Как сохранить память о Великой Отечественной войне?
Представлены результаты исследования, проведенного сотрудниками Российского института стратегических исследований (РИСИ) под руководством проф., д.и.н. Тамары Семеновны Гузенковой. Материалы исследования любезно предоставлены РИСИ для размещения на сайте www.world-war.ru
В 2009 году был опубликован фундаментальный доклад «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств», основанный на анализе почти 200 школьных учебников из 12 стран СНГ. 24 марта в Чешском культурном центре состоялся круглый стол, где обсуждался вопрос о том, как преподавать современную историю. А 26 марта в Киеве прошла международная конференция на тему «Русская история в школьных учебниках: опыт преподавания истории в странах СНГ и Балтии».
Я предлагаю, прежде чем мы более детально заговорим об учебниках и проблемах патриотического воспитания молодежи, посмотреть, как воспринимает события сама молодежь. Из каких знаний, образов символов, наконец, стереотипов складывается картина Второй мировой и Великой Отечественной войн в юношеском сознании? И как эти образы и суждения корреспондируют с содержанием самих учебников?
Что касается собственно учебников, то они в странах бывшего Варшавского Договора (или европейской части, так называемого социалистического лагеря) претерпели концептуальные трансформации в разной степени. Исходя из степени и радикальности пересмотра истории в целом и Великой Отечественной войны в частности, мы выделили три основных типа исторических версий.
Первый тип — традиционный.
Этот тип представляет собой позднесоветскую версию интерпретации Второй мировой и Великой Отечественной войны.
Второй тип — трансформированный.
Третий тип — радикально пересмотренный.
Учебники по истории Второй мировой и Великой Отечественной войны различных стран на этой шкале будут располагаться следующим образом.
Хотелось бы обратить внимание на два момента. Во-первых, как видно, наименьшим изменениям подверглись учебники таких стран как: Белоруссия, Казахстан, Армения, отчасти Узбекистан, а также непризнанной республики ПМР. А в наибольшей — страны Балтии, Украины, Польши и Грузии. Между этими двумя крайними точками нет четко обозначенных и непреодолимых границ. Образовательные концепты многих стран имеют переходные формы, включающие элементы как одной типологической группы, так и другой. Скажем, грузинские учебники отличает трудно скрываемая симпатия, как к личности Сталина, так и к созданному его руками режиму, но одновременно героизируются и грузинские коллаборационисты, боровшиеся против «российского оккупационного режима».
Во-вторых, можно с уверенностью говорить о том, что традиционных советских версий практически не осталось, все образовательные системы несут в себе трансформации в той или иной степени.
Для того, чтобы уловить и до известной степени измерить уровень знаний современных учащихся, выявить характер их представлений о Великой Отечественной войне, определить ценностные ориентации, в РИСИ в феврале-марте 2010 г. было проведено исследование. Оно включило три направления:
1) Опрос учащихся старших классов по опросному листу, с помощью которого, во-первых, фиксировался базовый уровень знаний дат, событий и имен, имеющих отношение к периоду 1939 — 1945 гг. Во-вторых, опросный лист содержит блок вопросов, построенных на оценочных суждениях, которые направлены на раскрытие ценностных ориентаций и предпочтений учащихся.
Опрос проводился среди учащихся российских школ, а также в Приднестровье, где действуют образовательные стандарты РФ.
2) Сочинения на тему «Расскажу вам о войне… (письмо потомкам о Второй мировой и Великой Отечественной), которое учащимся предлагалось написать без предварительной подготовки на условиях анонимности.
3) Рисунки на тему Великой Отечественной войны.
Всего учащимися было заполнено 847 тестов, написано 728 сочинений и рисунков.
Обследование прошло в 21 городе и населенном пункте России (Владивосток, Екатеринбург, Уфа, Ростов-на-Дону, Москва, Санкт-Петербург, Калининград); Белоруссии (Брест и Брестский район, Минск); Украины (Симферополь, Харьков, Киев, Луцк и Волынская область); Приднестровья (Тирасполь).
В своих сочинениях и тестах учащиеся России и стран СНГ выступили в роли своеобразного коллективного автора, который попытался ответить на сущностные вопросы: Кто виноват в развязывании Второй мировой и Великой Отечественной войн? Как следует оценивать роль Пакта Молотова-Риббентропа? Почему Советский Союз терпел поражение в начале ВОВ и почему все-таки впоследствии одержал победу? Кого можно считать подлинным (-ми) героем (-ями) и истинным победителем во Второй мировой и Великой Отечественной войне? Кто внес решающий вклад в разгром фашизма во Второй Мировой войне? В чем состоят итоги и в чем заключаются уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн?
Изучению содержания сочинений и тестов предшествовал анализ разделов учебников соответствующих стран, посвященных Второй Мировой Войне и Великой Отечественной войне в учебниках. Можно утверждать, что в учебниках исследуемых стран сложились свои, национальные версии истории войны. Белорусская версия непротиворечива, тесно связана с позднесоветской концептуальной традицией, включает в себя следующие позиции.
