12 сентября 2012| архивные материалы

Концентрационные лагеря Германии

Из приговора Международного Военного Трибунала в Нюрн­берге

Среди средств терроризирования населения оккупирован­ных стран самой позорной известностью пользовались концен­трационные лагеря. Они впервые были организованы в Герма­нии в момент захвата власти нацистским правительством. Пер­воначальным их назначением являлось заключение без суда тех лиц, которые были против правительства или которых герман­ские власти считали ненадежными элементами. С помощью от­рядов тайной полиции эта практика получила широкое распро­странение, и с течением времени концентрационные лагеря пре­вратились в место организованного систематического убийства, где уничтожались миллионы людей.

В системе управления оккупированными территориями кон­центрационные лагеря являлись орудием подавления всех оппо­зиционных элементов.

Лиц, арестованных гестапо, как правило, направляли в кон­центрационные лагеря. Они перевозились в лагеря в большин­стве случаев без элементарной заботы о них; очень многие уми­рали в дороге. Те, которые прибывали в лагеря, систематически подвергались жестокому обращению. Их принуждали к тяже­лому физическому труду, им не давали достаточного количества пищи и одежды; им не предоставляли помещений, пригодных для жилья; режим, которому они должны были постоянно под­чиняться, был бездушным и бесчеловечным; они были жертвами прихотей отдельных охранников. В донесении отдела военных преступлений военной прокуратуры третьей армии США от 21 июня 1945 г. сообщаются результаты обследования условий в концентрационном лагере Флоссенбюрг; можно привести сле­дующий отрывок из донесения:

«Флоссенбюргский концентрационный лагерь можно лучше всего описать как фабрику смерти. Хотя на первый взгляд ос­новным назначением лагеря являлось использование массового рабского труда, он имел другое назначение — уничтожение лю­дей путем применения специальных методов при обращении с заключенными. Голод и голодная смерть, садизм, плохая одежда,  отсутствие  медицинского  обслуживания,  болезни,  избиения, виселицы, замораживание, вынужденные самоубийства, расстрелы и т. п. — все это играло главную роль в достижении цели нацистов. Заключенных убивали без разбора; преднамеренные убийства евреев были обычны; впрыскивание яда, расстрелы в затылок были ежедневными событиями; эпидемии брюшного и сыпного тифа, которым предоставляли возможность неистов­ствовать, служили средством уничтожения заключенных; чело­веческая жизнь в этом лагере ничего не значила. Убийство стало обычным делом, настолько обычным, что несчастные жертвы просто приветствовали смерть, когда она наступала быстро».

В некоторых концентрационных лагерях были оборудованы газовые камеры для массового уничтожения заключенных и спе­циальные крематории для сжигания трупов убитых. Некоторые из лагерей фактически использовались для уничтожения евреев, как один из методов «окончательного решения» еврейского вопроса. Большинство заключенных не евреев использовалось на работе, причем условия, при которых они работали, делали эту работу почти равносильной смерти. Тех заключенных, которые заболевали и не были больше в состоянии работать, либо унич­тожали в газовых камерах, либо посылали в специальные изо­ляторы, где они не получали никакого медицинского обслужи­вания, а их пища была еще хуже, чем у работавших заключен­ных, и, таким образом, они были обречены на смерть.

Концентрационные лагеря использовались для увеличения поставок рабочей силы. Начальникам концентрационных лагерей было приказано заставлять заключенных работать до предела их физических возможностей. В течение последующих стадий войны концентрационные лагеря оказались столь продуктивными в некоторых видах работ, что гестапо получило инструкции о проведении арестов определенных категорий рабочих с тем, чтобы они могли быть использованы таким образом. На военно­пленных союзных стран также смотрели как на возможный источник рабочей силы».

 

Прусский министр внутренних дел
II G 1600/14.10.33
Копия

Берлин,  14 октября  1933 г.

Об исполнении приказа о превентивном заключении

В дополнение к моему циркулярному приказу от  16 июня 1933 г. II Q 1600/16.6.33 я постановляю следующее:

1. Лица,  по  отношению к которым по политическим  мотивам,  согласно §   1   декрета   президента   республики   о   защите   народа   и   государства   от 28 февраля  1933 г.   («Рейхсгезетцблатт»,  1, стр.  83),  применен полицейский арест, в принципе подлежат размещению в государственных концентрацион­ных лагерях, если они по причине, связанной с их арестом, не должны в лю­бое время находиться в распоряжении полиции для целей допроса или если ограничение их личной свободы не предусматривается лишь на сравнительно короткий срок. Если поэтому перевод в какой-либо государственный концен­трационный лагерь невозможен или невозможен немедленно, то лиц, подле­жащих превентивному заключению, необходимо содержать под арестом в го­сударственных  или   муниципальных  полицейских  тюрьмах.   Содержание   под стражей каким-либо другим  способом отныне недопустимо.

