10 октября 2014| архивные материалы

Послевоенное положение в епархиях и приходах

Информационный доклад Совета по делам Русской православной церкви, представленный на утверждение членам Политбюро в конце августа 1946 г., является во многом уникальным историческим источником. В нем довольно подробно и в ярких красочных деталях освещена роль церкви в годы Великой Отечественной войны в первый послевоенный год. О значении Церкви этого времени написано немало воспоминаний и исторических исследований. Уникальность же данного документа состоит в том, что значение Церкви признавалось на самом высоком партийно-государственном уровне. Однако вплоть до последнего времени архивное дело, в котором хранился искомый материал, находилось на совершенно секретном хранении. И лишь сравнительно недавнее рассекречивание позволяет теперь познакомить широкий круг читателей с докладом Совета.

 

Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров

Совершенно секретно

Экз. № 1

Совет Министров СССР

Товарищу Сталину И.В.

27 августа 1947.

ИНФОРМАЦИЯ

о состоянии русской православной церкви

Информация составлена на основе отчетных материалов Уполномоченных Совета по республикам, краям и областям по состоянию на 1 июля 1946 года. В ней не затрагиваются вопросы заграничной деятельности церкви, не освещается состояние центрального управления церкви, учебной, миссионерской, издательской и монастырской деятельности. Информация дает, главным образом представление о положении во внутренних епархиях и приходах. Общие данные о церквях и молитвенных домах.

На 1 июля 1946 г, на территории СССР имеется 13 215 действующих православных церквей и молитвенных домов. Из них: в УССР – 3 550; в РСФСР – 2 866; в БССР – 737; в Мол­давской ССР – 582; в Прибалтийских союзных республиках – 370 и в остальных союзных республиках – 110.

Если эти цифры сопоставить с количеством православных приходских церквей и молитвенных домов на 1916 г., то в процентном отношении это будет, составлять:

В УССР — 70 %

В Молдавской ССР — 52 %

В БССР — 20 %

В РСФСР — 8 %

В целом по СССР — 27 %

Церкви и молитвенные дома размещены весьма неравномерно. Самое большое приходится на районы, подвергавшиеся временной немецкой оккупации, где в период 1941 – 1943 гг. имело место массовое открытие церквей. Например:

Винницкая область – 817          Полтавская – 359

Киевская – 604                            Одесская – 315

Ровенская – 442                          Житомирская – 346

Черниговская – 332                     Курская – 329

 

В тоже время в ряде республик и областей количество действующих церквей незначительно. Например:

Горьковская область – 34            Астраханская область – 19

Тамбовская – 35                             Удмуртская АССР – 19

Архангельская – 19

В 13 краях и областях Сибири и Дальнего Востока имеется всего 65 церквей, что составляет 1,5% к числу церквей, имевшихся в 1916 году. Внутри областей церкви такие размещены неравномерно.

Например:

В 5 районах Московской области нет действующих церквей, в то же время в одном Раменском районе имеется 14 церквей.

В 54 районах Воронежской области имеет­ся 116 действующих православных церквей, в то же время в 30 районах области нет церквей.

Недействующих церковных зданий учтено по СССР около 17 000. Из них в свое время переоборудовано и занято для хозяйственных и культурных надобностей около 14 000 и не переоборудованных и незанятых имеется около 3 000 зданий.

В настоящее время, в связи с расширением сети МТС и вообще потребностью в помещениях и строительных матери­алах, участились ходатайства местных советских органов перед Советом о разрешении слома или переоборудования незанятых церковных, зданий для хозяйственных и куль­турных надобностей, а также случаи слома и переоборудо­вания этих зданий без разрешения Совета.

В районах, подвергавшихся оккупации, значительное ко­личество церквей и молитвенных домов размещено в поме­щениях государственных и общественных учреждений или в бывших церковных зданиях, до войны переоборудованных под клубы, школы, столовые, магазины. Так, в Украинской ССР, в период оккупации, церковными общинами было занято 1 124 общественных здания. Из них после освобождения территории было возвращено по назначению 587 зданий.

В ряде мест изъятие общественных зданий сопровожда­лось грубыми выпадами со стороны отдельных представите­лей местных советских органов, выразившимися в админист­ративном закрытии молитвенных домов, выбрасывании церков­ной утвари и т.п. Постановлением СНК СССР от 1 декаб­ря 1944 г. №1643-486с, принятым по представлению Совета, запрещено административное выселение общин из занимаемых ими помещений без предоставления другого помещения.

