11 мая 2015| Ильяшенко Александр, протоиерей, руководитель проекта

О реальном вкладе Церкви в Победу в войне

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко

Обычно, оценивая вклад Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне, говорят о ее материальном участии. Так, например, говорят о танковой колонне «Дмитрий Донской», эскадрилье «Александр Невский», о 300 миллионах рублей, собранных верующими в фонд обороны. Но с подобными оценками нельзя согласиться. Танковая колонна – это 40 танков, а за годы войны было выпущено более 100 тысяч танков. 300 миллионов рублей, а в те годы считали себя верующими около 100 миллионов людей, – это три рубля за четыре года войны с человека, менее рубля в год. Разве можно это считать реальным вкладом РПЦ в победу русского народа? Нет, это свидетельство почти полного уничтожения РПЦ, ее унижения, а также ограбления народа большевистской властью.

Напомним, что одна из предвоенных пятилеток называлась «безбожной»: партия большевиков своей идеологической целью поставила полное искоренение Православия на всей территории СССР. На советских людей с самого раннего детства обрушивалась грубая, глумливая антирелигиозная пропаганда. Верующие объявлялись «социально чуждыми», то есть враждебными «самому прогрессивному» в истории человечества социалистическому государству. Практически все духовенство было уничтожено, или находилось в концлагерях, где испытывало изощренные издевательства от надзирателей, охранников и начальства, или «социально близких» уголовников и ожидало медленной и мучительной смерти. Храмы или разрушались, или превращались в «овощные хранилища», святыни подвергались поруганию, церковное достояние разграблялось, колокола шли на переплавку, а иконы — в костер…

«Церковная организация была разгромлена. В 1939 году на своих кафедрах оставались глава Церкви — митрополит Московский Сергий, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управляющий Новгородской и Псковской епархиями, и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Несколько архиереев совершали богослужения как настоятели храмов. Так, епископ Астраханский (Комаров), уволенный в апреле 1939 года на покой, в октябре того же года был назначен на место приходского священника в город Куйбышев. Вся церковная жизнь Куйбышевской епархии была сосредоточена тогда вокруг одной этой церкви. Закрытие церквей приняло уже обвальный характер. В одном только 1937 году было закрыто более восьми тысяч церквей. К 1939 году во всей России осталось лишь около ста соборных и приходских действующих храмов. На Украине сохранилось 3% от числа дореволюционных приходов». [1]

Чтобы оценить реальный вклад РПЦ в Победу в Великой Отечественной войне, сначала попробуем ответить на вопрос: кто победил в этой войне?

В советское время считалось, что Победу одержал обладавший самым справедливым социальным строем и самой совершенной идеологией великий Советский Союз под мудрым руководством коммунистической партии, советского правительства и лично товарища Сталина. Но даже сам товарищ Сталин считал иначе. Выступая на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945года, он поднял тост за здоровье русского народа «потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение. У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, — над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!»[2]

Александр Андреевич Свечин (1878-1938 гг.)

Александр Андреевич Свечин (1878-1938 гг.)

Нельзя не согласиться с этой оценкой роли русского народа. Именно великий русский народ [3] одержал Великую Победу. Что же касается советского правительства, то действительно у него «было немало ошибок» Так, еще в 20-е годы генерал-лейтенант А.А. Свечин, получивший генеральское звание еще в императорской армии, указывал на невыгодное положение Ленинграда. Он отмечал, что «Ленинград теперь является у нас … пограничным городом. Невыгоды стратегического положения Ленинграда еще усугубляются удалением его от источников топлива, хлеба и сырья, связанное с удаленностью от источников снабжения». Также Свечин говорил о том, что гиганты индустрии необходимо располагать вдали от границы, и что при выборе места их размещения помимо технической и экономической экспертизы необходимо проводить компетентную стратегическую экспертизу. Однако стратегическая экспертиза проведена не была, но сам генерал Свечин попал в руки «компетентных органов» и был расстрелян в 1938 году, а на долю русского народа выпали неслыханные страдания и лишения. И само его историческое бытие было поставлено под вопрос.

Нападая на СССР, руководство фашистской Германии объявило крестовый поход против коммунизма, рассчитывая на поддержку верующих людей. Но их расчеты оказались далекими от действительности. На грандиозном народном собрании в Мэдисон Сквер Гардене, в вечер 2-го июля 1941 года, Митрополит Вениамин, Экзарх Московской Патриаршей Церкви, произнес речь, в которой он указал на отношение Русской Православной Церкви к Отечественной Войне.

