19 января 2007| Ракобольская И.В.

Штурман полка

Родилась Женя Руднева в 1920 г. в г. Бердянске. С 1929 г. семья Рудневых жила в Салтыковке под Москвой. Училась Женя хорошо, хотя и не все давалось ей просто. Неудачи огорчали ее, но никогда не обезоруживали; наоборот, рождалось желание преодолеть их, овладеть непонятным. И это упорное стремление всегда побеждало. Так было и во всей ее дальнейшей жизни.

Любовь к науке пробудилась у Жени еще в школе. Особенно увлекла ее астрономия. С 9-го класса она начала заниматься в астрономическом кружке. И скоро у Жени родилось твердое желание — быть астрономом.

В 1938 г. Женя окончила среднюю школу с аттестатом отличника и стала студенткой мехмата МГУ. Благодаря своему необычайному трудолюбию и пытливости Женя и в университете быстро стала одной из лучших студенток курса. В том же году она начала работать во Всесоюзном астрономо-геодезическом обществе (ВАГО) в отделе Солнца, а уже на следующий год ее выбирают заведующей этого отдела. Одновременно она работала и в отделе Переменных звезд, с увлечением, часто ночи напролет проводила наблюдения в обсерватории на Пресне. В 1939 г. в «Бюллетене ВАГО» N3 была напечатана первая научная статья Е. Рудневой: «Биологические наблюдения во время Солнечного затмения 19 июня 1936 г.»

Когда началась Великая отечественная война, Женя сдавала весеннюю экзаменационную сессию, оканчивая 3-й курс. Страстно влюбленная в свою специальность, в далекие неугасимые звезды, студентка, которой прочили большую будущность, она твердо решила, что учиться не будет, пока не кончится война, что ее путь лежит на фронт.

… 8 октября 1941 г. был подписан секретный приказ Главнокомандующего Советской армии N 00999 о формировании трех женских авиационных полков NN 586, 587, 588 — истребители, пикирующие бомбардировщики и ночные бомбардировщики. Вся организационная работа поручалась Герою Советского Союза Марине Расковой. И тогда, 9 октября ЦК комсомола объявил по Москве призыв девушек, желающих добровольно пойти на фронт. Сотни девушек пришли в армию по этому призыву.

…Нам выдали военное обмундирование. Но как мы неловко чувствовали себя в форме, когда надели ее в первый раз! Большие гимнастерки и брюки, длинные мешковатые шинели и — самое мучительное — сапоги от 40-го до 43-го размера. Нарочно нельзя было придумать одежды, так сильно лишающей девушек привлекательности! Если еще добавить противогаз и флягу на боку.

Женю нельзя было назвать красивой. Но из под пилотки глядели такие ясные, выразительные глаза под темными бровями, такое серьезное было у нее лицо, что неизменно оставалось впечатление исключительной привлекательности и значительности этой девушки. А в момент оживления, подъема, радости лицо ее с нежным румянцем, детскими пухлыми губами и необыкновенно красивой мягкой улыбкой делалось поистине прекрасным.

Началось упорное учение: классные занятия по 11 часов в день, включая «морзянку» и строевую подготовку. 7 ноября 1941 г. мы давали присягу…

самолет У-2

В феврале 1942 г. из группы формирования был выделен наш 588 ночной авиаполк на самолетах «У-2″. Весь состав полка был женский. Женю Рудневу назначили штурманом звена и присвоили звание — старшина.

Наш учебный самолет создавался не для боевых действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, без радиосвязи и бронеспинок, с максимальной скоростью 120 км/час. Однако с первых дней Отечественной войны «У-2″ начал приносить армии огромную пользу. Особенно успешным оказалось ночное бомбометание с этих маленьких машин по переднему краю противника. С наступлением темноты и до рассвета «У-2″ непрерывно «висели» над целью, сменяя друг друга, методически, через каждые две-три минуты сбрасывая бомбы.

Марина Раскова

В мае 1942 г. наш полк Марина Раскова привела на Южный фронт и передала в 4 Воздушную армию, командовал которой генерал-майор К.А. Вершинин. …В воздухе господствовала немецкая авиация, и днем на «У-2″ летать было очень опасно. Мы летали каждую ночь. Лишь только наступали сумерки, вылетал первый экипаж, через три-пять минут — второй, затем третий, когда на вылете стоял последний, мы уже слышали тарахтенье мотора возвращающегося первого. Он садился, на самолет подвешивались бомбы, заправляли бензином, и экипаж снова летел на цель. За ним второй, и так до рассвета.

В одну из первых ночей погибли командир эскадрильи со штурманом, и Женя Руднева была назначена штурманом 2-ой эскадрильи, к командиру эскадрильи Дине Никулиной. Экипаж Никулина — Руднева стал одним из лучших в полку.

