19 мая 2010| Ильяшенко Александр, протоиерей, руководитель проекта

Праздник скорби и радости

Теги:

Воскресенье в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом совпало с 65-ым юбилеем праздника Дня Победы. Публикуем проповедь руководителя проекта «Непридуманные  рассказы о войне», настоятеля храма Всемилостивого Спаса, протоиерея Александра Ильяшенко в этот памятный день.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В этом году воскресное Евангелие о слепом совпало с 9 мая – праздником Победы, с праздником общенародным и общецерковным. Но одновременно этот праздник скорбный, потому что вспоминаются неисчислимые жертвы, которые принес наш народ ради этой Победы.

Совпадение это очень значительное, потому что сегодняшнее Евангелие говорит о том, что страдания бывают как бы даже необъяснимые. Спаситель проходил мимо слепца, и ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Но Спаситель ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Тут можно с недоумением спросить: «Что же это за дела Божии? Почему должен кто-то мучиться, чтобы они совершились, эти дела Божии?» Так можно и в отношении Великой Победы сказать: «Зачем же столько людей мучилось? Зачем же столько людей в тяжких страданиях совсем молодыми окончили свои земные дни? Разве нельзя было поступить как-то иначе? Зачем это нужно? Почему на земле бывает такая неправда, несправедливость, такие страдания?» На этот вопрос рационально ответить нельзя. Если размышлять, оставаясь в пределах человеческой логики, мы не найдем ответа на этот вопрос. Это очень тяжелый парадокс, который может привести только к унынию.

Но ответ дает вера. Потому что, если люди страдают ради Христа, они идут на эти необыкновенные лишения, сознавая, что тем самым они спасают окружающих людей, жертвуют собою ради других. Далеко не все наши солдаты были верующими, многие из них не имели возможности ходить в храм, но, тем не менее, воспитание ли, национальные ли традиции, молитвы святых ли в таком великом множестве явленных Господом нашим Иисусом Христом, особенно в ХХ веке, молитвы святых новомученников и исповедников Российских, делали их исполнителями воли Божией. Оказалось, что они эту волю Божию исполняют действительно и запечатлели это своим подвигом, своими страданиями, своею смертью.

Если бы они не подняли этот подвиг, мы бы тут с вами не стояли. Если бы наши предки не смогли одержать Победу, смалодушествовали бы, или стали бы сводить счеты с советской властью, которая привела народ почти к полному крушению и исчезновению, то не было бы этой Победы, в мире бы установился новый порядок, порядок по сути сатанинский. Может, он был бы и высокоорганизованный, но бездушный, жестокий и беспощадный. Скорее всего, творцы этого нового порядка сами бы себя перегрызли, потому что в этом порядке ничего доброго нет, а есть один закон, которым руководствуются духи злобы поднебесной и закон этот – страшная, черная ненависть. Эта ненависть всех ко всем очень быстро привела бы к полному распаду человеческого общества и, может быть, история человечества прервалась бы какое-то время назад, потому что Господу неугодно, чтобы такая злоба господствовала на земле.

Вот наши совсем недавние предки встали на пути этой злобы и остановили ее торжество ценой чудовищных страданий. И благодаря их подвигу явилась Слава Божия! Дело не в грехе лично этого человека, а в грехе окружающих людей. Так же как и многие подвижники, мученики, которые страдальчески окончили жизнь, ни в чем виноваты не были, так и многие воины умирали совсем молодыми людьми, но они умирали из-за грехов окружающих людей – фашистов ли, коммунистов ли, которые пытались строить новый порядок на земле, порядок вопреки закону Божию, вопреки воле Божией.

И вот этот слепец от рождения, а из Евангелия следует, что он уже был взрослым человеком, это видно по тому, как он себя ведет, как он говорит с тогдашними начальниками жизни, – обладает удивительной внутренней свободой, достоинством, мудростью, духовным зрением. Будучи лишенным зрения телесного, он обладал зрением духовным. Значит, он со смирением переносил свой тяжкий недуг и с достоинством, не падая духом, нес свой тяжкий крест. Значит, в сердце его была любовь, не было ни осуждения, ни ропота за то испытание, которое выпало на его долю, значит, он был с Богом.

В этом и есть тайна: если человек с Богом, то любое страдание, которое он несет, ведет его ко спасению и просвещению его и окружающих его людей. И нас, которые слышат это Евангелие, поражает высота духа, явленная этим несчастным, обделенным, казалось бы, жизнью слепцом, который имел столько мужества, столько ясного духовного устроения, что даже фактически стал учителем тогдашних начальников и учителей жизни. Он смело и бестрепетно отвечал, когда они сказали, что Моисея мы знаем, а кто исцелил тебя, мы не знаем: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи». Зачем же вы тогда нужны? Что ж вы изучаете Закон, а ничего не знаете! Он оказался выше их своим духовным зрением, своей мудростью. И Спаситель, видя его мужество, видя его твердость, подошел к нему и спросил: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» Он ответил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Господь ответил ему, одному из немногих, кому в Евангелии Он прямо говорит, что Он и есть Сын Божий, Он и есть Мессия, Он и есть истинный Сын Человеческий. И этот слепец поклонился Ему, потому что он увидел Того, к Которому всю жизнь стремилась его душа, которая не могла видеть свет солнечный, но оказалась способной видеть свет Божественный, увидеть и ощущать истину и правду Божию.

Мы молимся в молитве «Отче наш», Сам Господь сказал: «и не введи нас во искушение», т.е. напрашиваться на тяжкие страдания, испытания совсем не нужно, но нужно стремиться всегда, в любых обстоятельствах – радостных, или скорбных – всегда быть с Богом. Тогда всегда мы сможем без ропота нести те испытания, которые Господь ниспосылает нам, можно даже сказать – дарует нам для того, чтобы отверзлись наши внутренние, духовные очи, и чтобы мы принесли духовную пользу окружающим нас людям.

И, дай Бог, чтобы такое духовное зрение, сознание любви и милости Божией было в нас. И чтобы с любовью и благодарностью мы обращались к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу и были верны Ему всегда.

Аминь.

 

9 мая 2010 года.
храм Всемилостивого Спаса б.Скорбященского монастыря

Подготовила: Тамара Амелина

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)