Как устроили все, как надо, пришла война
Отец мой был крестьянин из деревни Жеребуд. Их там у бабушки было четверо, четыре брата: Иван Степанович, Александр Степанович, Дмитрий Степанович и Василий Степанович. Дядю Ваню я не знаю. У него семья была — девять человек. У дядьки Сашки было только трое, он имел заводишко: делали горшки. А работали там: отец мой и еще какие-то люди. А при Советской власти ему дали за это два года, он сидел.
Отец с матерью до революции жили в Териоки (в нынешнем Зеленогорске). Отец там работал садовником. Мама была домохозяйкой. А потом отец семь с половиной лет был на войне. С начала [Первой мировой] войны, потом в революцию, потом в гражданскую. Семь с половиной лет. В гражданскую он старшиной был у красных. А где воевал? Помню, он говорил, что на Украине, в Польше.
А мама потом приехала оттуда в Жеребуд. Она сама родом была из Псковской области, деревня Горки. Бабушку ту я не знала. И деда того не знала. Дед был в Турецкой войне {по-видимому, имеется в виду Крымская война 1853-1856 гг.), пришел оттуда раненый: у него на маклаке (на спине) была дыра. Мама говорила, что если положить туда яйцо, оно не вывалится. Сколько он прожил после этого, я не знаю. Не видела ни деда, ни бабушку. А этот, отцов, дед Степа, он здесь жил, ходил к людям, работал: где печки клал, где что построить, где что делал.
Дядя Саша был мастер по керамике: по горшкам, по кринкам да по чайной посуде. Он красивую посуду делал: с орнаментом, с лепными цветочками (образцы его продукции в Музей этнографии народов СССР забрали — кофейник и чашку с блюдцем, расписка у меня есть). Вот у меня сохранились чашечки чайные, сахарница. Точил [на гончарном круге] отец, а цветы — это уж я приделывала.
До конца двадцатых годов мы жили на хуторе. Те, у кого были большие семьи, имели очень маленькие наделы, поэтому все, кому разрешалось уезжать, жили на хуторах. Вот дядя Ваня уехал на хутор, и отец мой, и дядька Саша. Отсюда километра полтора, наверное (по дороге на Жеребуд). А на хуторах давали землю. Это было уже после революции. У них было 14 гектаров земли: там был и лес, и покос, и пашня. Построили там дом, сарай, гумно. Был у них необходимый сельхозинвентарь. Сеяли пшеницу, рожь, сажали картошку. У них было четыре коровы и лошадь. Не так, чтобы богато жили, но неплохо.
У отца с матерью было шесть человек детей. Старшая сестра 1909 года, умерла в 1996 году, брат 1912 года, он погиб на Невском пятачке, еще была сестра 1914 года, брат 1919 года, потом сестра 1925 года (это я), а потом брат 1927 года. Сеяли пшеницу, рожь, мололи на жерновах (они и сейчас у меня лежат, потому что в прошлую войну на этих жерновах опять мололи: вся деревня — приходили с ведерком, и отец молол). Жили они так до 30 года, а в 30 году они вступили в колхоз.
Тут была часовня в Мерёво, ее только после войны срыли. Тогда в часовню только носили мертвых. Люди пришли, проводили как-то, похоронили, и никаких священников. А теперь никуда не носим, дома держим покойников. А церковь была на Троице. Троица — называется местечко, где Поддубское озеро, чуть ближе Троицкого поворота. Сейчас там кладбище тоже. Там старое кладбище ближе к речке было, оно там и осталось, но там сейчас никто не хоронит, а теперь вся площадка, которая пустая была (ближе к дороге), она теперь вся занята кладбищем. И не только что наши, а из Ленинграда привозят сюда хоронить. Вот это — Троица. Там была церковь. И меня там крестили. Всех там крестили в шесть недель [от рождения].