Российская версия включает в себя неоднозначные оценки, освещает противоречивые аспекты войны, содержит элементы пересмотра истории.
Украинскую версию следует охарактеризовать как националистическую, антисоветскую и антироссийскую.
В целом если сопоставить идейный и содержательный багаж исследуемых республик, то обнаруживается, что Белоруссия, Россия Приднестровье составляют один полюс (внутри которого они, тем не менее, не составляют сплоченную группу), а Украина — другой.
Если сопоставить содержание школьных сочинений и учебников, то в освещении и интерпретации сущностных вопросов истории войны выстраивается следующая картина. Для Беларуси характерна консолидированная позиция. Суждения учеников и учебных пособий не противоречат друг другу. В России, как нам кажется, уровень консолидации ниже, чем в Беларуси. Но по отношению к войне в целом преобладают разделяемые ценности.
Судя по ряду признаков, в России существует относительно единая шкала ценностей и общее символически-ценностное пространство. Если, например, посмотреть, кого школьники назвали героями войны, то обнаруживается, что этот пофамильный список примерно одинаков на территории от Калининграда до Владивостока.
Так же как предпочтения в выборе лучших художественных фильмов о войне. Общий список наиболее часто называемых лучших фильмов, в значительной степени совпадает с отдельными массивами информации.
На Украине картина вырисовывается весьма противоречивая и разнонаправленная. Взаимоотношения «учебник — ученик» складываются по дисперсно-антагонистическому типу. Наше исследование показало, что взгляды учащихся нередко, противоречат содержанию официальных учебников, причем не только на юге и востоке, но и в центре, в Киеве и даже в одной школе. Вот как, например, оценивают одни и те же события ученики одной школы.
Выдержка из сочинения 1:
«…В 1941 году произошла трагедия, глобальная национальная катастрофа, которая в наибольшей степени ударила по Украине, как главной арене боевых действий.
… следует четко понимать политику фашистской Германии против Украины. Ещё в 1939 году Гитлер отдал под гнёт нацистской Венгрии Закарпатскую Украину. Германский Рейх никогда не говорил про независимую Украину. Фашисты планомерно и методично уничтожали украинских националистов.
…Украина была главной ареной борьбы против фашизма… Украина имеет своих героев. Героев в рядах Красной армии, героев УПА, героев Карпатской Украины.
Народ Украины воевал за освобождение своей земли от захватчиков. И всех бойцов за независимость Украины должны почтить в день 65-летия Победы над фашизмом.
Украина очень бедно жила в послевоенный период: голод, террор НКВД, особенно на Западной Украине, героическое сопротивление ОУН и УПА, уничтожение сёл, семей, отсутствие жилья, одежды, транспорта, крайне низкий уровень жизни и героические усилия по восстановлению».
Выдержка из сочинения 2:
«Я считаю, что во время войны нужно было бы всем уважающим себя украинцам пойти за немцев. Ибо по моему мнению с немцами жилось бы лучше. При советской власти, как до войны, так и во время войны народу жилось плохо, не хватало даже, минимальных прожиточных минимумов. Немецкое командование хотело уничтожить большевистскую власть и дать людям свободную жизнь и иметь свою личную собственность, то есть: неограниченную свободу выбора, земель, свой бизнес и делать то, что заблагорассудится. Я осуждаю СССР, поскольку он нес в себе разруху, боль, страдания, издевательства, а также я рад, что уже нет СССР!»
Выдержка из сочинения 3:
«На что бы я хотел обратить внимание? Сейчас идет активная перепись истории под интересы правящих элит. Буквально месяц назад лидеру ОУН(УПА) Степану Бендере дали звание Героя Украины. Помните, что бы не писали в учебниках и СМИ, что ОУН (УПА) ничем не отличались от фашистов, пытались сотрудничать. Стоит только вспомнить аллею, с прибитыми к деревьям польскими младенцами. Это геройство?! Увольте. Прадед мне рассказывал, что он помнит о «воинах УПА». Однажды, его село захватили бандеровцы. Главу сельсовета они повесили в центре села, а его семерых детей передушили нитками. Я считаю. Что нам должно быть стыдно за таких «героев».
Что общего между восприятием школьниками всех анализируемых групп?
1. Подавляющее большинство осознает (расценивает) Вторую Мировую и Великую Отечественную войну как самое крупное событие ХХ века и как одно из самых значительных во всей мировой истории человечества.
2. Учащиеся в своем большинстве осознают, что в результате этих войн все человечество и особенно страны-участники понесли самые разрушительные в мировой истории и невосстановимые потери (культурные, материальные, людские, духовные). С точки зрения очень многих, после Второй Мировой войны мир стал другим. И все последующие поколения несут в себе негативные последствия войны (межпоколенные воспоминания об утратах, неродившиеся дети, разрушенные межличностные, семейные отношения, ожесточение).