Ходатайства верующих об открытии церквей

В местные советские органы и в Совет поступило хо­датайств об открытии церквей, не считая повторных:

за 1944 г. – 3770

1945 г. – 3360

за 6 месяцев 1946 г. – 962.

Таким образом, за все время существования Совета поступило ходатайств об открытии 8 092 церквей и молит­венных домов.

Некоторое сокращение ходатайств об открытии церквей со второй половины 1945 года объясняется рядом причин. Работники районных советских органов в отдельных случа­ях считают, что после окончания войны церковные вопросы должны разрешаться иначе, чем во время войны. Отсюда уси­ление противодействия попыткам верующих добиться откры­тия церкви в форме административного воздействия на заявителей, дачи неправильных материалов в Облисполком о состоянии церковных зданий, о заявителях и т.д. Кроме того, длительная задержка заявлений верующих и неоднократ­ное отклонение их ходатайств порождает у заявителей чувство безнадежности и, в конечном счете, прекращение таких попыток.

На уменьшение потока ходатайств оказало влияние так же открытие церквей в тех местах, где имелась наиболее острая потребность и откуда исходили наиболее настойчи­вые ходатайства верующих.

Но если количество первичных ходатайств со второй по­ловины 1945 года заметно снизилось, то увеличилось поступ­ление повторных ходатайств, в связи с отклонением мест­ными советскими органами первичных ходатайств верующих.

По Рязанской области в 1944 году поступи­ло 152 первичных ходатайства и 24 повторных, а в 1945 году первичных ходатайств поступило 83, но повторных 102.

По отдельным церквам число повторных ходатайств довольно значительное. Так, например;

Об открытии церкви в г.Павлов-Посад (Московской области) поступило 13 ходатайств; о церкви в селе Козлово, Михайловского района, Московской области – 12 ходатайств.

Верующие г. Куйбышева с 1943 г. ходатайствуют об открытии Петропавловской церкви. Ими подано 20 заявлений в адрес центральных и местных органов. Несколько раз в Совет приезжали представители от верующих. Совет два раза писал Облисполкому о необходимости удовлетворить настойчивые ходатайства верующих, и только в июле 1946 г. поступило зак­лючение Облисполкома об открытии церкви.

17-1

Наиболее настойчивые ходатайства об открытии церквей исходят от групп верующих тех мест, где действующих Церк­вей нет или их недостаточно, а также где сохранившиеся церковные здания ничем не заняты, имеют оборудование и утварь, и зачастую ключи от здания церкви находятся у верующих.

Помимо ходатайств об открытии ничем не занятых церквей верующие добиваются освобождения церковных зда­ний, занятых большей частью под склады зерна или для других хозяйственных целей.

Помимо коллективных заявлений об открытии церквей, группы верующих настойчиво добиваются удовлетворения их ходатайств путем личных посещений Уполномоченных Совета на местах и путем присылки своих представителей в Совет.

С ходатайствами об открытии церквей обращаются пред­ставители разных слоев населения, но преимущественно пожилые люди, главным образом, женщины.

Уполномоченный Совета по Алтайскому краю приводит следующие данные о составе лиц, возбуждающих ходатайства:

Полученные в адрес Уполномоченного 29 ходатайств подписали 1 878 человек. Из них мужчины – 638, женщин – 1 240. В том числе рабочих и служащих – 326, колхозников – 908, домохозяек и пенсионеров – 644. По возрасту, заявители распределяются:

до 30 лет -255 чел.,

от 30 до 40 лет – 395,

от 40 до 50 лет – 351

и старше 50 лет — 849 или 45% всех заявителей.

Они же в записке приводит следующие примеры:

В первых числах марта с. г. в Алтайский Крайисполком пришли пешком две колхозницы из села Кытманово, за 120 км от г. Барнаула, в целях ходатайства об открытии в их селе молитвенного дома.

С этой же целью в марте месяце пришла в Барнаул гр. Юхнеева, 68 лет, пройдя из с. Овчиниково 100 км пешком. В с. Овчиниково, Косихинского района, церковное здание находилось в безнадзорном состоянии и разрушалось. В целях сохранения церковного здания сельский Совет передал его верующим, которые своими силами и средствами привели здание в порядок и приступили к совершению богослужений. На одно из молитвенных собраний, когда присутствовало свыше 200 чел., явился председатель Сельсовета и потребовал разойтись. Так как верующие отказались разойтись, председатель сельсовета вызвал пожарную машину, угрожая водой разогнать верующих. Этот случай и побудил обратиться в Крайисполком с ходатайством об открытии церкви, на что уполномочена была Юхнеева.

