О перемещении украинских и белорусских культурных ценностей в Германию
Разграбление культурных ценностей Украины
На Украине разграбление культурных ценностей проводилось по разработанному и тщательно продуманному плану. В секретном циркуляре командующего оккупационными войсками на Украине генерала Китцингера от 18 июля 1942 г. было сказано: «Украинец был и остается для нас чужаком. Каждое простое, доверчивое проявление интереса к украинцам и их культурному существованию наносит вред и ослабляет те существенные черты, которым Германия обязана своим могуществом и величием».
В директиве рейхсминистра восточных территорий А. Розенберга рейхскомиссару Украины Э. Коху о конфискации культурных ценностей и в специальных инструкциях перечислялось, что подлежало вывозу в Германию и что уничтожать на месте. 151 музей был подвергнут разрушению и грабежу. Непосредственно разграблением культурных ценностей занималось управление архивов, музеев, библиотек, созданное при рейхскомиссариате.
В Киево-Печерской лавре разрушены 30 древнейших памятников архитектуры. Погиб главный — Успенский собор XI в., основанный князем Святославом, украшенный мозаикой и фресками, расписанный В. В. Верещагиным. Из лавры были вывезены оригиналы грамот украинских гетманов, архив киевских митрополитов, древние рукописи и акты XV — XVIII вв., богатая нумизматическая коллекция, до 4 тыс. ценных предметов заповедника, разорён музей архитектуры. Из Софийского собора были вывезены хранившиеся здесь уникальные фрески бывшего Михайловского собора XII в., драгоценная утварь, культовые предметы. Фашистские войска сожгли Киевский университет им. Т. Г. Шевченко, драматический театр, театр юного зрителя, консерваторию, взорвали здание цирка, вывезли и уничтожили большинство музеев и библиотек Академии наук УССР. Погибли материалы центрального государственного Исторического архива, Архива древних актов, представляющие большую ценность.
Старейший город древней Руси, бывшая столица Северского княжества — Чернигов был полностью разрушен. Здесь погибли все музеи, архивы, исторические и художественные памятники, Особенно был поврежден собор Пятницкого монастыря, широко известный как Пятницкая церковь на Красной площади. Как установил известнейший реставратор и искусствовед П. Д. Барановский, церковь была построена в XII — XIII вв.
23 сентября 1941 г. Пятницкий храм почти весь сгорел от вражеской бомбардировки, а 16 сентября 1943 г., отступая, немецко-фашистские войска довершили его разрушение. Обрушились стены большая часть сводов, купол. Прекрасное здание было превращено в груду кирпича, щебня и мусора.
Во время бомбардировок погибло одно из хранилищ государственного архива Киевской области — в нём находилось более 395 тыс. дел, 717 тыс. дел областного госархива в Харькове, почти полностью сгорели фонды госархива Черниговской области — 1 млн. 275 тыс. дел и библиотека — 102 тыс. томов.
В начале июля погибли при пожаре филиалы областного архива в Белой Церкви и Умани. Среди погибших материалов были документы канцелярии черниговского губернатора, казенной палаты, управления государственных имуществ, статистического комитета и других учреждений. Навсегда утрачены списки и характеристики тех, кто находился под полицейским надзором, следственные дела и приговоры судов над участниками антифеодального, национального и революционного движений с конца XVIII в. до 1917 г., ревизские сказки Черниговской губернии за 1764 — 1858 гг., материалы о выдающихся представителях русской и украинской культуры — Г. И. Успенском, Т. Г. Шевченко и т. д..
В Одессе немецкие и румынские оккупанты взорвали и сожгли 2290 зданий, представляющих наибольшую историческую и архитектурно-художественную ценность. По «генеральному плану» разрушения города оккупанты уничтожали всё, что было ценного. Взорвали остатки зданий театров Музыкальной комедии и юного зрителя. И только наступление Красной Армии помешало взрыву памятников архитектуры. Здания театра оперы и балета, построенного по проекту венских архитекторов Фельнера и Геллера, русского и украинского драматических театров, художественной картинной галереи — бывшего дворца графа Потоцкого первой половины XIX в. и другие были заминированы.
