22 сентября 2008| Сергий, митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель

Послание чадам в Литве, Латвии и Эстонии

Сергий, митрополит Московский и Коломенский

Божиею милостию, патриарший местоблюститель Православной Русской Церкви смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский возлюбленным о Христе всем верным чадам нашей Святой Православной Русской Церкви, в особенности обитающим в Литве, Латвии и Эстонии.

Благодать вам и мир да умножится!

При мысли о том, что теперь переживает наша великая родина, как часто приходят на ум слова пророка: «Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез, и плачуся день и нощь о побиенных народа моего» (Иерем. 9,1).

Однако наши слезы — не слезы отчаяния и безнадежности. Мы плачем о жертвах войны, но и гордимся, что принадлежим к народу, способному приносить такие жертвы. Такой народ, конечно, не предназначен быть «подстилкой» для другой, высшей расы, каким хочет его видеть жадность фашистская. Он сам носит на челе своем печать великого призвания. Раскрывшийся пред нами сверхчеловеческий нравственный подъем народа — залог его великого будущего. Мы можем надеяться и будем молиться, чтобы Господь, давший силу на такой подъем, и осуществил свои благие предначертания о светлом будущем, ожидающем наш народ.

Тем тяжелее говорить, как Господь «смиряет нас», церковников (2 Кор. 12, 21). Народ ради блага родины не считает своих жертв и кровь проливает и самую жизнь отдает. И это не у нас одних, но и в Сербии, и в Греции, и всюду, где только есть подлинно живые души. А вот в Риге в начале августа объявились православные наши архиереи (викарные Иаков архиепископ Елганский, Павел епископ Нарвский и Даниил Ковенский) во главе с присланным из Москвы митрополитом Литовским Сергием Воскресенским, которые «не пожелали страдать с народом Божиим», а предпочли «имети временную греха сладость» (Евр. 11,25), пожить благополучно, питаясь от крупиц с фашистского стола (да и долго ли еще фашисты будут засиживать нашу землю?), пусть другие жертвуют собой за отечество. Волосы встают дыбом при чтении об истязании фашистами женщин, детей и раненых. А митрополит Сергий Воскресенский со своими «сподвижниками» — архиереями телеграфируют Гитлеру, что они «восхищаются ведущейся (Гитлером) героической борьбой» (с беззащитными?!) и «молят Всевышнего, да благословит Он (фашистское) оружие скорой и полной победой…»

Столь неожиданный поворот православных архиереев к фашизму, несомненно, вызывает недоумение. Когда русские эмигранты или славяне, например, находящиеся в Америке, хотя и расходятся с большевиками идейно (в вопросах веры), однако, в разразившейся в наши дни мировой борьбе становятся на сторону Советов, это понятно. Советы возглавляют наше русское национальное государство и борются за его мировое и международное значение; естественно, что всякий русский, не желающий изменять своей нации и ее историческим заветам и целям, не пойдет с врагами Советов. Между тем фашизм нам известен как природный и, так сказать, систематический враг русского и вообще славянского племени; что своей расовой теорией, доведенной до последней физиологической крайности, фашизм принципиально враждебен христианству, хотя по тактическим соображениям может и не сразу обнаруживать свою враждебность. Чем же объяснить, что православно-русские архиереи, не только не помышляющие об измене вере, но и подчеркивающие свою верность канонам Церкви, вдруг торжественно объявляют себя за фашизм? У нас у всех пред глазами происходящее в странах Европы, захваченных фашистами. Происходящее подсказывает один только ответ на наш вопрос: прибалтийские наши архиереи подверглись воздействию по тем же методам, какие применяются фашистами всюду.

Чтобы загородиться от такого вывода, прибалтийские архиереи (или те, кто водил их руками) пытаются набросить тень на меня: я-де пишу свои послания против фашистов и призываю народ на борьбу против них, принуждаемый к тому соввластью.

Не буду напоминать, что наша Патриаршая Церковь, начиная с покойного Святейшего Патриарха Тихона, и доселе неизменно признает соввласть богоустановленной в СССР. Лично же для меня достаточно и одной любви к родине и моему народу, чтобы и без чьих-либо просьб и тем паче принуждений всячески противиться фашизму и порабощению им нашей страны. Да будет же стыдно пытающимся свое малодушие спрятать под клеветническими выпадами против родной Церкви и меня, ее возглавителя. Вы же, возлюбленные, пребудьте непоколебимы в вере и святом послушании матери-Церкви. Или, как говорит Апостол: «Не бывайте удобь преклонни к иному ярму, яко же невернии… Кое бо общение свету ко тьме… Тем же изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не, прикасайтеся» (2 Кор. 6, 14, 16, 17).

Ваша твердость в преданности Церкви да посрамит малодушных; ваша готовность все претерпеть за веру и родину да заставит одуматься согрешивших и поспешить к исправлению, потому что только возвращающимся в отчий дом готовы «объятия отча»; только раскаявшемуся — забвение прошлого.

Упорствующих же в неповиновении голосу Церкви и хулителей ее церковный суд не потерпит в среде епископства православного.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа со всеми вами. Аминь (2 Кор. 13, 13).

 

Патриарший местоблюститель Сергий,
митрополит Московский и Коломенский.
22 сентября 1942 года

Источник: http://www.sedmitza.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)