 

Ставя вопрос об открытии церквей, верующие ссылаются на Конституцию, на дальность расстояния до действующих церквей, на факты открытия церквей в других районах, на наличие большого количества верующих в данном пункте, на потребность помолиться за умерших родных и близких и т.д.

Значительную роль в организации верующих для подачи заявлений играет заштатное, безместное духовенство, монахи, а также бывшие церковные старосты и казначеи, которые в открытии церквей усматривают источники личного дохода. Нередко в числе таких лиц встречаются инвалиды Отечественной войны.

Преобладающее большинство ходатайств верующих об открытии церквей местными советскими органами отклоняются. Из общего числа 8 092 ходатайств, рассмотрено местными советскими органами – 7 260, т.е. 90% всех поступивших ходатайств. Из них: отклонено – 6 268, находится на рассмотрении – 832 и удовлетворено, с представлением материалов в Совет, — 992.

Открытие 992 церквей составляет 12,25 % по отношению всех ходатайств.

Чаще всего Обл(край)исполкомы отклонения мотивируют занятостью церковных зданий под склады, наличием в 10 – 15 км действующих церквей, ветхостью зданий, необходимостью их ремонта, непосильного для верующих, и т.д.

Верующие подают непосредственно в Совет много жалоб на решения Исполкомов об отказе на их ходатайства. Так, только по Московской области в 1 квартале 1946 г. в Совет поступило 69 жалоб.

При проверке решений Облисполкомов об отклонении ходатайств Советом установлено, что в отдельных случаях принятые решения оказывались совершенно необоснованными и являлись результатом нежелания удовлетворять ходатайства верующих. Например:

Рязанский Облисполком отклонил ходатайство верующих об открытии церкви в селе Затишье, Рязанского района, на том основании, что здание церкви угрожает обвалом и не может быть использовало для молитвенных целей. Облисполком обратился в Совет с ходатайством разрешить слои неровного здания. К ходатайству приложен был акт технического осмотра здания. Получив согласие Совета сломать здание церкви, Облисполклом дал указание Райисполкому сломать церковь. Но, при проведении этого решения, Райисполком встретился с организо­ванным сопротивлением верующих колхозников двух соседних колхозов, которые стали вновь настойчиво добиваться открытия церкви.

Высланная, по предложению Совета, на место новая техническая комиссия установила, что церковное здание находится в хорошем состоянии. Облисполком был вынужден отменить свое решение об отклонении ходатайства верующих, и церковь в этом селе в январе 1946 года была открыта.

В с. Знаменка, Знаменского района, Тамбовской области, представителями Райисполкома был составлен акт о том, что церковное здание в с. Знаменка угрожает обвалом. Уполномоченный Совета по Тамбовской области на основании этого акта разрешил разобрать церковное здание. 21 июля с.г., в воскресенье, в чтимый верую­щими церковный праздник Казанской Божье матери группа подрывников МВД вместе с отрядом немецких военнопленных взорвали церковное здание.

Взрыв церковного здания при помощи немецких пленных в большой церковный праздник, при нали­чии ходатайства верующих о передаче им церковного здания, по-видимому, не угрожавшего обвалом, вызвал нездоровые настроения у верующей части населения района.

Можно значительно увеличить количество примеров, показывающих, что местные советские органы не всегда с достаточной серьезностью подходят к рассмотрению ходатайств верующих.

Церковная жизнь на местах

Изучение материалов приводит к выводу, что наибольший подъем религиозного движения имел место в годы войны, когда приток заявлений и личных обращений по вопросам открытия церквей и молитвенных домов был весьма значитель­ным. После окончания войны в некоторых краях и областях отмечается снижение посещаемости церквей и выполнения основных треб и обрядов. Но было бы неправильным и прежде­временным делать отсюда выводы о значительном снижении религиозного движения.