На украинской земле было разрушено и разграблено около 33 тыс. зданий школ, вузов, техникумов, научно-исследовательских институтов, сожжены здания театров и других учреждений культуры. Редкие художественные и научные коллекции, архивные документы, оставшиеся на территории республики, вывезены в Германию.
Разграблены и уничтожены библиотеки Украины — свыше 50 млн книг. Только из библиотеки Академии наук УССР было вывезено 320 тыс. ценных и уникальных книг, журналов, рукописей. В ней хранились редкие восточные рукописи на персидском, китайском и других языках, летописи, экземпляры первых книг, напечатанных Иваном Федоровым, редкие издания Тараса Шевченко, Ивана Франко, Адама Мицкевича. Особенно пострадали библиотеки Киева, Харькова, Львова, Одессы, Полтавы, Винницы. Похищена была личная библиотека Гнедича из Полтавы — автора перевода «Илиады», первые издания писателей XIX в. с их автографами, книги древнейшей в России библиотеки Переяславской духовной семинарии, десятки старинных церковных книг, редчайшее рукописное Пересопницкое евангелие, юбилейные коллекции, посвященные 100-летию Отечественной войны 1812 г. Несколько тысяч книг библиотеки им. Короленко в Харькове были увезены в Германию. Разгромив библиотеку и пытаясь унизить национальное достоинство украинского народа, оккупанты замостили улицу оставшимися книгами для более удобного проезда немецких автомобилей.
Из 18 художественных музеев Украины частично были эвакуированы художественные ценности 10 музеев. Ценности 8 музеев — Львовской картинной галереи, Львовского музея художественной промышленности, музея Киево-Печерской лавры, Николаевского, Осипенковского, Херсонского, Лебединского художественных музеев, художественного музея г. Сталино остались на территории, захваченной врагом. Ценности этих музеев и оставшиеся экспонаты эвакуированных музеев были полностью разграблены. Ущерб, причинённый только Киево-Печерскому государственному историко-культурному заповеднику, был определён тогда в 1 200 тыс. руб.
Во время оккупации Киева с 19 сентября 1941 г. Государственный музей русского искусства был использован под казарму, фондовые залы — для жилья, а нижние помещения — под конюшни. В музее отбирались картины, фарфор, мебель и другие вещи для личного пользования офицерского состава. Многое из этого музея забрал себе генерал-комиссар Киева Магуния и рейхскомиссар Украины Кох. При отступлении оккупанты вывезли драгоценное собрание древнерусских икон (7 тыс. наименований) и лучшие картины. Музей был варварски опустошен. Витрины были разбиты, рисунки, гравюры и другие художественные предметы растоптаны сапогами оккупантов. Грабеж санкционировал шеф музеев и архивов Винтер. Из музея было вывезено 1885 живописных полотен, рисунки и графики, 2742 изделия из керамики и многие другие ценные вещи. Сумма ущерба, по подсчету комиссии, составила 2 968 376 золотых рублей.
Из музеев украинского и русского искусства, Центрального музея Т. Шевченко г. Киева были вывезены работы В. Л. Боровиковского, П. А. Федотова, В. А. Серова, В. Д. Поленова, И. И. Левитана, Н. Н. Ге, В. В. Верещагина и других живописцев.
С 1943 г. под руководством Винтера открыто стали вывозиться картины и ценные вещи из Музея западного и восточного искусства якобы для защиты от бомбардировок. Когда район, где находились музеи, был объявлен боевой зоной, в музее были выломаны двери хранилищ, вырваны замки из витрин и шкафов. В коллекции живописи были полотна Адриана ван Остаде, Бернардо Строцци, Гюбера Робера, Якоба Рюисдаля, Хосе Рибейры, Якоба Иорданса, Питера Брейгеля — 364 картины. В здании музея осталось лишь несколько картин. Оккупанты не успели их снять с высоких стен лестничной клетки. В списке похищенных предметов значатся изделия из бронзы, терракоты, мрамора, серебра ранних веков из Египта, Греции, Рима. Из 33 тыс. предметов уникальной коллекции гравюр (Л. Кранаха и других живописцев) осталось всего 8 тыс. Гравюры хранились в особом помещении — оно было взломано.
