолет с парашютами. Пилот попал в плен. Остальные члены экипажа, видимо, были убиты или погибли при приземлении. Взявшие пилота в плен венгры нещадно били его, изуродовали, но охраняли плохо, не думали, что он убежать решится. А он от них убежал и ночами по лесам, по горам добрался до линии фронта, перешел ее и был взят на проверку в СМЕРШ. Вопросы — как в песенке у танкистов:
Привели меня горелого
В наш смершевый отдел,
Спрашивают: «А почему же ты, зараза,
Вместе с танком не сгорел?»
Так и к пилоту вопрос: «Вот остальные-то члены экипажа не вернулись, а почему ты вернулся?» А пилот сдернул гимнастерку с плеч и кричит от обиды: «Вот мое объяснение, записывайте!» Те поглядели на его спину, где сплошное изрубленное мясо, живого места нет, говорят: «Ну ладно, одевайся, иди в санчасть, у нас к тебе больше вопросов нету».
Да, попасть в переделку, если собьют над вражеской территорией, дело неприятное. На всю жизнь запомнился мне рассказ о возвращении пилота сбитого самолета Юры Комарицкого, самолет которого не вернулся с боевого вылета на Бреслау. О судьбе экипажа ничего не было известно. Связь с ними прервалась после того, как радист доложил, что задание выполнено и экипаж уходит от цели, направляясь «домой». Никто из других экипажей не видел, что произошло с пропавшим самолетом. Он уже вышел из зоны освещения прожекторами и зенитного огня.
Стояли теплые солнечные дни сентября 1944 г. Наш полк уже третью неделю базировался на аэродроме близ большого села Красилова. Хаты Красилова, окруженные фруктовыми садами, были разбросаны по холмистым склонам Карпатских предгорий. Буковые и каштановые леса окружали село, а в широкой речной пойме к северу от него лежало наше летное поле. Погода все сентябрьские дни держалась летная, и почти каждый вечер самолеты уходили на бомбардировки. Обычный распорядок дня: с утра до обеда отсыпались после ночных полетов, после обеда шла оперативная подготовка к очередному вылету, а где-то в 16-17 ч собирались на площадке у штаба полка для выезда на аэродром. Туда выезжал практически весь летный состав полка, даже если на боевые вылеты уходили не все экипажи. Часть молодежи направлялась тогда на тренировочные полеты. В те минуты, когда у штаба мы ждали грузовик, отвозивший нас на аэродром, шли разговоры о предстоящем вылете, о том, кому лететь «на войну», а кому снова утюжить небо в районе аэродрома, готовясь к боевой работе.
В тот день грузовик что-то задерживался и все радовались спокойным минутам и возможности поболтать друг с другом — экипажи были размещены на постой по хатам, а тут встречались все вместе и еще не были заняты той суетливой подготовкой к вылету, которая начинается на аэродроме, когда экипажи разойдутся по стоянкам самолетов. В это время на улице, ведущей к штабу, появилась странная для этого погожего солнечного дня фигура. К нам приближался усталой походкой какой-то заросший щетиной оборванец — не то нищий, не то загулявший деревенский забулдыга. Словно какое-то серое пятно на ярком фоне расцвеченной предосенними золотисто-багряными красками листвы каштанов и чистого синего неба. Все обернулись к этой фигуре, которая медленно и как-то не совсем уверенно направлялась к нашей толпе. И вдруг кто-то радостно-изумленно заорал: «Ребята, да это же Юрка Комарицкий!» Да, тут уже все сообразили, что это был не кто иной, как наш летчик, командир экипажа лейтенант Юра Комарицкий, самолет которого не вернулся дней пятнадцать тому назад с боевого вылета на Бреслау. И вот теперь перед нами стоял усталый и как-то сникший командир экипажа.