Большинство Уполномоченных Совета в своих информационных докладах отмечает даже известное оживление церковной жизни и после окончания войны, что находит свое выражение в увеличении числа крещений, церковных браков, отпевании умерших и других обрядов и в увеличении числа, посещающих церковь. Например:

В одной только церкви г. Куйбшева (Покровский собор) совершенно церковных браков в 1940 году – 139, в 1944 г. – 403, в 1945 г. – 867 и в первом полугодии 1946 г. – 1 258. Также возросло крещение детей.

В 1940 г. было крещено 5 246 детей,

в 1944 г. – 20 403,

в 1945 г. – 22 045

и в первом квартале 1946 г. – 5 412.

Значительная часть венчаний и крещений по церкви г. Куйбышева падает на окрестное население, так как в области имеется всего 11 церквей.

В области наблюдается увеличение посещений церквей мужчинами. Если в 1945 г. мужчин среди посещающих церковь было до 10 %, то в первом квартале 1946 г. этот процент поднялся до 30 – 40 %, из них много в возрасте 20 – 40 лет.

В Крымской области в 1945 г. было крещений 4731, венчаний 92, погребений 1323. Из них по 18 городским церквам: крещений – 2861, венчаний 56, погребений – 802 и по 38 сельским: крещений – 1 870, венчаний – 36 и погребений – 521. За первые три недели поста в г. Симферополь было 4 342 исповедовавшихся.

В Красноярском крае по неполным данным по 210 церквам края в 1945 году было крещений 16 262, из них новорожденных – 10 199 или 34 % к числу зарегистрированных в ЗАГСах; браков зарегистрировано – 16 271, из них церковных – 1 537 или 9,5 %; умерших 19 455, из них похороненных по церковному обряду – 6 112 или 31,5 %.

Показателем значительной тяги населения к церквям служит расходование населением средств на удовлетворение религиозных потребностей.

Так, кафедральный Покровский собор г. Куйбышева за 1945 г. получил дохода 6 613 000 рублей, из них от продажи просфор, свечей, масла, крестиков и т.п. – 5 000 000 рублей.

Валовый доход по всем церквям Курской области в 1945 г. составил 40 000 000 рублей, что при наличии 332 в области, дает в среднем на каждую церковь около 120 000 рублей в год.

По Краснодарскому краю содержание всех церквей за год обошлось верующим в 34 000 000 рублей, что составляет в среднем 140 000 руб­лей на каждую церковь.

 

Такую же, примерно, картину дают данные и по другим краям и областям, за исключением западной Украины и Белоруссии и особенно Прибалтики, где доход­ность церквей низкая. Так, в Латвийском ССР средний доход церкви в год составляет 15-20 тысяч рублей.

Наблюдение за деятельностью церкви на местах показывает, что основными постоянными посетителями церквей являются люди преклонного возраста, преимущественно женщины. В большие праздники церкви посещают не только пожилые люди, но и молодежь, дети, многих из которых привлекает внутренний вид церкви, пышность службы, пение.

В ряде областей – Киевской, Волынской, Херсонской и др. отмечается систематическое посещение церквей интеллигенцией — учителями, врачами, служащими.

Повсеместно наблюдается влияние церкви в той или иной степени на учащуюся молодежь.

В Преображенском соборе гор. Белая Церковь, Киевской области, крестилось 6 студенток сельскохозяйственного техникума; в гор. Киеве исповедовалось и причащалось несколько студентов медицинского института. Подобные случаи встречаются во многих областях, но массового распространения не имеют.

Помимо разрешенных к открытию церквей и молитвенных домов, значительные группы верующих удовлетворяют свои религиозные потребности через незарегистрированных священников, бродячих монахов и других лиц, зачастую не имеющих никакого отношения к церкви.

Совершение церковных служб и обрядов такими лицами имеет довольно широкое распространение, в особенности в тех местах, где открытых церквей недостаточно или действующие церкви находятся на значительном расстоянии от местожительства верующих. В отдельных случаях местные советские органы мирятся с такой формой обслуживания религиозных потребностей населения, лишь бы не открывать церковь.

Настоящим бичом в жизни церковных общин является массовое распространение хищений и растрат церковных средств, как со стороны духовенства, так и церковных советов.

Церковные советы и духовенство бесконтрольно расходуют средства, употребляют их на свои личные надобности. Нередко эти суммы выражаются в десятках и даже сотнях тысяч рублем. Пользуясь трудностями учета поступающих средств, ненадежностью контроля за их расходованием, недобросовестные лица наживают состояние, используя религиозные верования населения.