Экспонаты Харьковской картинной галереи вывозились в Германию, а здание оккупанты сожгли. Сумма ущерба составила более 9 681 тыс. руб. Из музеев Одессы были вывезены картины, фарфор, бронза, изделия из серебра, слоновой кости, весь научный архив, из музеев и церквей Одесской области более 2 тыс. икон — все наиболее ценное. В Чернигове была расхищена знаменитая коллекция украинских древностей Терновского, собравшего многочисленные материалы по истории украинского народа и жизни украинских деятелей культуры.
Опустошены были музеи Львова. Из картинной галереи вывозились художественные полотна, в основном в Польшу, под Краков. Украдена была бесценная коллекция рисунков Альбрехта Дюрера, хранившаяся в кабинете искусств библиотеки Львовского филиала Академии наук УССР. Полностью были разграблены городской музей и музей художественной промышленности (на сумму 172 690 польских злотых). Ящики с картинами, фарфором, коврами из городского музея были отправлены в Германию. Похищена была ценнейшая львовская коллекция часов, в том числе 2 тыс. золотых часов работы XVI — XVIII вв. Вывезены в Германию ценности Полтавской картинной галереи, а здание сожжено.
Главными участниками грабежа на Украине были рейхскомиссар Кох; Брюкнер — интендант, «шеф» Киевского оперного театра, организовавший ограбление театральных костюмерных; Телин — «шеф» Киевского русского театра, вывезший имущество театра; Бекерс — «шеф» Харьковского немецко-украинского драматического театра, ограбивший Харьковский драматический театр; Ливию-Руссо — румын, субдиректор отдела искусств Одесского губернаторства, который расхитил и вывез в Германию имущество одесских учреждений искусств.
Разграбленные художественные и научные ценности Украины отправлялись в тыловые области или сразу в Германию. Только в октябре 1943 г. было отправлено в рейх 40 вагонов с ценностями культуры. Наиболее редкие предметы предназначались для фюрера, затем всё лучшее грабили его приближенные.
Ценности художественных музеев Киева и Харькова сначала были отправлены в исторический музей в Кенигсберге, находящийся в Орденском замке, а в декабре 1944 г. Кох разместил их в своем родовом имении Рихау, вблизи Белау, и в усадьбе Вильденгоф владении — графа Шверина. Это были произведения художников немецкой, голландской, итальянской школ XVI — XVIII вв. и русских художников XVIII — XIX вв. Вывезены они были в 65 ящиках, и описи на них сохранились. Но, кроме этого, он вывез еще 20 ящиков и 57 папок, а также гравюры, описи на которые не найдены.
Как сказал в беседе с писателем Юлианом Семеновым барон Эдуард Фальц-Фейн (человек, много сделавший для возврата в нашу страну утраченных в разное время художественных сокровищ), исследователь из ФРГ Георг Штайн располагает данными, что на Украине нацисты похитили более 330 тыс. произведений искусства — в том числе шедевры Рафаэля, В. Тициана, П.-П. Рубенса, А. Дюрера, Д. Веласкеса. Это подтвердил и ученый из ГДР Пауль Колер.
Урон нанесённый белорусскому народу
3,1 млрд руб.— таков примерный ущерб, причиненный учреждениям культуры и здравоохранения. На 43 млн руб. был нанесён ущерб белорусским памятникам архитектуры. Из четырех художественных музеев Управления по делам искусства БССР была эвакуирована только картинная галерея им. Пэна. Ценности Минской государственной картинной галереи, областного музея искусств г. Барановичи, художественного музея г. Белостока, созданного накануне войны, полностью были разграблены и увезены.
Столица Белоруссии — Минск был превращён в город концлагерей. Разрушены были здания Академии наук БССР, Государственного университета, филармонии, консерватории, уничтожены научно-исследовательские институты, библиотеки, театры, клубы. Книги библиотеки Академии наук — 30 тыс. томов Государственной публичной библиотеки им. А. С. Пушкина, университета вывезены в Берлин и Кенигсберг.