В 30 году в колхоз вступили. Как там за колхоз агитировали, я не помню, но помню, как мать плакала, что коров надо отдавать: она их только вырастила, столько труда вложила, и вот они отелились, а тут их отдавать надо. Папа рассказывал, что пока он гнал этих коров [в колхоз сдавать] от хутора до деревни слышно было, как мама ревела. Трудно досталось вырастить, и вот тебе, пожалуйста, взяли. И лошадку, и коров. Одна только корова осталась. Была такая большущая рыжая корова. «Кухарка» ее звали. Помню, мы с братом маленькие были, она ляжет, и мы ей на спину ляжем… Еще на хуторе овцы были, поросенка держали. Все отобрали. И землю. Ничего не осталось. Отец стал в колхозе работать. Как все: куда пошлют. Пахать, сеять, косить. Колхозное стадо пасли определенные люди, опытные пастухи. А потом — я не знаю, как он очутился у дядюшки там [на гончарном заводе]. Тогда ведь дядюшкин завод перевели в райисполком. Он стал называться: артель «Прогресс». Там уже люди от города (Луги) командовали. Присылали оттуда председателя, и делали там горшки, больше уже ничего не делали. Вот отец там работал до самой войны.
ШКОЛА
В 1933 году я пошла учиться в Мерёвскую начальную школу. Она была в большом барском доме на горе. В школе было две классные комнаты, в каждой занималось примерно по тридцать человек. 1-й и 3-й классы учились у одной учительницы, а 2-й и 4-й — у другой. Мою учительницу звали Эмилия Адольфовна Тышко. Ее родственники и сейчас в Мерёво живут. А другие два класса учил Иван Федорович Березецкий. Он был очень хороший учитель. А Эмилия Адольфовна еще только начинала, мы были ее первыми учениками. Но она была очень добрая, к нам хорошо относилась.
В классной комнате парты обычные стояли друг за дружкой вот так, в два ряда. По два человека за партой — тридцать человек. Пятнадцать парт. Чернильницы-непроливашки. Ручки-вставочки. Но сначала карандашом писали, а потом уже учились писать пером. Между двумя рядами парт проход был. Доска висела.
Там еще была комната, где учительница жила. Дом барский, так что там наверху еще комнаты были. Мы туда не ходили. Иван Федорович жил с семьей в другом месте.
В пятый класс я пошла учиться в Оредеж, потому что около Оредежа — сестра туда вышла замуж, и там до школы было три километра, а здесь ближайшая средняя школа была за озером, в Изорях, туда труднее было добираться, особенно осенью и весной. «Чумиха» та школа называлась, там был ручей Чумиха, и там был дом (я не знаю, чей это был дом — может, барский, а может, раскулаченных). Можно было и в Лугу, но там платить надо было бы за меня, потому что где-то надо было бы жить. А в Оредеже — там у меня сестра была, я у нее ночевала, а домой только на выходные, пешочком. И то страшно. Зимой идешь — уже темнеет, а надо же мимо кладбища идти (у Троицкого поворота). Один раз, помню, кто-то там, на кладбище, разговаривал, так я так бежала! Там Заплотье деревня (совсем молодая, на карте 20-х годов ее еще нет), под горку спустилась, а там эстонцы жили на хуторах. И вот — собаки бегут. Женщины идут оттуда с бани (они уже переехали в Заплотье из хуторов, а бани оставши на хуторах были), так я потом уже успокоилась… Домой пришла поздно. Меня спрашивают: «Не боялась идти так поздно?» — «Нет, — говорю, — а чего бояться?» А такой портной ходил, Семен, ходил по домам, костюмы [на заказ] шил, платья. А в этот день он уже лежал в часовне. А я-то не знала, храбрая была. Домой-то на выходной охота было прийти. В бане помыться, а на другой день мама вкусненького чего-то с собой даст — и обратно в Оредеж.
До войны у нас электричества не было, а вот радио было: такая большая черная «тарелка». Но это не трансляция была, а приемник. Работал он на батареях. Отец, когда в Лугу ездил горшки отвозить (у них там от артели «Прогресс» свой ларек был), вот он тогда привозил такие большие батареи для этого приемника. А света у нас не было…
ВОЙНА
В 39-м, 40 годах брат был на Финской войне. Он отцу рассказывал, но мне это не особенно интересно было, я мало что запомнила. Говорил, что был связистом, по горам ходил, столбы устанавливал, провода тянул. Сколько там? Полгода война была. Потом он вернулся…
Нас как раз в то время с хуторов стали выгонять, но мы еще не уехали оттуда. И вот пришли к нам председатель этого колхоза «8 Марта», Павел Николаевич, и председатель Сельсовета, Богданов. Пришли выгонять нас с хутора. Папа говорит: «Вот придет Валя (мой старший брат), и мы сразу поедем». Так они взяли, сняли крышу [с нашего дома], и мы там на гончарном [заводе] жили вместе с рабочими целый год. А потом, когда мы только-только дом перевезли [в деревню Мерёво], устроили все, как надо, тут война.
