29 октября 2014| Чиверс Лена для газеты "Британский союзник", издавалась в 1942-1949 гг.

Служба скорой помощи в Лондоне

Эта статья написана в ответ на просьбу сотрудника Московской станции скорой помощи познакомить его
с работой Лондонской службы скорой помощи.

Иногда на загруженном перекрёстке в центре Лондона вы можете наблюдать такую картину: светофор светит зелёным огнём, а полисмен, стоящий на перекрёстке, задерживает всё движение.

Резкий отличительный звук сирены покрывает шум автомобилей. Только кареты скорой помощи могут пользоваться такими сиренами. Мимо длинной линии автомобилей, остановленных красным сигналом светофора, проносится, сверкая белизной, санитарный автомобиль. Полисмен пропускает его в первую очередь.

На ветровом стекле над головой водителя белыми буквами на синем фоне выведены слова: «Скорая помощь». В ночное время эта надпись освещается электрической лампочкой.

Белая карета скорой помощи для лондонцев — символ быстрой и четкой работы в любых условиях.

Водители Службы скорой помощи прекрасно овладели искусством быстрого и безопасного вождения своих машин, а медицинский персонал приобрёл огромный опыт по оказанию помощи при всевозможных травмах и внезапных заболеваниях. Пострадавшие исполнены веры в спасительное действие белой кареты и фельдшеров в форменной одежде.

***

Каждый мужчина, женщина, ребенок в Лондоне знают, что надо делать при несчастном случае. Вы идете к ближайшему телефонному аппарату — в жилом доме, магазине, в телефонной будке на улице — снимаете трубку и набираете номер 999. На телефонной станции дежурная записывает место и характер несчастного случая.

Затем она немедленно соединяется с распределительным щитом, который находится в административном центре Лондонского графства в Каунти Холл. Здесь перед распредели­тельным щитом сидят девушки. Перед ними карта Лондона с названиями шестнадцати станций скорой помощи. Рядом, на этой же доске, лампочки. Красные — обозначают машины, выехавшие по вызову, зелёные — показывают число свободных машин.

Когда приходит вызов, девушка смотрит на карту и сразу видит, на какой станции, лежащей поблизости к тому месту, где произошел несчастный случай, имеется свободная машина. На эту станцию она и передаёт вызов.

На стенах комнаты висят подробные карты Лондона. Девушки хорошо знакомы с географией всех районов, и они автоматически, почти не думая, находят нужную станцию.

Эти же девушки передают все требования на санитарные кареты, в частности для отправки больных в больницы и перевозки пациентов из одного госпиталя в другой.

Штат сотрудников на каждой станции помощи набран с таким расчетом, чтобы на каждую карету скорой помощи имелся один водитель и один фельдшер. Оба прошли необходимую подготовку и могут заменять друг друга. В распоряжении скорой помощи машины самой современной конструкции с 25-сильными моторами. Они окрашены белой масляной краской, всегда чисто вымыты и их легко узнать. В каждой санитарной машине имеется калорифер, действующий от мотора.

В карете, предназначенной для оказания помощи пострадавшим от несчастных случаев, имеется четыре места для лежачих больных и восемь для сидячих, не считая фельдшера.

Машина оборудована кислородным прибором, который применяется в тех случаях, когда больной нуждается в кислородном дыхании, в частности при отравлении угарным газом и поражении электрическим током.

В каждой санитарной машине имеется набор хирургических инструментов и полная аптека, содержащая наряду с шинами, бинтами, бандажами, противоядия для всех распространенных форм отравления. Грелки с горячей водой укутаны в одеяло.

Кроме обычных носилок имеется также специальное складное «кресло-носилки». Эти носилки исключительно удобны, когда надо нести пациентов вниз по длинным узким лестницам. Они очень легки, удобны для больных, и с ними гораздо легче работать в тесных помещениях, чем с обычными носилками о четырёх ручках.

Одной из наиболее полезных и остроумных частей снаряжения является холщёвый мешок, напоминающий смирительную рубашку. Этот мешок, изобретенный одним из ра­ботников лондонских органов здравоохранения несколько лет назад, применяется для спасания людей, упавших в подвальные помещения, в стволы лифтов и тому подобное. Он плотно охватывает пациента и носилки так, что пострадавшего можно поднимать перпендикулярно вверх, не тревожа его раны.