Только из Государственной библиотеки БССР им. В. И. Ленина в Берлин, Кенигсберг, Будапешт, Прагу было отправлено 40 тыс. редких книг. Среди них редчайшие издания Франциска Скорины, первое издание Литовского Статута, коллекция рукописей Я. Купали, Я. Коласа, М. Богдановича и других писателей, уникальные материалы по истории Отечественной войны 1812 г. Из 2 млн книг к 1944 г, в городских библиотеках осталось всего 500 тыс. По существу, полностью была уничтожена библиотека АН БССР с фондом в 300 тыс. томов, в том числе положенная в её основу библиотека М. В. Довиар-Запольского (15 тыс. томов). Расхищение библиотеки приняло особенно большой размах в 1943 г., когда в Минск прибыл представитель штаба Розенберга Мах. Убегая из города, немцы библиотеку сожгли, превратив её перед этим в отхожее место.
Из республиканской художественной картинной галереи были вывезены картины русских и белорусских художников И.Е. Репина, И. К. Айвазовского, В.Г. Перова, А.П. Боголюбова, М.И. Козловского, З.И. Азгура и других — более 500 полотен. В руки оккупантов попала редкая выставка народных художественных ремесел, находившаяся в то время в Доме народного творчества, — хохломская роспись, вышивки, резьба по дереву, костяные изделия и т. п.. В Белоруссии фашисты разграбили и разрушили 26 музеев. Примерная сумма ущерба составила 1 081 тыс. руб..
Генеральный комиссар Белоруссии, палач белорусского народа В. Кубе нагло признавал, что разрушение и разграбление культурных ценностей приняло огромные размеры. 29 сентября 1941 г. он сообщал Розенбергу, что ценная коллекция художественных полотен и изделий почти без остатка вывезена из Минска и отослана в Германию по приказу имперского руководителя СС рейхс-министра Гиммлера. Собрание картин из Минска было отправлено в Кенигсбергский исторический музей.
Выражая недовольство, что многие ценности попали не в его руки, он писал: «СС предоставили остальные картины и предметы искусства — ценнейшие картины и мебель XVIII и XIX вв., вазы, изделия из мрамора, часы и т. д.— на дальнейшее расхищение германской армии. Генерал Штубенраух захватил с собой из Минска ценную часть этих коллекций и повёз их в область военных действий. Зондерфюреры, фамилии, которых мне ещё не сообщили, увезли три грузовика с мебелью, картинами и предметами искусства. Когда был освобожден Кенигсберг, художественные ценности минских и киевских музеев найти не удалось. Грабежом культурных ценностей Белоруссии непосредственно занимались специальные уполномоченные по так называемым «культурным делам» — «доктора» Сивица, Рахель, Мюллер и др..
Погибло большинство памятников белорусской архитектуры. В Витебске из 20 архитектурных памятников 7 были разрушены полностью, 12 полуразрушено, в том числе Благовещенская церковь X в. В Гомеле был сожжён дворец Румянцева (Паскевича) XVIII в., в Могилеве из 18 редких архитектурных сооружений 6 были уничтожены, 6 полуразрушены, в Полоцке из 8 архитектурных ансамблей разрушены 4 и среди них — Полоцкая София, домик Петра I. В Западной Белоруссии, менее пострадавшей от захватчиков, тоже безвозвратно погибли многие музеи, церкви, костелы, сожжены церковные библиотеки с изданиями XVI — XVII вв. и иконы XVI — XVIII вв. В одной только Брестской области уничтожены 1 музей, 35 церквей и 3 костела.
Особенно жестоко пострадали в Белоруссии архивы. Документальные материалы архивного фонда БССР — с XV в. до 1941 г. хранились в трёх центральных архивах, в 10 государственных областных и в 192 районных. Кроме того, в ведомственных архивах (материалы 1925 — 1941 гг.) находилось более 27 млн дел. За период войны уничтожено и вывезено оккупантами около 15,5 млн дел, хранившихся в республиканских и областных архивах, почти полностью уничтожены материалы районных, уездных госархивов и ведомственных — всего утрачено примерно 87 млн дел. Оккупанты сжигали и взрывали здания архивов с находившимися в них документами. Разорение архивных фондов продолжалось в течение всего времени оккупации. С июля 1941 г. до 2 июля 1944 г. было сожжено большинство зданий госучреждений с находившимися там документами.
