Записки армейского радиста
С наступлением весны 1942 года части нашей армии продолжали активно обороняться, лишь кое-где отступая под напором превосходящих сил противника. Наша передвижная ремонтная мастерская занималась своим обычным делом: ремонтировала радиоаппаратуру по месту базирования и высылала «летучки» в части, ведущие бои на передовой.
Условия использования ремонтной «летучки» изменились. Зимой — заносы и холод. Ездить можно только по дорогам, проложенным снегоочистителем, который часто делался саперами из телеграфных столбов в форме буквы «А». Эту большую деревянную «А» тащил за вершинку какой-нибудь слабенький трактор от деревни к деревне, расчищая дорогу для машин. Утром трактор раздвинет снег, а к вечеру поземка завалит выемку. Наутро, уже не имея сил, чтобы раздвинуть новый снег и старые снежные валы, трактор делает дорогу уже рядом со старой. И уже новые валы становятся снегозадерживающими. Возникает лабиринт, ехать по которому, особенно ночью, — одно горе… Изо всех сил мы толкаем свою машину. Снова и снова. Выбиваемся из сил. Снова толкаем и расчищаем: ведь если окончательно засядем, то ночью можно замерзнуть до смерти. К тому же, прямо скажем, страшно одним в поле в бесконечные зимние ночи — если выйдет на нас немецкая разведка, то защищаться, кроме карабина и немецкого парабеллума, который мне подарили после одного из ремонтов, совсем нечем. Так что любая хата с прелой соломой и телком в избе — уже несравненно что-то лучшее. К тому же у передовой пустых хат нет, всегда стоит какая-то часть и есть какой-то ночной дозор. Добраться бы только в метель до таких хат…
Весной и летом — совсем другое дело. Дорога — почти всюду, если дождей нет. За длинный день можно добраться куда угодно и спать в лесу или поле. Но в чем-то стало хуже. Во-первых, совсем обнаглели «мессеры»: начали гоняться за каждой машиной, опускаясь над мишенью до бреющего полета и расстреливая из пулемета.
На дорогах — вонь страшная: те же «мессеры» побили много скота и лошадей. Лошадиные трупы со вздутыми животами и направленными в небо ногами, точно стволы зенитных пушек, разлагаются и воняют. Убрать их в условиях военного времени руки не доходят.
Когда мы с «летучкой» оказываемся на дороге одни, то едем от дерева к дереву, от хаты к хате, заранее намечая пункты укрытий на случай появления «мессера». Все, кроме шофера, наблюдаем за небом из кузова и с подножек, чтобы хотя бы успеть погасить за собой демаскирующий белый мыльный шлейф на дороге, отбежать а залечь в придорожный кювет. Непростительно погибнуть в пути к месту задания — так теперь говорят на каждом кратком инструктаже. Уж очень часто гибнут люди и машины на дорогах, без видимой необходимости продолжающие ехать неосторожно и без маскировки.
Вместе с частями наша мастерская начинает понемногу отходить на восток. Меняем несколько мест базирования: Красный луч, Ровеньки, Ребриково. Из Ребрикова «летучку» срочно называют в части. Меня назначают ее начальником и вместе с одним из радомастеров посылают на нашей машине.
Навстречу — густой поток армейских машин. С большим трудом нашли штаб дивизии. Здесь очень беспокойно. Штабные машины загружаются готовятся к маршу. Кто-то из комсостава дивизии приказывает мне оставить машину с шофером около избы штаба, а самому пробраться в полк, что километрах в четырех впереди — в леке, в лощине: по телефону сообщили двух вышедших из строя станциях, прошу шофера Польского дожидаться меня, а сам со своей полевой сумкой с нарисованной от руки схемкой местности в кулаке бегу в полк.
Тот день стал для меня счастливым. Все мои поступки были удачными и правильными. Может быть, главным жилось то, что мне удалось попасть сразу именно в ту часть, куда я был послан и где оказались две смолкнувшие РБ (батальонные радиостанции). Ремонт пустяковый — вышло из строя по одной лампе в приемниках. Ставлю их из своего комплекта. Что делать дальше? Вижу, что слева, в полутора километрах, ползет цепочка немецких танков. Скоро перережут мою дорогу к машине. Быстро козырнул и, забирая несколько вправо, бросился бегом назад. «Куда ты? Не добежишь! Пережди здесь с нами!» Бегу, не раздумывая. Посередине поля дважды упал — справа из леска ударили наши противотанковые пушки. Снаряды пролетали где-то совсем рядом — меня буквально сшибало волной. Пот заливал глаза, но еще издали увидел: стоит Польский на кабине машины, видит меня и машет мне отчаянно рукой: «Скорее, скорее». Сил нет, почти падаю. Дивизионные машины уже уехали, лишь чья-то машина пылает рядом с машиной Польского. Добежал и почти рухнул в кабину. Первый немецкий танк рядом, здесь, перед избой, на ходу стреляет. Польский поддал ходу и через 3 — 4 минуты мы оторвались. Теперь скорее в Ребриково. Но найдем ли мы там кого-нибудь?
По дороге в Ребриково пришлось наблюдать еще одну горькую картину. Несколько «мессеров» захватили на параллельной с нами дороге несколько наших реактивных «катюш». «Мессеры» выстроились в цепочку и так зло, заходя снова и снова, расстреливали и бомбили, что до леска добралась и укрылась только одна машина. А все остальные остались на дороге со сгоревшими кабинами и обожженными рельсовыми направляющими над ними. До слез обидно было видеть в обломках эту нашу прославленную технику. К нашей большой радости, в Ребрикове застали своих: теперь за нашу машину с пустым бензобаком можно было не беспокоиться…
Источник: Журнал «Благо» №2(5), 2005 г.