Посыпались вопросы: «Юрка, что с вами случилось? Где остальные? Откуда ты добрался?» Юрка устало отговаривался: «Над Бреслау нас сбили. Где остальные — не знаю. Шел пешком ночами. Дайте закурить, да я пойду к начальству доложусь». Тут на шум уже вышел командир полка полковник Глазков и увел его в штаб. А к нам подошел грузовик, и мы поехали на аэродром. По дороге разговоров только и было, что о Юркином возвращении. Его же считали уже пропавшим без вести. Само его возвращение в Красилов из района далекого Бреслау живым казалось каким-то чудом. Шутка ли, отмахать за две недели пехом почти 800 км по вражеской территории. В самом деле, это было для нас очевидным геройским подвигом. Все мы восхищались описанными в газетах и показанными в кино подвигами разведчиков. Но ведь они-то и форму немецкую носили, и документы немецкие имели, и языком владели, а тут — свалившийся с неба бедолага без знания немецкого языка, в тяжелом летном снаряжении, притом еще босой — унты с ног слетели при выброске с парашютом, без куска хлеба и возможности найти пищу в чужой стороне, где каждый тебе враг, от которого не жди пощады. Да как же он все это преодолел? Но ответа на все эти вопросы пришлось нам ждать до следующего дня.
Как рассказал Юра Комарицкий, беда случилась, когда уже вышли из лучей прожекторов и огня зениток, легли на обратный курс к дому. Вдруг между колен Юриных ног, расставленных на педалях руля поворотов, и прямо у него перед лицом сверкнула трасса, прошедшая снизу и вдоль по всему фюзеляжу от хвоста до носа. Снизу подкрался ночной истребитель Ме-110 с радарным прицелом — новинка немецкая. Колонка штурвала была перебита, и управление рулем высоты и элеронами потеряно. Еще мгновение, и неуправляемый самолет войдет в штопор или в пикирование. Пилот закричал экипажу: «Всем покинуть самолет!», подождал немного ответа, но его не было. Медлить было нельзя. Откинул колпак и выбросился из кабины на крыло, а с него вниз, стараясь уйти от удара хвостовым оперением. Задержал открытие парашюта, чтобы не попасть под уходящую в падении машину. Раскрыл парашют, рвануло на стропах, и с ног слетели меховые унты — остался босым. Хорошо, не оторвался с пояса пистолет. В полной темноте приближался к земле. Видел, как вспыхнул взорвавшийся при ударе о землю самолет. Приземлился. Первая мысль: где остальные члены экипажа? Попробовал кричать — нет ответа. Дал один выстрел из пистолета — нет ответа. Собрал в комок парашют, закопал его и решил не теряя времени, пока не рассвело, отойти от места падения самолета — если немцы засекли гибель самолета и кинутся искать спасшихся на парашютах летчиков, то лучше скрыться от преследования в стороне. Подождать где-нибудь в укромном месте рассвета, оглядеться, переждать день, может, объявятся остальные члены экипажа, а на следующую ночь двинуться на восток. Думал, конечно, о судьбе своих товарищей, и давила сознание тревожная мысль — ведь трасса пулеметно-пушечной очереди, пущенной снизу кинжальным ударом ночного истребителя, прошлась вдоль всего фюзеляжа. У стрелка-радиста, да и у штурмана брони никакой нет, она в Ил-4 есть только в виде сиденья с бронеспинкой у пилота. Почти наверняка могло ребят зацепить, если не насмерть, то ранить. А раненому из сваливающегося в пике самолета непросто выброситься. Но идти на восток все равно надо, чем скорее уйти из Германии — тем лучше, здесь оставаться слишком опасно. Надо скорее добраться хотя бы до Польши, там все же можно надеяться на сочувственное отношение местного населения. Если не помогут, так хоть немцам не выдадут, если заметят.