С самого начала полку пришлось действовать в исключительно тяжелых условиях. Армия отступила за Моздок, в гористую местность. Малейший просчет штурмана или летчика — и катастрофа неминуема. Не менее трудные условия встретились нам впоследствии при прорыве «Голубой линии» на Тамани, при полетах на Новороссийск и Керчь. Все эти направления имели важное тактическое значение, были прикрыты плотным огнем зенитной артиллерии немцев, десятки прожекторов ловили самолеты над целью, в воздухе патрулировали ночные истребители. А много ли нужно, чтобы сбить наш тихоходный самолет, весь состоящий из фанеры и перкаля? Одна зажигательная пуля может превратить его в пылающий факел…

штурман полка Евгения Руднева и командир эскадрильи Евдокия Никулина

…Тем не менее, вскоре мы встали вровень с мужскими полками, а в чем-то и обгоняли их. Резко изменилось и отношение к нам. Командарм Вершинин стал гордиться нашим полком. «Вы самые красивые женщины в мире», — сказал он. И даже то, что немцы называли нас «ночными ведьмами», стало признанием нашего мастерства… Не прошло и года на фронте, как нашему полку, первому в дивизии, присвоили Гвардейское звание, и стали мы 46-м Гвардейским полком ночных бомбардировщиков.

Конечно, девчонки оставались девчонками — возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их почему-либо отстраняли от полетов.

…Каждую ночь боевые экипажи вылетают на цель. Вспыхивают лучи прожекторов, они шарят по небу, лучи сближаются, и вот самолет пойман. Штурмана и летчика ослепляет нестерпимый свет… Бьют зенитки. Хочется уйти вверх, вниз, но… перегруженный бомбами самолет идет с мизерной скоростью 60 — 100 км/час, в зависимости от скорости встречного ветра. Томительно тянется время. Иногда по 10 минут не удается уйти от прожектора. И это на высоте всего нескольких сотен метров. Выше мы обычно не летали: от нас требовалась особая точность бомбометания. В некоторые ночи экипажи успевали сделать по 8 — 10 боевых вылетов. Летчики и штурманы проводили в воздухе по 10 и более часов. 10 часов крайнего нервного напряжения, напряжения всех душевных и физических сил!

Бывало и так, что на глазах летчика над целью гибли боевые подруги. Их самолеты, сбитые зенитным огнем или ночным истребителем, обычно загорались в воздухе и огненным факелом падали на землю… А ты возвращаешься домой, тебе подвешивают бомбы, и ты летишь снова на эту цель…

Женя стала замечательным штурманом полка. Штурманы признавали ее авторитет, уважали, любили и выполняли все указания безоговорочно. Как штурману полка ей не полагалось много летать. Но Женя не могла не летать. Почти все молодые летчики свой первый боевой вылет совершили с Женей Рудневой.

В конце 1943 г. Женю отпустили в Москву. 11 дней была она дома, побывала и в своей любимой обсерватории. Случилось так, что среди своих спутников по дороге в Москву Женя встретила того, кто мог бы стать спутником ее жизни… Первая и последняя любовь, чистая, светлая и глубокая, как все, что было в ее жизни, неожиданно пришла к ней. И как хорошо, как просто пишет Женя об этом в своем дневнике: «Зачем мне целый мир?.. Мне нужен целый человек, но чтобы он был «самый мой». Тогда и мир будет наш «. Один раз сумел танкист Слава приехать к нам в полк, а потом его командировали в Иран… Тысячи километров разделяли их, но теплые слова любви и дружбы доходили из Ирана на Тамань.

…Наступил апрель 1944 года. Полк летал непрерывно, каждую ночь. Готовилось большое наступление наших войск в Крыму. У всех было бодрое радостное настроение. Полина Гельман вспоминает, как в солнечный апрельский день, накануне гибели Жени, они ходили с ней по улице. Женя сказала: «Как хорошо все-таки жить, — можно творить, думать, бороться, любить, читать. А что может быть лучше всего этого?»

В ночь на 9 апреля 1944 года над Керчью ярко светила Луна. А на высоте 500 — 600 м небо закрывал тонкий слой облаков. На фоне облаков, освещенных сверху Луной, отчетливо, как на экране, видно было, как самолет медленно ползет по небу. В эту ночь Женя Руднева совершала свой 645-ый вылет с летчиком Паной Прокопьевой. Над целью их самолет был обстрелян и загорелся. Через несколько секунд внизу взорвались бомбы — штурман успел сбросить их на цель. Самолет сначала медленно, спиралью, а потом все быстрее стал падать на землю, казалось, летчик пытается сбить пламя. Потом из самолета фейерверком стали разлетаться ракеты: красные, белые, зеленые. Это уже горели кабины… Самолет упал за линией фронта.

Тяжело переживали мы гибель Жени Рудневой, нашего «звездочета», милой, нежной, любимой подруги. До самого рассвета продолжались боевые вылеты. Вооруженцы писали на бомбах: «За Женю!»

После освобождения Керчи я с командиром эскадрильи летала к месту гибели Прокопьевой и Рудневой. Следов нашего маленького «У-2″ мы не нашли… Потом мы узнали, что тела наших девушек были похоронены местными жителями под Керчью.

Примечание

26 октября 1944 г. штурману 46-го Гвардейского авиационного полка гвардии старшему лейтенанту Рудневой Евгении Максимовне было присвоено звание Герой Советского Союза, посмертно… Имя Жени увековечено среди любимых ею звезд: одна из открытых малых планет названа «Руднева».

Источник: http://www.astronet.ru/

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)