Для перевозки больных и оказания срочной медицинской помощи применяются такие же кареты, но только они, естественно, снабжаются не столь разнообразным оборудованием.

В настоящее время в регулярной Лондонской Cлужбе скорой помощи (в отличие от вспомогательной) занято 400 человек. В 1938 году, который по числу несчастных случаев можно считать типичным, Служба скорой помощи получила 18 000 вызовов от полиции и более 29 000 непосредственно от граждан. Число вызовов по болезням, включая сюда рожениц, дошло до 11 000.

В том же году санитарные машины перевезли 217 908 пациентов, сделав в общей сложности около 3 200 000 километров.

При каждой больнице имеется специальная палата для жертв несчастных случаев, в которой постоянно дежурят врачи и сёстры. Каждый водитель может вслепую, в условиях затемненного города, в тумане, найти дорогу к больницам в своём, а часто и в соседнем районе.

***

В начале войны перед Лондонской службой скорой помощи в связи с ожидавшимися крупными воздушными налетами возникла необходимость расширить личный состав и автомобильный парк. Создана была Лондонская вспомогательная служба скорой помощи. Эту службу следует считать дополнением к предвоенной организации, а не самостоятельной организацией.

От станций скорой помощи, существовавших в мирное время, отделялись вспомогательные станции военного времени. В каждом районе были поставлены начальники основных станций во главе всей работы по оказанию первой помощи пострадавшим.

В сентябре 1939 года пять тысяч человек, из коих примерно половину составляли женщины, добровольно вступили в ряды сотрудников Службы скорой помощи. Повсеместно в Лондоне в реквизированных гаражах, в больших домах, в неиспользуемых по назначению магазинах создавались станции скорой помощи. Всего было организовано 112 вспомогательных станций.

Расширение Службы скорой помощи встретило горячую поддержку населения, но значительно более трудной оказалась проблема транспорта. Многие автомобили, полученные Службой скорой помощи, были признаны непригодными или оказалась в плохом состоянии. Добровольцам приходилось тратить много времени на ремонт испорченных моторов или на переоборудование машин для нужд скорой помощи, не годных для этой работы.

Однако эти временные кареты вскоре были заменены специальными санитарными машинами, которые представляли собой корпус санитарной кареты, поставленной на шасси обычной легковой машины. В большом числе прибывали также специально построенные малые санитарные машины.

Мужчины и женщины, согласившиеся работать водителями и фельдшерами, принадлежат к самым разнообразным слоям английского общества. Многие девушки работали до войны в магазинах и кафе, немало в рядах вспомогательной службы и бывших домохозяек. Среди мужчин имеются и очень опытные лондонские водители — шофёры такси и водители автобусов, оставившие свою работу ввиду преклонных лет.

Пришли также и новички, не касавшиеся руля автомобиля. Их обучали приёмам первой помощи и правилам борьбы с отравляющими веществами. Впоследствии, когда появились кадры инструкторов, фельдшеров стали обучать вождению автомобилей, а шофёры, в свою очередь, взялись за изучение первой медицинской помощи.

Сейчас программа подготовки водителей включает малый текущий ремонт и повседневное обслуживание автомобилей. Водители и фельдшеры целиком и полностью ответственны за чистку своих машин и за содержание их в хорошем состоянии. В их обязанности входит также уборка станции и своих жилых помещений.

***

В сентябре 1940 года Лондонская вспомогательная служба скорой помощи имела уже 900 карет и 790 автомобилей для перевозки сидячих пациентов. Личный состав службы насчитывал свыше 7000 человек. В это число входят, разумеется, многочисленные работники, занятые неполный рабочий день. После нормального трудового дня они дежурят ночью на станциях.

Недавно число станций было сокращено до 90, а штат службы до 2 500 человек, из коих 1 500 женщин. Мужчины все либо старше призывного возраста, либо не пригодны к воинской службе по состоянию здоровья.

Лондонская вспомогательная служба скорой помощи, как и регулярная Служба скорой помощи, находится в ведении Совета Лондонского графства. Однако после сигнала воздушной тревоги все вспомогательные станции немедленно поступают в прямое подчинение районным муниципальным советам, в зоне деятельности которых они расположены. С этого момента станции скорой помощи получают приказания от местного штаба противовоздушной обороны.

