29 ноября 2010| Макинтайр Дональд, капитан Королевского ВМФ Великобритании

"Рай для подлодок"

США, вступившие в войну в декабре 1941 го­да, дали немецким подлодкам бескрайнее поле для военных операций, что впоследствии полу­чило название «рай для подлодок». При острой нехватке всех типов эскортных судов и нечетко спланированной организации конвоев американ­цы полагали, что стратегически правильно раз­местили ударные группы «морских охотников» и авиации, которые смогут нанести тяжелое по­ражение немецким подлодкам, если те будут ата­ковать судоходные маршруты на восточном побе­режье США. При этом торговым судам было да­же разрешено совершать рейсы самостоятельно.

Поскольку большинство судоходных маршру­тов пролегало близко к берегу, подобное убеж­дение, возможно, было бы объяснимо, если бы не было ярких примеров его ошибочности как во время Первой, так и в начале Второй мировой войны, в частности в операциях возле британ­ского побережья Атлантики. Человеческая при­рода такова, какова она есть, поэтому было не­удивительно, что американцы явно не желали опираться в своей стратегии на опыт других, в особенности на опыт тех, которые воевали уже два года.

Фактически это ошибочное убеждение было прямо противоположным рекомендациям экспер­тов — группы поддержки (Support Force), кото­рая проводила противолодочную кампанию в Ат­лантике. Используя технологию эскортирования конвоев, эта группа достигла впечатляющих ре­зультатов, отконвоировав около 2600 судов и по­теряв только 6.

Контр-адмирал ВМФ США У.С. Симе, кото­рый командовал флотом во время Первой миро­вой войны, имел большой авторитет у американ­цев. Благодаря ему они сумели спасти свой флот от ужасающих потерь. Этот опытный флотово­дец писал о немецких подлодках:

«Поэтому наши тактические действия были спланированы таким образом, чтобы заставить субмарину навлечь на себя эту опасность и запо­лучить ее вне маршрута следования торговых су­дов. Надеюсь, само собой разумеется, что един­ственно правильная линия поведения для нас — это вернуться к старой практике хождения в кон­воях. Это должна быть исключительно наступа­тельная акция, поскольку если мы сосредоточим наши суда в конвой и защитим его нашими сила­ми, то таким образом заставим противника сделать так, чтобы он довел до конца свою миссию и не­ожиданно бы столкнулся с военно-морскими сила­ми. В настоящее время наши морские силы пред­ставляют собой смешанное соединение людских и материальных ресурсов для эскортирования еди­ничных судов. Когда они будут собраны, также нужно попытаться найти и решительно начать сра­жение с противником, который, естественно, будет избегать подобных неожиданных встреч. С нача­лом системной организации конвоев условия судоходства совершенно изменятся. Одним словом, за­блуждения, под гнетом которых мы сейчас нахо­димся, только на руку врагу; если же мы введем этот ценнейший принцип объединения, то враг не­избежно проиграет».

Но несмотря на это очевидное и авторитет­ное предупреждение, суда продолжали курсиро­вать вдоль американского побережья самостоя­тельно, включая танкеры, перевозящие топливо. К марту 1942 года число потерь торговых судов у берегов США достигла рекордной отметки — 500 000 тонн. Именно в этом месяце были орга­низованы первые конвои. Они плавали между Бостоном и Галифаксом и не потеряли ни одно­го судна. Но к югу от Бостона конвоев не бы­ло, и к июню потери превысили все мыслимые рекорды — 700 000 тонн тоннажа. Между тем только в апреле в этом районе была затоплена первая немецкая подлодка. Неудивительно, что впоследствии немцы назвали этот период «сча­стливым временем». В июне были сформирова­ны первые конвои, курсировавшие через нефтепорты Тринидада [1] и Арубы [2] — и ни одно судно в этих конвоях не было потеряно.

К этому времени американцы получили убе­дительное доказательство преимущества конво­ев — но какой ценой! Теперь каждый участок судоходных маршрутов был включен в систе­му конвоев, и немецкие подлодки продвигались вперед и осуществляли поиски наименее «креп­ких орешков». И для того чтобы запомнить этот урок на все времена, главком ВМФ США Эр­нест Кии писал:

«Я сказал бы в этой связи, что эскорт — это не просто один из способов борьбы с угрозой со сто­роны подлодок; это единственный способ, кото­рый дает надежду на успех. Так называемые патрульные и «охотничьи» операции неоднократно доказывали свою бесполезность».

Вначале гордыня американцев не позволяла; им привлекать наши корабли для организации эскортов. Но с вводом в действие системы кон­воев силы союзников стали взаимозаменяемы­ми. Однако это было уже после того, как я ушел с «Уолкера», а пока наша сфера деятельности простиралась между Галифаксом и Ньюфаунд­лендом. В этих северных водах все судоходство было уже организовано в конвои, и мы всегда го­ворили, что у нас «нет других противников, кро­ме зимы и суровой погоды».


[1] Республика Тринидад и Тобаго — островное государство в южной части Карибского моря, недалеко от побережья Венесуэлы. Оно состоит из двух крупных островов — Тринидада и Тобаго, а также большого количества мелких островов. Страна до 1962 года была колонией Великобритании, с момента обретения независимости входит в Содружество наций.

[2] Ару́ба — небольшой остров и одноимённое государственное образование, расположенные на юге Карибского моря вблизи берегов Венесуэлы. Самый западный остров среди Малых Антильских островов. Является субъектом федерации в составе Королевства Нидерландов.

Источник: Дональд Макинтайр. Охотники за подводными лодками. Британские противолодочные корабли против немецких субмарин. 1941-1944 гг. Издательство: Центрполиграф, 2002 г. с. 88-92.

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)