Митрополит Вениамин (Федченков), Экзарх Московской Патриаршей Церкви

Митрополит Вениамин (Федченков), Экзарх Московской Патриаршей Церкви

Митрополит Вениамин сказал:

«Настоящее столкновение Советского Союза с Германией произошло в необычайный знаменательный день. Есть единственный день в году, когда Русская Православная Церковь празднует память «Всех Святых Земли Русской» от начала христианства до наших дней. И этот единственный день в нынешнем году совпал с 22 июня. Как раз именно в ночь под этот день по-американски, и утром этого дня по-европейски немцы открыли войну против нас. Это знаменательное совпадение несомненно не случайно! Не буду говорить иного о нем: но мы верим, что это есть знак милости Русских Святых к общей нашей родине, и дает нам великую надежду, что начатая борьба кончится благим для нас концом. <…> А про голос Русской Церкви земной теперь оповещен уже весь мир и по радио, и в печати. «Тысячи русских людей сражаются в защите нашей страны, — написал глава ее Митрополит Сергий в своем послании ко всей земле Русской, — и Церковь не может остаться безразличной к этому. Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа. Она всегда несла его тяготы и радовалась его успехам. Мы и сейчас не покинем народ… Мы, пастыри, когда Отечество зовет, считаем недостойным молчать… Церковь призывает благословение Всевышнего на настоящее всенародное движение… Бог дарует нам победу!»

Самые дела русской армии показали всему миру, что слова главы Церкви совершенно истинны. Вся Русь встала!!!

И не соблазнилась ни на момент наша Церковь, соблазняющими обещаниями врагов. Уже проникли в печать известия, что поход называется «крестовой» борьбой против безбожия, что покоренным обещается свобода религии, а может быть и возвращение имуществ и прочие выгоды… И, конечно, слухи не случайны. Но Русская Церковь не смутилась этим. Не соблазнится она и иными подачками. Не примем, не желаем принять фальшивых даров! Не продадим совесть и родину! Нет, — этого не дождаться от Истинной Церкви!»

Эта речь произвела огромное впечатление на все многотысячное собрание. Многие эмигранты, включая таких выдающихся людей, как Игорь Сикорский, Сергей Рахманинов и другие, стали жертвовать значительные денежные средства в помощь сражающейся Родине.

Вскоре после того рокового дня, когда армии фашистской Германии и ее союзников напали на нашу Родину, на всю страну прозвучала песня “Священная война”.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна!
Идет война народная,
Священная война!

Поразительно, что, вопреки многолетней пропаганде воинствующего атеизма, в первые же дни войны прозвучало слово “священная”, слово принципиально чуждое насильно навязываемой народу идеологии. Ведь согласно диалектическому материализму считалось, что место есть только для материального, что бытие определяет сознание, а ничего святого нет и быть не может в принципе!

Святой благоверный великий князь Александр Невский сказал перед Невской битвой, обращаясь не только к своим дружинникам, но и к далеким потомкам: “Не в силе Бог, а в правде”. Так во время Великой Отечественной Войны и говорили: “Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!” Раз “наше дело правое”, следовательно, правда все-таки существует сама по себе, а не только как то, что “выгодно пролетариату”. Значит, даже на государственном уровне было признано, что есть нечто священное, высшее: то, что выше и жизни и выше даже всего государства в целом.

В период оборонительных боев под Москвой у многих на устах была песня, написанная в то суровое время, когда само существование нашего государства было под угрозой:

Мы не дрогнем в бою
За столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Победим, уничтожим врага!

Крепость, которую враг не может взять, — это неприступная крепость, а стена, которая окружает такую крепость — неприступная стена. Но в этой песне использовано словосочетание “нерушимая стена”, и оно использовано, сознательно. Несомненно, автор прекрасно помнил слова молитвы: “Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству”. Кроме того, существует икона Божией Матери, которая называется “Богородица нерушимая стена”.

На передовой, перед лицом смертельной опасности, среди солдат, в большинстве простых крестьянских парнишек, быстро нашлись умельцы, которые из стреляных гильз стали делать православные нательные крестики. Мне приходилось встречать ветеранов, которые всю жизнь носили на себе латунные крестики, сделанные в окопах вручную.