Местному штабу противовоздушной обороны дежурный передаёт требования на высылку больших спасательных отрядов, малых спасательных отрядов, отрядов первой помощи и санитарных машин.

Когда телефон испорчен, мальчики-посыльные доставляют вызовы в районный штаб, откуда их направляют с указаниями на станции скорой помощи.

За период сильных воздушных налётов на Лондон большой ущерб был причинён нескольким станциям скорой помощи. Эти станции продолжали свою работу, используя весь свой людской состав и оборудование. В районных штабах противовоздушной обороны ведётся особый учет высланных санитарных отрядов.

Когда районный штаб исчерпает две трети своих ресурсов, дежурный обязан сообщить об этом в вышестоящий штаб. Делается это для того, чтобы резервы других районов были готовы к работе в районе, особенно пострадавшем от фашистских бомб.

***

Примеры героизма работников скорой помощи, проявленного во время воздушных налётов, бесчисленны. Героизм всех работников службы принимается уже за что-то само собой разумеющееся. Поэтому его почти не замечали, а награды, выданные водителям и фельдшерам, следует считать скорее знаком признания заслуг всей Службы скорой.

Вспомогательная служба скорой помощи перевезла в больницы и на пункты первой помощи более 29 тысяч жертв воздушных налётов. В последнее время «самолеты-снаряды», которыми пользуются трусливые фашистские пираты, увеличили список жертв.

Вспомогательная служба скорой помощи выполняет также ещё одну функцию. Она оказывает помощь пострадавшим, которые не нуждаются в продолжительном больничном лечении. После оказания медицинской помощи и краткого периода покоя таких пациентов отвозят домой. Вспомогательная служба скорой помощи таким путем уменьшает нагрузку больничных учреждений.

Некоторое число зданий отведено под «дома отдыха» для пострадавших с незначительными ранениями и для людей с нервными потрясениями на почве воздушных налётов. В первую очередь сюда направляют тех пострадавших, чьи дома после налётов стали непригодными.

В состав Вспомогательной службы входят также отряды первой помощи и мобильные группы, высылаемые к местам падения бомб и несчастных случаев. Хирургическая группа состоит из хирурга и шести сестёр. Сёстры в большинстве своём добровольцы. Мобильная операционная обычно расположена в специально оборудованном автобусе.

Мобильные операционные оборудованы с таким расчётом, чтобы в них можно было производить серьёзные операции на месте происшествия. Всё же при малейшей возможности предпочитают делать сложные операции в условиях стационара.

Мобильные операционные спасли жизнь многим жертвам воздушных налётов. Неисчислимы геройские подвиги врачей и сестёр, которые с риском для жизни прокладывали себе путь в разрушенные здания, ползли под грудами развалин, чтобы впрыснуть морфий или оказать другую помощь пострадавшим, которых нельзя было быстро вынести на свободу.

***

В каждом большом убежище имеется свой пункт первой помощи. В период сильных воздушных налётов, когда станции Лондонского метро использовались в качестве убежищ, пункты первой помощи, созданные для обслуживания пострадавших, превратились в небольшие поликлиники, куда регулярно обращались лондонцы за помощью.

Во время налёта в убежище обычно находится доктор, постоянно дежурит медицинская сестра.

Значительная доля этой разнообразной работы падает на добровольцев, занятых неполный рабочий день. Недостаток людских резервов не позволяет создать большую организацию противовоздушной обороны со штатным персоналом.

Но даже и те мужчины и женщины, которые состоят в штате, не отдыхают между налётами. Работники Службы скорой помощи проводят в периоды между налётами значительную работу по нормальному медицинскому обслуживанию населения. Девушка, возившая ночью раненых по пылающим улицам, может получить на следующее утро приказ — отвезти ребенка с воспалением лёгких в больницу или доставить роженицу в родильный дом.

Большая и плодотворная работа проведена по обучению всех слоев гражданского населения первой помощи, противогазовой и противопожарной обороне. Курс первой помощи пострадавшему преподают во всех юношеских клубах Британии.

В каждом районе постоянно работают курсы первой помощи. Таким образом, фактически каждый человек знает, что надо делать при травмах, полученных при воздушных налётах или в обычной жизни. Лондонская служба первой помощи спасла жизнь многим тысячам людей…

Источник: Британский союзник № 31 (103), 30 июля 1944 года.

Оцифровка www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)