В Воронежской области в 1945 г. по двум церквям (г. Борисов и с. Алексеевка) растрачено 188 000 рублей деньгами и на 138 000 рублей материальных средств. В Свердловской области в церкви г. Н.Тагил вскрыта растрата на сумму 645 000. По трем церквям Московской области обнаружена растрата на сумму 112 000.

Церковные старосты и другие лица, имеющие отношение к церковному денежному ящику, продают свечи собственного изготовления или приобретенные у кустарей и выручку от их продажи присваивают себе, представляют фиктивные документы за покупки на рынке материалов дли ремонта церковных зданий и оборудования для церквей, укрывают кружечный сбор.

По существующему положению, церковь, будучи отделена от государства, сама должна вести контроль за расходованием средств, поступающих от верующих. Но этого контроля в большинстве случаев нет. Патриархией не найдено средств борьбы с этим злом, а органы суда и прокуратуры затрудняются в решении этих новых для них вопросов, не имея ясных указаний.

О составе духовенства

Вся территория Союза разделена на епархии, границы которых совпадают с границами областей, краев и автономных республик. Во главе епархии стоят 61 епископ или архиепископ, часть которых возглавляет по две и более епархий.

Состав епископата характеризуется следующими показателями:

По возрасту:

до 50 лет – 12

от 50 до 60 лет – 12

старше 60 лет – 37

По церковному стажу:

до 10 лет – 4

до 20 лет – 8

до 30 лет – 16

свыше 30 лет — 33

По образованию:

С высшим духовным – 25

Со средним духовным – 19

С высшим светским – 17

Из общего количества епископов 16 имеют ученую степень кандидатов и магистров богословских наук. Архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) является профессором, доктором медицинских наук, лауреатом Сталинской премии 1946 года, присужденной ему за выдающиеся успехи в области хирургии.

church

В своем подавляющем большинстве епископат вполне лоялен к советской власти, правильно осуществляет руководство епархиями, ведет борьбу с нарушителями установлен­ных правил церковном жизни, направляет духовенство и верующих на патриотическую деятельность внутри церкви.

Некоторая часть епископов мало интересуется состоянием церковной жизни, плохо знает своих благочинных и приходское            духовенства, все свое внимание сосредоточивает на сборе средств на епархиальные расходы и на отчисления в Патриархию (епископы Калининский Арсений, Ивановский Кирилл и др.).

Отдельные епископы ведут широкий образ жизни, создают пышную обстановку на службе и в быту.Так, епископ Сергий (Одесская область) имеет прекрасный особняк, обслуживаемый монахинями; для церковных архиерейских богослужений содержит хор из состава Одесского оперного театра.

Приходского духовенства (священников), по состоянию на 1 июля с.г., зарегистрировано 9 434 человека.

Возрастной состав приходского духовенства следующий:

до 40   лет 666 чел. (7,7 %)

от 40 до 50 – 1415 чел. (15 %)

от 50 до 60 – 2864 чел. (30 %)

свыше 60 лет – 4489 чел. (47,3 %)

По образованию:

с духовным средним – 3 289 чел.

с духовным высшим – 305 чел.

со светским низшим – 3 418 чел.

со светским средним – 1 950 чел.

со светским высшим – 486 чел.

Из общего числа приходского духовенства. 45,6% имеет стаж церковной работы с дореволюционного времени, 24,1% начали свою церковную службу в период с 1918 по 1941 гг. и 30,3% — в годы Отечественной войны (глав­ным образом, на Украине и Белоруссии в период оккупации).

Преобладающее большинство духовенства относится лояльно к советской власти, стоит на патриотических позициях.

Как правило, в церквах зачитываются обращения пат­риарха и произносятся проповеди, направленные на поддержку мероприятий по выполнению производственных планов, госпоставок, уборки урожая, быстрейшей ликвидации последствий войны и т.д.

В сельских местностях священнослужители время службы в церквах согласовывают с местными организациями, дабы не мешать выполнению работ, связанных с сельским хозяй­ством.

В период избирательной кампании в Верховный Совет СССР духовенство по своей инициативе в проповедях призывало верующих к голосованию за выдвинутых кандидатов блока коммунистов и беспартийных, призывало к трудовому подъему и т.д.