3. Абсолютное большинство российских, белорусских и приднестровских школьников, а также значительная часть украинских школьников убеждены в том, что победа СССР над фашистской Германией избавило их страны и народы от рабства, угнетения, физического уничтожения. Гипотетическую победу нацизма они рассматривают как вселенскую катастрофу. Существует отчетливое осознание того, что своим рождением они обязаны своим прадедам, победившим в войне.
4. Современная учащаяся молодежь испытывает устойчивый экзистенциальный страх войны. Детские сочинения наполнены ощущениями хрупкости и неустойчивости мировой системы, ее конфронтационности. Угроза войны разлита в воздухе. Картина и география современных локальных войн, а также недавнее постсоветское прошлое, например, война между Молдовой и Приднестровьем, создает ощущение того, что эти конфликты способны перерасти в более масштабную (мировую) войну.
5. Подавляющее большинство сочинений содержат призывы не допускать эскалации конфликтов в любой точке мира и добиваться компромиссов только мирными, невоенными средствами.
Что разделяет школьников разных стран в их оценках и восприятии?
1. Можно констатировать, что в сознании школьников сложились более или менее отчетливо национальные картины войны. И дело далеко не в том, что в своих описаниях они чаще оперируют понятиями, датами и именами, характеризующими местный театр военных действий, чаще называют местных героев, акцентируют внимание на руководителях и военачальниках соответствующих национальностей.
2. Школьные сочинения свидетельствуют о формировании этноцентрического взгляда на войну. Так, российские школьники убеждены в том, что против фашистов воевали русские солдаты, русский народ, русская армия. Белорусские — в том, что основная тяжесть войны пала на белорусов. Украинским школьникам кажется, что главным театром военных действий и главной пострадавшей страной была Украина.
3. Сместились представления о субъектности сторон, участвовавших в войне. СССР часто не воспринимается как единая многонациональная воюющая страна. Россия, Белоруссия, Украина часто рассматриваются как самостоятельные субъекты, как равноправные стороны, участвовавшие в войне. (Белорусская школьница пишет: «Красная Армия помогла белорусским партизанам. Наш белорусский народ претерпел немало, но и Россия держалась до конца.)
Но самые главные различия касаются ценностных ориентаций.
4. Российским, белорусским и приднестровским школьникам присущ национальный патриотизм, чувство гордости за военное прошлое страны. Причем в Белоруссии и, особенно в Приднестровье эти характеристики выступают в концентрированном виде.
5. Украинские школьники разделены в своих оценках и предпочтениях. Для них характерно скорее депрессивное восприятие итогов войны, ибо непонятно, кто герой, а кто предатель, какое место занимает Украина в «табели о рангах» участников Второй Мировой Войны: против кого она боролась — против фашизма в составе СССР, против Германии и СССР? И как боролась, добровольно или вынуждена была служить на стороне одной из воюющих сторон.
Как видно из сочинений, сложились различные оценочные шкалы: а) признать всех героями; б) признать только тех, кто провозглашал своей целью в ходе столкновения двух сторон создание независимого украинского государства.
Обратим внимание на следующие моменты, выявленные в результате исследования:
● Отношение к Сталину — нет социальной базы для возрождения сталинизма. Равнодушно-констатирующее отношение в этой фигуре как к главнокомандующему.
●Сознание и восприятие школьников относительно консервативно. Оно в значительной степени отражает глубинные ментальные структуры и базируется на ценностях и исторической памяти, сопротивляющейся конъюнктуре. Пантеон героев Великой Отечественной войны относительно стабилен на протяжении длительного времени.
● Навязанная в последнее время дискуссия о роли Власова и попытки его реабилитации не сделали его в глазах школьников героем войны. Ни один участник обследования даже не упомянул его имени. Зато генерал Д.М. Карбышев вошел в число самых популярных героев.
Тем не менее, перед обществом стоит очень серьезная проблема — проблема сохранения памяти и преемственности поколений. Исследователи подсчитали, что в 1997 г. в учебнике по истории под ред. М.П. Кима освещению Великой Отечественной войны отводилось 43% всего объема учебника. В 2001 г. в учебнике А. Левандовского и Ю. Щетинова, пережившем 5 изданий, военному периоду было уделено 8%. Если раньше в числе основных источников знаний о войне у всех поколений фигурировали семейные воспоминания и встречи с ветеранами, то в ближайшем будущем по объективным обстоятельствам этот канал будет сведен к минимуму.
Таким образом, мы вступили в принципиально новый этап сохранения и воспроизводства памяти о Великой Отечественной войне. Однако зададимся вопросом: «Готовы ли мы к противодействию к тем угрозам и вызовам, которые нас ожидают в условиях глобального информационного общества?»
Печатается в сокращении.