Помню, я пошла к соседской девчонке поболтать (я уж большая была, как раз окончила семь классов Оредежской средней школы), и как раз попала, что по радио выступал Молотов и говорил о начале войны с Германией. Я сама не слушала, а соседи, дед с бабкой (но они еще не такие старые были) в доме сидели, а у них радио было включено. Такая же тоже «тарелка». Вот они слушали и нам рассказали. Я пошла домой, сказала маме.
А брат только что с Финской войны вернулся и работал в пионерском лагере. Там от Изорей в сторону Луги были дома (чьи это были дома, кто их построил — я не знаю). Там был пионерлагерь. И брат работал шофером (можно сказать, от Ленинграда) в этом лагере. Отработает там день, приходит домой. И вот 22 июня началась война, а 16 июля брат ушел на фронт. А у него жена осталась туберкулезная и мальчонка 40 года с менингитом (тогда у многих в деревне был менингит). Мы проводили тогда брата, с отцом по дороге шли немножко и вернулись домой. А он пошел в Лугу, в военкомат. И других парней из деревни тоже забрали. Два у нас было: Лёшка Гусев и Сенька Поликарпов, они, наверное, с 21 года были…
Напротив дома стояла такая вышка (триангуляционный пункт), и нас посылали туда дежурить: наблюдать, если самолеты летят или кто-нибудь пришел. Это ближе к осени, после того как слух прошел, что немцы могут десант высадить. И вот мы наблюдали, чтобы в деревню никто чужой не пришел неожиданно.
В августе месяце мимо нас стали отходить от Батецкой наши части. Организованно отходили. Шли на Лугу. У нас в доме несколько дней находился их штаб. Командир был, писаря. А по лесу было накопано много окопов. Был ли тут бой, я не знаю. Потому что в то время все мы и еще бухгалтерша с этого завода (у нее ребенок был) — мы на лошадь погрузили все необходимое имущество и поехали в лес. А тут как раз наши стали отступать за озеро. И мы поехали вместе с ними. Солдаты шли, а мы ехали на лошади. Еще кто-то ракеты пускали, нас предупреждали, мол, скорей, скорей. И вот мы поехали туда, где брат Валя работал на Федоровке. Там Луга-река делает излучину такую. В этой излучине скрывались не только мы, но и многие лужские. Много было народу набито, потому что все боялись бомбежек.
Чьи там были дома, не знаю. Может, помещиков. В Изорях же раньше жили помещики. Когда мы туда приехали, спустились в подвал и увидели вот такие толстые стены [едва ли крестьяне могли бы такое построить]…
Мы с этой женщиной-бухгалтером пошли в пионерлагерь достать что-нибудь поесть для детей (у нее был мальчонка шестилетний и у меня племянник с менингитом, который не соображал ничего). Только вышли, а в это время немцы идут вот так полосой, прочесывают лес: с закатанными рукавами, в касках, с автоматами. А народ, собравшись, стоит. Немцы — на нас. Ну, я в школе хорошо училась, по-немецки немного понимала. Они одну послали к одной сосне, а другую — к другой. Что думать? Будешь жить или не будешь? Продержали нас так с полчаса. У страха глаза велики. Страшно. Но потом все-таки отпустили нас.
И вот тогда мы поехали оттуда обратно. И весь народ оттуда разошелся: которые в Лугу поехали, которые по деревням. Подъехали мы к переволоке, что соединяет Лугу-реку с Мерёвским озером, она так и называется: «Переволока» (когда-то, говорят, тут лодки перетаскивали). Подъехали, а мостика нет. Наши, когда уходили, его взорвали. Но там уже было положено несколько бревен. Люди из Мерёво рядом на острове Посельском у Луги-реки прятались. Вот мы подъехали туда. А у нас две козы с собой было. Мать стала переводить коз через эти мосточки. А еще один мужчина был, он стал на лошади переезжать реку, и лошадь встала задним копытом на мину. И вот такая картина: он сидит на передней части лошади, а заднюю всю оторвало и кишки у лошади все вырвало. А мать в это время по мосткам переходила с козой. Как мина взорвалась, мы думали, что и мать там убило. Но мать жива осталась…
Продолжение следует.
Источник: Битва за Ленинград в судьбах жителей города и области (воспоминания защитников и жителей города и оккупированных территорий). СПб.: Изд-во С.-Петербург университета, 2005. с. 288-291.