Были неправильные случаи (правда, весьма редкие), кода представители местных организаций обращались к духовенству с просьбой включиться в избирательную пропаганду по выборам в Советы.Например:

Секретарь Печорского Райкома ВКП(б) / Псков­ская область/ т. Пичугина позвонила к настояте­лю Псково-Печорского монастыря архимандриту Агафону и просила его включиться в предвыбор­ную агитацию. Агафон побывал во всех церквах района, в которых после службы в проповедях агитировал за выдвинутые кандидатуры.

Духовенство гор. Печоры задолго до начала голосования собралось в монастыре и оттуда во главе с настоятелем монастыря Агафоном перед началом голосования явилось на избирательный участок. В комнату, где были урны, вошли первыми и опустили свои бюллетени.

 

01Если в период Отечественной войны духовенством собирались средства в фонд победы, на создание танковых колон и т.д., то в первом полугодии текущего года повсеместно производятся сборы на восстановление разрушенного народного хозяйства и семьям, пострадавшим от войны.

За время Отечественной войны по инициативе духовенства в фонд победы было собрано свыше трехсот миллионов рублей, не считая различного рода пожертвований вещами и продуктами. Так, например:

По Свердловской области было собрано 11 265 тыс. рублей, в том числе за 1945 г. – 6 412 тыс. рублей; по Пензенской области по 7 церквам было собрано 4 698 тыс. рублей, в том числе было внесено духовенством 232 тыс. рублей; по Саратовской области за 1945 г., было собрано 3 555 тыс. рублей и воензаймами 958 тыс. рублей.

Протоиерей Успенской церкви Грачев (г. Ижевск, Удмуртской АССР) лично внес в фонд победы 263 500 рублей и по его призыву прихожане – 1 456 000 рублей. Настоятель Преображенской церкви (г. Ижевск) внес 220 тыс. рублей; прихожане — 500 тыс. рублей.

Настоятель церкви Савченко (г. Липецк) в 1945 г. внес на патриотические цели 388 тыс. рублей и т.д. и т.д.

 

Отдельные лица из духовенства принимали непосредственное участие на фронтах Отечественной войны, в партизан­ских отрядах, и ряд священников получил различного рода награды, например:

Священник Куницын (Татарская АССР) имеет пять медалей и 20 благодарностей от командования войско­вых частей.

Священник Ранцев (Татарская АССР) награжден орденом Красной Звезды и имеет несколько благодар­ностей.

Протодиакон Зверев и диакон Хитков (Крымская область) награждены четырьмя медалям каждый.

Священник села Глебова Говоров (Курская об­ласть) во время Отечественной воины скрывал у себя бежавших из фашистского плена советских летчиков и помог им перебраться к своим войскам. Священнику Говорову присвоено звание партизана.

Священник Семыкин (г. Льгов, Курской области) во время оккупации помогал пленным красноармейцам, по приходе советских войск – оказывал материальную помощь госпиталю и мобилизовал верующих для де­журства и ухода за ранеными.

Часто духовенство в своих проповедях призывает верую­щих к оказанию помощи местным властям и в других хозяй­ственных мероприятиях, как-то: лесозаготовки, сдача хлеба и т.д. иногда духовенство само принимало личное участие в обработке земли, снятии урожая, в красных обозах по сдаче хлеба, показывая этим пример верующей части населе­ния.

Было бы, однако, неправильно относить поголовно все духовенство к категории людей, своей деятельностью и моральным поведением стоящих на патриотических позициях.

Среди духовенства некоторая часть в своих действиях, основных службах, проповедях не высказывает своей лояльности к советской власти, но и не проявляет особого желания идти в ногу с преобладающим большинство духовенства.

Известная часть духовенства ведет себя непристойно. Основные пороки этого духовенства — пьянство, многоженство, растраты церковных денег и т.д. Эта часть духовенства церковь рассматривает, как бесконтрольный источник личной наживы.

Многие из приходских священников, в целях поднятия своего авторитета, равно и авторитета церкви, стремятся активизировать свою деятельность в области общественной жизни, сблизиться с местными организациями, стать в них «своими людьми», добиваясь признания полезности их деятельности.

В целом Русская православная церковь стала на правильный путь, отмежевалась от прежних колебаний и политических ошибок прошлого и, удовлетворяя религиозные потребности верующих, направляет в согласии с интересами государства.