Светлое время дня ждал товарищей, не дождался, не увидал и не услыхал никого. С наступлением темноты двинулся на восток. Шел, ориентируясь по звездам, приглядываясь, чтобы не наткнуться на жилье или не выскочить внезапно на шоссейную либо железную дорогу, не нарваться на патрулей или часовых. Шел быстро, почти бегом, лишь временами останавливаясь — отдышаться. Бережно отщипывал от не съеденной в полете пайки хлеба и комочка тушенки. Порой лес кончался, и идти приходилось полем. Если не удавалось укрыться на ночлег в лесу, то в поле спасали стога сена и скирды хлеба. Зарывался в них и дремал. Так дошел до Польши. Тут уже не так тревожно было. Повстречал раз-другой местных крестьян. Не выдали и даже хлебом помогли, и молоком напоили. Но в хатах не рисковал останавливаться. И все продолжал свой путь почти бегом. Слава Богу, стояла теплая сухая погода бабьего лета. Кое-где поляки на телеге подвозили. Про партизан в этих краях не было слышно, так что на их помощь не пришлось рассчитывать. Сориентировался, наметил дорогу на Красилов, на родной полк. Дошел! Здесь дали отдохнуть три-четыре дня. Подкормился, отоспался. К полковому СМЕРШу вызвали. Давал объяснения, почему жив остался, да почему только один домой пришел. Так положено им было допытываться — не завербован ли немцами, не с их ли заданием к нам заброшен. Слава Богу, поверили, что не предатель. И снова летать доверили. Экипаж придали другой, самолет дали новый. Снова жизнь пошла нормальная: взлет — полет — удар по цели — полет — посадка. Боевое донесение. Жаль ребят своего экипажа — либо погибли они вместе с самолетом, либо в лапы немцам попали. На душе было неспокойно. Сам-то жив, а как они?
В ту осень закончилась моя переписка с Ниной Константиновой. Она написала мне, что встретила человека, заставившего ее забыть все, что было прежде, и она собирается выйти за него замуж. Было больно, но по сравнению с тем, что окружало меня в боевой жизни полка, эту потерю посчитал я ничтожной.
Когда товарищи не возвращаются с боевого вылета — это каждый раз трагично. А иной раз трагедия сочетается с глупостью реальной жизни. Произошел у меня один дурацкий случай. Были мы с экипажем на аэродроме. Ждали назначения на вылет. Нам вылета не дали. А один из штурманов приехал на аэродром впопыхах, не обув теплые унты, — поднимали-то нас всех по тревоге. Он и говорит мне: «Глеб, ты на вылет нынче не идешь, дай мне свои унты слетать, в кирзачах на высоте холодно». Я дал, конечно, какой вопрос. Ушел друг на вылет.
Мы остались на поле, других провожаем. Грустное это дело других провожать. Выруливают машины по одиночке с интервалами в 5-7 мин. Прогрели моторы перед взлетом, прожгли свечи на больших оборотах. Дали им отмашку на взлет, включили на несколько мгновений разноцветные огни вдоль взлетной полосы, пилот — по газам, и пошла машина с тяжелым ревом на взлет. Взмыла над полем, мигнула на прощанье навигационными огнями и пошла, и пошла, и уже нет ее. Сомкнулась за ней ночная тьма, и, — прощай, земля! — они уже не твои, они в царстве ночи, они там в одиночестве, в межзвездном пространстве, сами себе защита и оборона, все в их руках, только нет им подмоги ниоткуда. А мы на земле провожаем их одного за другим и остаемся ждать до утра — вернутся ли, желаем им удачи, вернулись бы на рассвете.
Стали возвращаться. Кто как мог. Один — чисто-аккуратно, другой — с дымящим мотором, третий — с пробитым осколком баллоном у одной ноги шасси, ковыляет по посадочной полосе, а у того все в ажуре, да бомболюки штурман не закрыл, растяпа. А того, другого, вовсе не видать. Нет как нет. И радисты от него никаких вестей не имеют. Словом, все утро выясняется, что моего друга с моими унтами нет и не будет.
