25 февраля 2009| Амелько Николай Николаевич, адмирал

Дивизион сторожевых катеров

Н.Н. Амелько, командир 10-го дивизиона сторожевых катеров. 1943 г.

Меня назначили командиром дивизиона катеров-тральщиков, которые переоборудовали в катера-дымзавесчики. Сняли тральные лебедки и поставили на корме по две дымаппаратуры «ДА-7», работающие на смеси сульфонной кислоты и воды. На носу поместили пулемет ДШК (крупнокалиберный). Были в дивизионе и катера водоизмещением в два раза больше, металлические с 25-мм пушками на носу, были и самоходные с моторами «ЗИС», тендеры для подвоза бочек с сульфонной кислотой для заправки катерной аппаратуры. Каждый катер, кроме дымаппаратуры, имел еще по 20 шашек «МДШ» (морская дымовая шашка). Всего в дивизионе было около 30 единиц. «Около» потому, что гибли катера при выполнении заданий…

В качестве флагманского катера комфлотом В. Ф. Трибуц отдал мне свой дюралевый, хорошо оборудованный, быстроходный, со скоростью 30 узлов, с четырьмя авиационными моторами «ГАМ-34Ф». Дивизион получил наименование «10-й дивизион сторожевых катеров-дымзавесчиков» Балтийского флота (10-й ДСКД). Необходимость такого соединения была в том, что наши корабли, конвои, подводные лодки, следующие до Лавенсари в надводном положении из-за малых глубин, при выходе из Кронштадта сразу за маяком Толбухин попадали под огонь береговых батарей с Финского берега — орудий 180, 203, 305 и даже одной 14-дюймовой (340 мм). Надо было защищать наши корабли-конвои, идущие на острова Сескор, Лавенсари, Гогланд. Надо учесть, что в то время радиолокационных прицелов не было. Закрытие целей дымзавесой делало стрельбу бесполезной. В задачу 10-го ДСКД и входило, следуя между финским берегом и конвоями, увидев вспышки выстрелов, ставить дымзавесу — эта непроницаемая стена по всей длине конвоев не давала возможности вести прицельный огонь, и противник стрельбу прекращал. Катерники так наловчились, что противник, как правило, даже не успевал увидеть места падения снарядов своего первого залпа. Хуже дело обстояло, когда был сильный ветер с севера, дым быстро относило к нашему берегу, и цели открывались. В этих случаях катерам приходилось следовать как можно ближе к батареям. Тогда огонь противника переносился на катера, били шрапнельными снарядами, и дивизион нес потери. Ну а когда было невмоготу, то по сигналу «Все вдруг на 90° влево» временно уходили в собственную завесу, сбивали прицельный огонь и опять выходили на свои места. И так каждую ночь.

Часть катеров, от трех до десяти единиц в зависимости от длины и важности конвоя, идущего на острова, выходила на его прикрытие. Другая часть — на прикрытие кораблей-транспортов, следующих из Кронштадта в Ленинград, с Лисьего Носа в Ораниенбаум. Немцы были в Петергофе, Урицке, на заводе пишущих машин, а линия фронта проходила у Красненького кладбища, это рядом с заводом Кировский и моим домом. К утру все катера возвращались в Кронштадт в Итальянский пруд — в глубине Купеческой гавани. Там на берегу стояла избушка, это был и штаб дивизиона, и камбуз, и склад бочек сульфонки, дымшашек, бензина. Как только возвращались, сразу же отправляли раненых в госпиталь, мыли катера, заправляли аппаратуру сульфонной кислотой, пополняли боезапас, принимали дымовые шашки до полного комплекта, заправлялись бензином, а потом обедали и ложились спать. Жили мы на катерах до глубокой осени, когда уже начинали примерзать одеяла к бортам. И все это почти под балконом кабинета комфлотом, а когда штаб флота перешел в Ленинград на Песчаную улицу в здание Электротехнического института, то на комфлотовский балкон выходил начальник штаба Кронштадтского оборонительного района контр-адмирал Касатонов Владимир Афанасьевич, с которым кроме служебных у меня были и личные дружеские отношения. Это был замечательный человек. Штаб, или, вернее, управление 10-го ДСКД, был укомплектован отличными офицерами — Буровников, Филиппов, Селитринников, Раскин, химик Жуков, доктор Пирогов, связист МО Карев и умный, воспитанный Иван Егорович Евстафьев (он был заместителем по политчасти командира дивизиона). Он был единственным политработником, которого я глубоко уважал до последнего дня его жизни. Как-то перед сном я у него спросил:

 

— Иван Егорович, ну как это немцы не поймут, что их расовая теория — глупость? Признавать за людей только арийцев, а евреев, армян, грузин, арабов сжигать в печах?

Иван Егорович отвечает:

— Николай, ты пойми, что для немцев фашизм и Гитлер — то же, что для нас коммунизм и Сталин.

Предельно простой и предельно ясный ответ на поставленный вопрос. Умер Иван Егорович в Риге от рака желудка, там и похоронен. Вечная ему память. Семья его — жена Валентина и две дочери — до сего времени живут в Риге. С распадом СССР связь с ними я потерял.