О нарушении законов в Церкви некоторыми местными

советскими органами

В ряде республик, крае, областей имеют место случаи неправильного отношения к церковным общинам и духовенству со стороны отдельных представителей городских, районных и сельских советских органов. Эти нарушения выражаются, главным образом, но вмешательстве во внутренние дела церкви, иногда в грубой форме, и в предъявлении незаконных требований об отпуске средств на различные цели. Например:

В конце октября месяце 1945 года председатель Березовского сельсовета, Артинского района, Свердловской области, Матвеев и секретарь парторганизации Дьяков вызвали в сельсовет настоятеля церкви Чебыкина и предложили прекратить церковные службы, а церковь передать под ссыпку зерна. На отказ священника и церковного совета выполнить это требование последовала грубая брань со стороны Матвеева и угроза по адресу священника и членов церковного совета.

Райпрокурор Варваровского района, Николаевской области отобрал у верующих ключи от молитвенного дома в с.Нечаянко и предложил в 24 часа убрать все церковное имущество, мотивируя свое распоряжение тем, что здание молитвенного дома когда-то было школой. По жалобе верующих облпрокурор отменил распоряжение райпрокурора, так как было установлено, что в здании молитвенного дома школы никогда не было.

Броницкий сельсовет, Мстинского района Новгородской области обязал церковный совет Броницкой церкви за счет церковных средств благоустроить два кладбища. Кроме того, сельсовет обязал тот же церковный совет два раза в месяц отчитываться перед сельсоветом о деятельности церкви.

На имя священника Покровской церкви гор. Джанкой, Крымской области, Посаднего заврайсобезом т. Бугаев прислал следующее письмо:

«По решению райсовета депутатов трудящихся, райкома партии и облисполкома о проведении месячника по созданию фонда помощи инвалидам Отечественной войны, тем, кто отдал здоровье и потерял трудоспособность на фронте Отечественной войны за нашу Родину, за честь и независимость народов СССР,Вам надлежит провести месячник с 1-го октября по 1-е ноября 1945 г. Собранные деньги в фонд помощи инвалидам Отечественной войны вносить в Госбанк на счет Райсобеса».

В первом квартале 1946 г. зампреседателя Кагановичского райисполкома Новосибирской области, тов. Черемисин непосредственно по телеграфу просил благочинного перечислить Отделу соцобеспечения на оказание помощи детям фронтовиков 20-30 тыс. рублей.

В первом квартале 1946 г. в г. Урюпинске, Сталинградской области председатель горсовета и заведующий ГорФО вызвали к себе настоятеля храма и потребовали от него материальной помощи горсовету на хозрасходы. Горсовету было выдано 6 тыс. рублей. После этого настоятель храма вторично был вызван в Урюпинский Райисполком, где ему было предложено сделать подарок Райисполкому — купить для него пишущую машинку и керосиновую лампу. Эту просьбу церковный совет выполнил: купил машинку и лампу за 7 500 рублей.

В г. Омске к церковному совету Крестовоздвижен­ской церкви обратились председатель Райсовета центрального района т. Сазонов, заведующий отде­лом райгоробеспечения т. Митрохин и заведующий военным отделом Горкома ВКП(б) т. Петров с просьбой о выдаче денег для оказания помощи инвали­дам Отечественной войны и семьям военнослужащих. Деньги были получены т. Сазоновым – 10 000 руб., т. Мирохиным – 10 000 руб. и т. Петровым – 8 000 рублей.

 

Совет принимает меры к своевременному устранению подобных нарушений через Обл(край) исполкомы.

В тех случаях, когда нарушения исходят от духовенства или верующих, со стороны которых предъявляются незаконные и необоснованные требования, Совет устраняет эти нарушения через патриарха или правящих епископов на местах.

Можно считать,что, несмотря на наличие, еще значительного числа нарушений, все же отношения между церковными общинами и местными советскими органами постепенно входят в нормальное русло и случаев нарушений становится меньше.

 

Председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров ССССР / КАРПОВ /

 Разослано: т. Сталину И.В., т. Молотову В.И., т. Берия Л.П., т. Ворошилову К.Е., т. Жданову А.А., т. Кузнецову А.А., т. Патоличеву Н.С.

 

РГАНИ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 5. Л. 100 – 115. Доклад изготовлен на официальном бланке Совета по делам Русской православной церкви. Внизу доклада подпись Г.Г. Карпова, исполненная зелеными чернилами.

 

Материал публикуется впервые.

Подготовлен ведущим специалистом Российского государственного архива Новейшей истории, канд. истор. наук
Никитой Пивоваровым

для www.world-war.ru

 

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)