На другой день поплелся я к интендантам — так и так, погиб, видно, мой друг, не вернулся с боевого вылета. Друга жаль, боевой товарищ! А как бы мне теперь от вас унты получить? А те с издевкой: «А ты у товарища расписку взял? Не взял, а откуда мы знаем, что ты свои унты у местных жителей на самогон не сменял? Нет, брат, погуляй без унтов». А я: «Погулять-то я погуляю, а летать-то мне как?» — «А вот так и полетаешь. По две портянки намотаешь — не замерзнешь. На вас на всех унтов не напасешься». И надо же так случиться — через день наш экипаж на вылет посылают. Взлетели, все чин по чину. Веду прокладку, определяю снос и скорость ветра, поправку курса. Настраиваюсь на радиомаяк «Лида», приглядываюсь к наземным ориентирам — ночью реки, железные дороги и шоссейки, если приглядеться, неплохо видны. Миша высоту набирает — скоро линия фронта, зенитки скорострелы-эрликоны немецкие начнут обстрел, надо скорее высоту набирать, они выше 3-4 тыс. м нас не достают. Набрали высоту 5 тыс. м, мы уже все в кислородных масках сидим. Я своим штурманским делом занят. С инструментами и с картой работаю без перчаток, так удобнее. Замерзнут руки, так я комбинезон расстегну и руки на теплое брюхо — там быстро отогреваются. Но вот другая забота — на ногах под портянкой в кирзачах пальцы мерзнут отчаянно. Я ногами по полу кабины топать начал. А Миша кричит: «Штурман, ты чего там топочешь? Ты же пугаешь меня, стук такой, будто по нас зенитки палят и по фюзеляжу осколки стучат. Ты давай потише!» .
Уже позже, еще в Красилове, случилось со мной и вовсе плохое происшествие. Погода была нелетная, начальство нас никуда не вызывало. Сидели по хатам. Пошли мы с Мишей к соседям — экипажу нашего же звена, к пилоту Думанскому и штурману Попову. Сидят они у стола под окном. Василий Думанский на стол согнутой в локте рукой оперся. А на столе перед ним наган лежит, видать, чистил его. А я нагана раньше в глаза не видал, в училище мы пистолет ТТ изучали, и в полку мне также ТТ выдали. Взял я этот наган, любопытствую. Нацелился вроде бы в окно, на спусковой крючок нажимаю — курок-ударник-то не взведен, не опасно. А этот наган со самовзводом оказался. Дернулся в руке и выстрелил. У Василия рука прострелена, и кровь из нее хлещет. Я схватил свой ремень с гимнастерки, перетягиваю ему руку, чтобы кровь остановить. Прошу Ивана и Мишу: «Помогите Ваське, а я за врачом бегу! Я мигом!» Прибежал к врачу, позвал его на помощь, а сам бегу дальше — Глазкову докладывать о содеянном. Тот аж затрясся от услышанного: «Что ж ты наделал? Боевого летчика из строя вывел! Под суд трибунала пойдешь!» А я что могу сказать в свое оправдание? «Виноват, товарищ полковник, моя вина!» И пошло-поехало. Даю показания в СМЕРШе: командиру эскадрильи и звена. Каюсь: «Моя вина. Готов искупить вину в штрафбате». Так в этой тягомотине дня три прошло. Василию Думанскому перевязки делают. Слава Богу, сквозная рана чистая, скоро заживет, говорит врач. Вызывает меня Глазков: «Решил было я тебя, негодяя, под трибунал отдать, да офицеры полка все за тебя просят — пожалейте пацана за глупую игру с незнакомым оружием. Отдайте его нам на офицерский суд чести». Тем судом чести это дело и кончилось. А я прошу Глазкова: «Вы меня чаще на боевой вылет посылайте, я постараюсь этим вину свою искупить». А тут комсорг полка предлагает: «Ты вот не комсомолец до сих пор. Вступай в комсомол, и мы тебя на все вылеты подряд в первую очередь посылать будем, с любым пилотом, у кого штурман болен или нет его в экипаже. Искупай вину!» Я и рад. Раньше-то я не вступал — отец у меня репрессированный, ни к чему я там. Но раз так дело поворачивается — вступил. А рана у Думанского, слава Богу, скоро затянулась, снова пошел на вылеты.
Продолжение следует.
Источник: Удинцев Г.Б. Записки по гидрографии. Магеллановы Облака (Очерки исследования дна океанов. Тираж 400 экз.). — СПб. 2009. с. 115-119.