При бомбардировках и артиллерийских обстрелах погибли почти все районные архивы. В Бобруйской, Брестской, Витебской, Гомельской, Полесской, Пинской, Молодеченской, Могилёвской и в других областях. От некоторых районных архивов остались лишь разрозненные документы.
Ценнейшие материалы находились в центральных архивах. Так, в Центральном государственном историческом архиве БССР (ЦГИА), находившемся в Могилёве, хранились документы с XVII в. до первой четверти XX в. — 500 фондов, 382 892 дела — это материалы органов государственной власти и государственного управления (канцелярии губернатора, губернского правления, казенной палаты, органов суда и прокуратуры, духовного управления, научных и культурных учреждений, благотворительных обществ и учреждений). В Центральном государственном архиве Октябрьской революции (ЦГАОР) БССР находилось 2318 фондов, 856 945 дел — государственные акты центральных правительственных учреждений, съездов Советов, ЦИК, СНК БССР и другие важные документы.
Когда советские войска освободили Могилёв, выяснилось, что в ЦГИА БССР сохранилось всего 82 822 дела, и большей частью в россыпи. В ЦГАОР БССР осталось около 30 тыс. дел в непригодном состоянии. Уничтожено было 776 945 дел, 50 тыс. дел вывезено в Ригу.
Во время пожара в здании ЦГАОР БССР погибли ценные исторические документы — древние грамоты XV — XVI вв. Уничтожены научно-справочные библиотеки, научно-справочные аппараты. Безвозвратно погибли документы по истории воссоединения Белоруссии с Россией, революционному движению, истории Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, восстановлению и развитию страны.
В апреле 1944 г., накануне отступления, только из госархива Минской области, где хранились документы с 1795 г. по 1937 г., фашисты вывезли в Германию три фонда полностью и один частично: Минское дворянское собрание за 1796 — 1915 гг. — личные дела утвержденных и неутвержденных в дворянстве, Минский губернский предводитель дворянства за 1823 — 1911 гг. (протоколы губернского собрания дворян во время выборов в 1823 г, списки дворян, участвовавших в выборах, и т. д.) и Минский уездный предводитель дворянства за 1881 — 1917 гг., утверждения в дворянском достоинстве, правах наследования и др.
Только из Витебска было вывезено в Германию 32 вагона (80 тыс. дел) — наиболее ценный комплекс архивных фондов — документы XVI — XVIII вв., уничтожено 100 единиц хранения. Документы XIX и первой четверти XX в. сохранились в россыпи (14 тыс. дел).
При отступлении фашисты сожгли 4 здания госархива Витебской области. Известны фамилии сотрудников «отдела культуры» при рейхскомиссариате «Остланд», занимавшегося ограблением ценностей, — Дюльфер, Дзельконте, Молизен, Шпер и др. Фашистские солдаты жгли документы в печах. Уникальные фонды архивов Радзивиллов и Паскевичей были выброшены во двор здания.
Из документов госархива Латвии известно, что 3 вагона документальных материалов из Минска в июне 1944 г. были отправлены через Ригу в Чехословакию, в г. Опаву (Троппау), и в Вильно — архив Радзивиллов и вместе с ним 10 тыс. документов дворянства Минской губернии, фонды Минского губернского дворянского собрания, Минского предводителя дворянства, Минского уездного предводителя дворянства, ревизские сказки за 1795 г., католические метрические книги. Из Гродно, где находился филиал Центрального исторического архива, оккупантами были захвачены все документальные материалы и по распоряжению бургомистра Штайна в Данциг вывезены материалы польского архива, а остальные материалы (за 1800 — 1915 гг.) увезены в здание гродненской тюрьмы. Из 231 фонда остался 41. Ценные документы сбрасывали со стеллажей, сжигали. Из госархива Гомельской области материалы, касающиеся князя Паскевича и мозырских учреждений, были взяты оккупантами.
Источник: Лидия Владимировна Максакова Спасение культурных ценностей в годы