23 декабря 2016| Оранж Клаудия перевод с английского Ильяшенко Ольга

Военная организация маори

Борьба за равенство

Военная организация маори [1] была создана во время Второй мировой войны, чтобы содействовать правительству в наборе добровольцев на военную службу. Многие представители маори вступили добровольцами во второй Новозеландский экспедиционный корпус в самом начале войны. В октябре 1939 года правительство дало разрешение на создание военного батальона, полностью состоящего из маори. Организованные по племенному принципу четыре роты, входящие в 28-й батальон (маори), отбыли за границу 2 мая 1940 года.

Батальон маори вскоре прославился своим боевым духом, а некоторые из командиров, включая Чарльза Беннета, Арапета Аватере и Джеймса Хенаре, впоследствии стали видными политическими деятелями. Воинская повинность не была обязательной для маори, и малое количество добровольцев от некоторых округов, особенно пострадавших от массовых конфискаций после Новозеландских войн, привлекло внимание властей. Более того, было трудно обязать маори к военной службе, потому что они не были включены в списки военнообязанных, а регистрация для целей социального обеспечения охватывала лишь четверть предполагаемой рабочей силы маори.

Фото 1944

Прощание маори с семьей. Фото 1944

Истоки

Создание Военной организации маори (ВОМ)

Будучи не в состоянии определить рекрутов из числа маори, Департамент по делам коренного населения передал задачу члену Парламента от Западных маори Парайре Пайкиа, который был председателем парламентского комитета маори.

При содействии двух других членов Парламента от Ратана-Лейбористской партии, Эруера Тирикатене и Х.Т. Ратана, Пайкиа составил для организации программу по управлению приемом маори на военную службу. Он получил поддержку маори, подчеркнув политический потенциал организации. 3 июня 1942 года правительство одобрило создание Военной организации маори (ВОМ).

Когда все племена были учтены, ВОМ представилась возможность продемонстрировать потенциал маори. Страна была разделена на 21 зону и было сформировано 315 племенных комитета; от каждого из которых один или два члена присоединились к одному из 41 исполнительных комитетов. Работа Комитетов была добровольной и никак не спонсировалась государством. Парламентский комитет маори настаивал, чтобы ВОМ следовал обычаю маори в отборе 20 должностных лиц из числа маори в целях содействия координации деятельности своих комитетов. В июле 1942 года Кабинет министров решил, что этот принцип племенного руководства следует распространить на территориальные единицы Новой Зеландии и на отряды местной обороны.

 

Расширение роли Военной организации маори

По мере набора добровольцев, работа ВОМ расширилась и в других направлениях. Племенные комитеты хорошо представляли особенности местной жизни и им часто приходилось давать [правительству] рекомендации по вопросам образования, профессиональной подготовки и более эффективного использования земель. Важной частью их деятельности было способствование местному производству пищевых продуктов.

За регистрацию маори на военную службу отвечали комитеты – для мужчин от 18 до 59 лет и для женщин от 20 до 30 лет. Они обеспечивали как регистрацию, так и рекомендовали тип и место службы. Комитеты занимались целым рядом вопросов: отношениями между работодателями и работниками, прогулами, отслеживанием работников, использующих фальшивые имена, чтобы менять работы, и другими нарушениями.

К 1943 году в Окленде и Веллингтоне несколько сотен молодых женщин маори жили в беднейших городских районах, работая при этом в гостиницах и ресторанах. Эта проблема обратила на себя внимание ВОМ, которая рекомендовала правительству, чтобы в Департамент по делам коренного населения были приняты социальные работницы из числа женщин-маори.

 

Трудные времена

Существование организации под угрозой

Когда Военная организация маори создавалась, правительство предполагало, что поддержание ВОМ обойдется в £7,000, а через 6 месяцев организация будет распущена. В 1943 году Пайкиа попросил, чтобы срок существования организации был продлен. Он мотивировал это тем, что ВОМ не только необходима для удовлетворения военных нужд страны, но и имела ключевую роль в поствоенном развитии маори. Это дало возможность маори по-своему организовывать быт, участвовать в экономической и политической жизни страны и занимать руководящие позиции в обществе. Последнее, вероятно, сыграло решающую роль в преодолении недоверчивого отношения маори к правительству, которое было распространено в начале войны. Другими значительными факторами были обещания правительства о том, что все претензии по поводу конфискаций будут удовлетворены после войны (при поддержке со стороны лидера Вайкато, Те Пуэа) и что военнослужащим из числа маори будет предоставлена соответствующая программа реабилитации.

Хотя правительство приняло решение продлить существование ВОМ до конца апреля 1944 года, казалось, что официальное признание того, что представители маори могут занимать руководящие посты, не может продолжаться в мирное время. Позиция организации была ослаблена смертью Пайкеа в апреле 1943 года.