2. Государственными концентрационными лагерями являются лишь те ла­геря, которые непосредственно утверждены мной в качестве таковых. В на­стоящее  время как  концентрационные  лагеря  следует  рассматривать:

a)   лагерь Папенбург, округ Оснабрюк;

b)   лагерь Зонненбург, округ Франкфурт-на-Одере;

c)   лагерь Лихтенбург, округ Мерзебург;

d)   лагерь Бранденбург, округ Потсдам.

Впредь до дальнейших распоряжений следует, далее, рассматривать как приравненные к указанным государственным концентрационным лагерям предназначенные для размещения политических заключенных отделения про­винциального сельскохозяйственного имения Браунвейлер под Кёльном и про­винциального дома принудительных работ Моринген под  Ганновером.

Прочие учреждения для размещения политических заключенных не при­знаются мной в качестве государственных концентрационных лагерей; если таковые еще существуют, то в ближайшее время, во всяком случае, до конца этого года, они будут ликвидированы. Поэтому запрещается доставлять но­вых заключенных в подобные учреждения.

3. Независимо от принятого постановления об урегулировании вопросов, связанных с компетентностью (§ 2 прусского предписания о порядке исполне­ния от 2 марта  1933 г. — собрание законов, стр. 33), для назначения и от­мены  превентивного  ареста  по  политическим  мотивам  в  интересах  упорядо­ченного   ведения  хозяйства   пополнение  заключенными  государственных  кон­центрационных лагерей и освобождение из них производятся только путем уведомления организованного для этого в моем министерстве отдела. Поли­цейские  власти,  правомочные  применять  превентивное  заключение,  обязаны поэтому  докладывать  мне  посредством  заполнения  и  пересылки  формуляра, образец которого дан в приложении 1, о переводе заключенного из полицейской тюрьмы в государственный концентрационный лагерь. Подобным же об­разом путем заполнения и представления формуляра по образцу приложения 2 докладывать мне при прекращении превентивного заключения об освобо­ждении из концентрационного лагеря,

4. Расходы на тех заключенных, которые размещены в государственных концентрационных лагерях Папенбург, Зонненбург, Лихтенбург и Бранденбург, несет государство, и необходимые суммы предоставляются непосред­ственно в мое распоряжение, так что полицейские власти, применившие пре­вентивное заключение, после перевода заключенного в государственный кон­центрационный лагерь не несут больше никаких расходов.

Расходы по содержанию в превентивном заключении тех политических заключенных, которые находятся не в государственных концентрационных ла­герях, несут в принципе местные полицейские власти, которым предоставлено осуществление приказов окружных полицейских управлений о превентивном аресте, однако эти расходы, согласно циркулярному приказу от 20 мая 1923 г. — 11С11 23 № 227/33, — по ходатайству могут быть приняты на счет государственной казны. Принятие государственной казной на себя этих рас­ходов было оправдано с точки зрения расходов полиции земель в тот период, когда еще не было государственных концентрационных лагерей. После того как последовала организация таких лагерей, содержание под превентивным арестом политических заключенных иным способом, чем препровождение их в государственные концентрационные лагеря, может рассматриваться не бо­лее как подготовительная мера местных полицейских властей, за которой должны последовать меры, принимаемые полицией земли для более длитель­ного содержания под стражей. Тем самым отпадают предпосылки для приня­тия на себя государственной казной расходов по содержанию под арестом. Циркулярный приказ от 20 мая 1933 г. поэтому отменяется с 1 ноября 1933 г.

Регирунгспрезидент
Потсдам, 30 октября 1933 г.
I Pol. g. 6142

Весьма срочно!  Немедленно!

Копию приказа господина прусского министра внутренних дел от 14 ок­тября 1933 г. — II Q 1600/14.10.33 — я направляю (со ссылкой на мое цирку­лярное распоряжение от 29 июня 1933 г. — I Pol. g. 3180) для точного со­блюдения.

Я самым настоятельным образом указываю на то, что относительно лиц, подвергнутых превентивному заключению после 1 ноября с. г., больше не мо­жет возникать вопрос о возложении расходов по их содержанию на счет средств правительства.

Согласно постановлению, все произведенные до перевода в концентра­ционный лагерь расходы несут местные полицейские власти.

Концентрационный лагерь
Ораниенбург. Получ. 3.XI.33
вх. № 3539

 

Источник: Сб. СС в действии. Документы о преступлениях СС. Из-во Прогресс, Москва, 1969 г. с. 255-260.

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)