Судьба подкидыша
В рамках информационного сотрудничества Интернет-портала «Непридуманные рассказы о войне» www.world-war.ru с Пансионатом для ветеранов войны «Коньково» г. Москвы продолжаем публикацию серии материалов приуроченных к 70-летию Дня Победы.
Родился я примерно в марте, когда точно не знаю, в городе Ряжске Рязанской области. На мосту через реку Хупту лежал кулёк с ребёнком. Как раз через этот мост люди, которые в пригороде Ряжска жили, шли на работу и услышали мой плач. Потом мне рассказывали, что подошёл милиционер, взял кулёк и понёс в приют. В кульке была записка: «Нестеров Вася». Написали, что я 1924 года рождения. В приюте я пробыл примерно 3 года, а потом попал в детский дом. Из детского дома меня взяли в 1927 году люди, которые стали мне родителями и воспитывали меня – Молчанова Марфа Павловна и Молчанов Фёдор Филиппович. У них не было детей. От своего приемного отца я стал Фёдорович. Что касается голода в 30-е годы, я его не помню, потому что родители, которые меня взяли, работали в пекарне.
В 1940-м году к нам в город приезжали из аэроклуба и интересовались, кто хочет летать из ребят. Я и ещё 4 человека подняли руку. Меня посмотрели, сказали, что физическое развитие отличное, признали годным к полетам. Надо сказать, что я был хорошим спортсменом, серьезно занимался лёгкой атлетикой, бегал на короткие дистанции: 100, 200, 400, 500 метров, плюс прыжки в длину. В аэроклубе я прошёл обучение на У-2. Как-то приехала комиссия из Рустави [1]. Меня туда направили на аэродром, где я летал на И-16, И-15. А в И-153 посидел только, летать не сподобился.
Когда началась война, меня отправили в Сталинградскую школу, где я научился стрелять по наземным и воздушным целям. Мы, курсанты, рвались на фронт. Но после окончания лётного училища, мы еще в Казахстане переучивались на Як-1, Як-7, Як-7Б, Як-9 и т.д. Из Казахстана нас уже отправили на фронт. У немцев были хорошие самолёты мессершмитты, а фокке-вульф (Fw.190) даже имел пушку, кроме пулемётов. У наших самолётов не было пушек.
Взаимоотношения в полку среди солдат всех национальностей – белорусов, украинцев, молдаван, татар, евреев – были совершенно нормальными. Никаких межнациональных конфликтов не было.
В одном из боевых вылетов, приближаясь к Ju-88, выстрелил в стрелка противника, затем мне нужно было отойти в сторону, но в этот момент по фонарю моей машины как даст что-то. Фонарь отлетел. Взялся за лицо – всё в крови. Я находился в сознании, понял, что зацепило череп. Сделал вынужденную посадку в Овруче. Думали, что я буду садиться на брюхо, а я сел, как полагается, на колёса. Там находился медицинский персонал, пожарные. Меня отмыли и зашили. Примерно через две недели из медсанбата я попросился в Коростень.
После этого ранения до конца войны я летал, дошёл до Дрездена. Перед нами американцы его сильно разбомбили. Мы так поняли, что таким образом американцы свои силы нам демонстрировали. Когда из Дрездена возвращались, приземлились в городе Станислав [2] на Западной Украине. Там и застал меня День Победы. Немцы старались сдаться не нам, а американцам. Нас они боялись. Слишком уж много они натворили: сколько деревень пожгли, убивали женщин, детей, стариков.
После войны приезжали американские представители. Мы летали на их самолётах, предоставленных нам по лендлизу. Когда война окончилась, мы должны были их сдать. Я находился в бригаде по перегону самолетов из Станислава в Коростень. Думали, что они эти самолёты заберут. Мы ведь перегоняли самолёты с Чукотки в Москву и Подмосковье в начале войны. Когда американцы осмотрели самолёты, попросили, чтобы привезли трактор. Сказали механикам сложить шасси, поставить самолёты на брюхо и проехались по ним тракторами на наших глазах.
После войны я с Западной Украины возвратился в Коростень. Сразу не демобилизовался, а обучал молодых лётчиков, которые приходили из спецшкол. После войны я продолжал заниматься спортом. Когда в Харькове в 1947-м году проходили всесоюзные соревнования легкоатлетов, я пробежал 100, 200, 400 метров, с прыжками в длину, занял четыре первых места. Меня пригласили во всесоюзную легкоатлетическую организацию на всесоюзные соревнования, но я отказался, потому что тогда получил повышение, стал замполитом эскадрильи.
Женился в 1949 году. В 1950-м у меня появился сын. До 1960 года я в полку пробыл. Примерно в 1962-1963 приехал в Москву. На работу поступил в Аэрофлот начальником диспетчеров. Выучил английский язык. Мы руководили самолётами, которые прилетали по западным трассам. Со мной работала переводчица, которая выручала, когда мне было что-то непонятно.
За боевые действия на фронте бал награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны I степени.
[1] Город около Тбилиси.
[2] Так город назывался до 1962, теперь это г. Ивано-Франковск.
Записала Татьяна Алешина для
www.world-war.ru