Командирами катеров были старшины, в большинстве призванные по мобилизации. Опытные моряки, преданные Родине и своему народу, — Бережной, Павлов, Михайловский, Письменный, Король. Да разве всех перечислишь, их через дивизион прошло около сорока офицеров. Все они были бесстрашными и своей храбростью являли пример для всего личного состава. Помню, катера прикрывали эскадренные миноносцы, следовавшие из Кронштадта в Ленинград. Немцы по ним открыли ураганный огонь из Старого Петергофа, Мартышкино, Урицкого, завода пишущих машин. Катера поставили дымовую завесу, головным шел катер с командиром отряда лейтенантом В. Акоповым. В катер попал шестидюймовый снаряд, и его разнесло на куски. В дымзавесе образовалось окно. Его закрыл идущий в кильватер катер под командованием Ивана Беневаленского. Миноносцы уже вошли в огражденную часть Ленинградского канала, катера начали отходить, сбросив на воду дымовые шашки. Рядом с катером Беневаленского разорвался снаряд, катер получил много пробоин в корпусе, рулевой, сигнальщик, химик, пулеметчик были убиты. Только моторист остался цел, а командир был ранен в ноги и грудь. Беневаленский, тяжело раненный, дополз до кормы, включил дымаппаратуру, потом кое-как залез на мостик, взял в руки штурвал и лежа привел катер в Кронштадт, где мы и узнали о происшедшем.

Хорошо помню еще один бой, он произошел уже в 1944 году, когда войска Карельского фронта освобождали г. Выборг. Мне приказали взять в бухте Ололахт армейский батальон и на катерах, и тендерах высадить его на острова в Выборгском заливе. При планировании операции вице-адмирал Ралль решил, что начинать с острова Бьёркё нельзя: там были большой гарнизон и 180-мм батарея. Надо было прорваться вовнутрь залива между Бьерке и поселком Койвисто, который был уже нашим, высадить десант на остров Пейсари, захватить остров, а потом, переправившись через небольшой проливчик с тыла, взять и Бьёркё. Темной ночью погрузили десант и в охранении трех шхерных мониторов и трех торпедных катеров в готовности к постановке дымзавесы, если нас обнаружат с острова Бьёркё, благополучно прошли пролив Бьёркё-Зунд, Койвисто и высадили десант на острове Пейсари. Утром из глубины Выборгского залива появились четыре большие немецкие десантные баржи (БДБ), каждая была вооружена четырьмя 4-ствольными 37-мм артустановками, и стали «поливать» нас снарядами, как водой из шлангов. Катера начали отходить к поселку Койвисто, возвратиться в бухту Ололахт мы не могли, так как в проливе появилась финская канлодка «Карьяла». Катер под командованием Николая Лебедева подошел к БДБ. Николай Лебедев был тяжело ранен. Мичман Селезнев направил катер к нашему берегу, а когда катер сел на мель, взял Н. Лебедева на руки, спрыгнул в воду и понес его на берег. Но ему в спину попал снаряд, и он, и командир погибли. Подошли наши сторожевые корабли дивизиона «Дурной Погоды» — «Буря», «Шторм», «Циклон», «Смерч». После короткого боя БДБ и канлодка ушли. Кораблями в район Койвисто был переброшен полк морской пехоты, взяты острова Бьёркё, Мелансари, Тютенсиаре и все остальные в Выборгском заливе. 10-й дивизион похоронил Николая Лебедева и всех погибших на берегу у деревни Путус. После войны местные власти городов Приморск (бывший Койвисто) и Советский (бывший Тронзунд) произвели перезахоронение со всех отдельных могил. На площади Приморска поставили памятник.

Каждый год 22 июня нас, оставшихся в живых, мэры этих городов приглашают почтить память погибших. Но с каждым годом ветеранов становится все меньше и меньше, да и поездки теперь многим не по карману. Чтобы закончить рассказ о 10-м дивизионе, следует сказать, что зимой во время ледостава, когда катера не могли ходить, из команд катеров мы формировали экипажи завесчиков на предоставленные нам аэросани, по бортам которых устраивали металлические пеналы на четыре МДШ, а трубы от пеналов подводили к пропеллеру. Командирами аэросаней были командиры катеров, штурманами — рулевые, пулеметчиками — пулеметчики, а химики ведали дымом. Вот на таких аэросанях-дымзавесчиках мы прикрывали переброску 2-й ударной армии генерал-лейтенанта И. И. Федюнинского с Лисьего Носа в Ораниенбаум для снятия блокады Ленинграда. После взятия островов в Выборгском заливе дивизион был награжден орденом Красного Знамени и стал именоваться «10-й Краснознаменный дивизион сторожевых катеров-дымзавесчиков — КДСКД», а командир дивизиона был награжден орденом Нахимова. С большим уважением и гордостью вспоминаю этот дивизион и своих боевых товарищей. Некоторые пишут мне письма до сих пор.

Продолжение следует.

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)

  1. Денис

    Здравствуйте ищу информацию о 9 дивизионе стороживых катеров Спасибо

    04.05.2017 в 17:50