Хотя премьер-министр Питер Фрейзер принял на себя ответственность за Военную организацию маори, реальное руководство ВОМ отошло к Еруэра Тирикатене (Eruera Tirikatene). Он был решительно настроен бороться за выживание организации, но не имел такого политического влияния, каким пользовался Пайкиа. Для армии было достаточно призывников из числа маори, при этом сохранение должностных лиц по набору призывников-маори казалось неоправданным, и Казначейство рекомендовало прекратить официальную поддержку организации с 31 января 1944 года.

 

Конфликт с Департаментом по делам коренного населения

Департамент по делам коренного населения с Казначейством согласился. Его первоначальная поддержка ослабевала, по мере того, как ВОМ постепенно брала на себя выполнение функций департамента. Что именно входит в зону влияния какого органа власти не всегда было понятно. Теперь же вопрос о послевоенной реабилитации выявил различные подходы двух организаций к благосостоянию и развитию маори.

Департамент по вопросам реабилитации настаивал, чтобы маори предоставлялись те же жилищные и земельные условия и те же возможности образования, что и другим ветеранам. Но вернувшиеся военнослужащие из числа маори могли проходить реабилитацию в центрах, подведомственных Департаменту по делам коренного населения, или же в центрах Департамента по вопросам реабилитации, при чем предпочтение отдавалось последнему. Надежды Департамента по вопросам коренного населения на новый курс в послевоенном обществе маори совпали с надеждами ВОМ и депутатов от маори в политической борьбе за будущее маори и роли в ней департамента.

 

Непростой компромисс

Политика по делам маори под пристальным вниманием

Министр по делам коренного населения Рекс Мейсон, желая обуздать экспансию и укрепление Военной организации маори, в 1944 году инициировал введение в департаменте по делам коренного населения должности социальных работников. Он также подготовил законопроект по возобновлению деятельности органов местного самоуправления маори, большинство из которых утратили влияние или были включены в ВОМ. Законопроект был отклонен представителями ВОМ и депутатами от маори. Они рекомендовали создать новое ведомство по делам благосостояния маори, которое будет включать представителей маори от высшего управленческого уровня до низовых племенных комитетов. Цель заключалась в том, чтобы сохранить определенную степень автономии местного народа, и использовать государственные ресурсы для их развития.

 

Победа Департамента по делам коренного населения

Департамент по делам коренного населения выступил против этого плана. И хотя премьер-министр с пониманием отнесся к стремлению маори самим управлять своими делами, он хотел избежать подъема национализма среди маори и предпочел реформировать Департамент по делам коренного населения. Завершение необходимого законопроекта было предоставлено Мейсону, который находился под влиянием Апирана Нгата, который также опасался политического потенциала ВОМ.

В законе о социальном и экономическом положении маори от 1945 года не было предусмотрено никаких изменений касательно структуры Совета и Департамента по делам коренного населения. Племенные и исполнительные комитеты были включены в структуру департамента.

 

Непростой компромисс

Этот закон был компромиссом, который никого не удовлетворил. У большинства маори возможность успешного претворения закона в жизнь вызывала сомнения, а члены Департамента по делам коренного населения рассматривали его как возможность, включения персонала ВОМ в свои ряды.

Будучи министром по делам маори в течение последних трех лет существования первого лейбористского правительства, Фрейзер настаивал на скорейшей реализации этого закона. Ранжи Роял (Rangi Royal) был назначен главным специалистом по социальному обеспечению, а также ряд социальных работников заняли ведущие должности. Куини Те Тау (Te Tau) и Руматики Райт (Rumatiki Wright) были в числе первых маори, получивших назначение. К марту 1948 г., восемьдесят пять процентов населения маори проживали в районах, на которых распространялось действие закона.

 

Упущенные возможности?

Фрейзер возлагал большие надежды на новый порядок. Он считал, что та решительность и энтузиазм, которую маори продемонстрировали на войне, может быть использована для развития в мирное время. Он хотел, чтобы племенные комитеты сами проявляли инициативу по формированию предложений и планов развития маори и сами обращались за поддержкой в правительственные учреждения.

Но, учитывая положения закона, ожидания Фрейзера, что маори могли бы считать племенные комитеты органами самоуправления были совершенно не оправданы. Функционируя в узких рамках ведомственного контроля, комитеты должны были работать только на местном уровне в рамках дотационных проектов. Племенная власть больше не была ответственна за разработку экономической базы для развития маори. В законе так же не предусматривалась возможность того, чтобы комитеты играли какую-либо роль на национальном уровне, вопреки надеждам ВОМ.

Созданная и наделенная особыми полномочиями из-за необходимости, продиктованной войной, Военная организация маори исполнила свое предназначение. Со временем патерналистские модели государственной политики и права коренного населения участвовать в принятии политических решений были восстановлены.

 

 [1] Маори — коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев.

 

Перевод Ольги Ильяшенко для www.world-war.ru

Источник: https://nzhistory.govt.nz/war/maori-war-effort-organisation

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)