О религиозности, свойственной русским солдатам, свидетельствуют и немцы. Из Бреслау один начальник учета доложил: «Остарбайтеры должны у меня регистрироваться для заведения на них карточек. При этом они почти всегда заявляют о своей принадлежности к православной церкви. При указании, что в Советском Союзе господствует безбожие и пропагандируется атеизм, они объясняют, что это имеет место в Москве, Харькове, Сталинграде, Ростове и других крупных промышленных центрах, в меньшей степени – в Ленинграде. В сельской местности советские русские являются очень религиозными. Почти каждый и опрошенных русских доказывал свою христианскую веру тем, имел с собой небольшую цепочку с маленьким крестиком. Кроме того, они сказали, что, вероятно, молодые остарбайтеры были частично причастны к атеистическому движению, но вообще о безбожии в Советской России не может быть и речи. Это была лишь пропаганда«.[4]

Все это явилось свидетельством того, что широкие слои народа всколыхнулись духовно и обратились душой к Богу. Нельзя не вспомнить, что в первом после начала войны обращении Сталина к советскому народу прозвучало церковное: “Братья и сестры”. Таким образом, в безбожном государстве официально зазвучали слова и понятия, проникнутые православным духом.

Действительно, советская власть была вынуждена прекратить жестокие гонения на Церковь. Были учреждены правительственные награды: ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова — в честь глубоко верующих, жертвенно служивших Церкви и Родине людей.

Интересно отметить, что талантливый полководец Вермахта генерал-полковник Гудериан отмечал, что одной из важнейших причин победы Красной Армии, было обращение советского государства и народа к историческим национальным традициям.

Русскому народу пришлось вынести неслыханные гонения и гнет со стороны советской власти, цинично именовавшей себя народной, и одновременно вести смертельную схватку с исключительно сильным и беспощадным врагом — фашистской Германией. Но «разве есть на свете такие огни и муки и сила такая, которая могла бы пересилить русскую силу?»[5] Так что же это за сила, которую никакая сила пересилить не может? Она носит характер мистический, таинственный, поэтому ответ нужно искать в духовной сфере. Интересно отметить, что глубокий ответ прозвучал в творчестве талантливого советского поэта Константина Симонова. Талант — это дар Божий и как таковой он позволяет его обладателю проникать в сокровенную суть вещей. В стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонов пишет:

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.

Ни классовая борьба, ни ненависть не могут сплотить людей. Преодолеть ненавистную рознь мира сего может только святость. В годы между событиями 1917 года и Великой Отечественной войной пролег крестный путь Русской Православной Церкви и Русского Православного народа. Многие тысячи, сотни тысяч верующих людей своей жизнью и своей смертью засвидетельствовали верность Христу и Его Святой Церкви и увенчались венцами мученическими.

Великая Отечественная война началась в воскресенье 22 июня. В 1941 году в этот день праздновалась память всех святых в земле Российской просиявших. В их сонме многие прославленные и не прославленные, ведомые и неведомые новые мученики и исповедники Российские во главе со святителем Тихоном Патриархом Всероссийским и Всероссийским императором Николаем Страстотерпцем. Теперь мы знаем, что за Россию молились и жившие тогда такие подвижники, как святители Афанасий (Сахаров), Лука (Войно-Ясенецкий), преподобный Серафим Вырицкий и многие другие в плену, в заточении и в горьких работах бывшие…

Благодаря подвигу новых мучеников и исповедников Российских, принявших на себя натиск сатанинской злобы богоборческой власти и ценою своих страданий и крови, жизни и смерти одержавших нравственную победу в неравной борьбе, русский народ вновь обрел себя, ощутил свое духовное и национальное единство. То, что в результате революции было опорочено, осмеяно, поругано вновь обрело свой смысл и значение. Потому и встала “страна огромная”, как один человек на “священную войну”, что «прадеды», победители в борьбе за веру и правду, вымолили у Господа верящим и не верящим в Бога «внукам своим» силу и стойкость победить в Великой Отечественной войне.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий, толкуя евангельскую притчу о винограднике, в сентябре 1944 года говорил о камне веры: «На кого же падет Камень, на кого обрушивается всесожигающий, истребляющий гнев Божий? На тех, кто в делах диавольских дошел до предела, на тех, кого назвать можно слугами антихриста. И видим мы, как этот страшный камень истребляющего гнева Божия уже готов обрушиться на слугу дьявола – Гитлера и на народ, отвергший любовь Христову, сделавший знаменем своим смерть и разрушение; на народ, издевающийся над нашими святынями, разрушивший дивные храмы Божии и осквернивший тысячи и тысячи храмов наших. На этот народ уже готов упасть этот камень, и раздавит он его и сотрет его, как стирается глава змея. Скоро увидим и услышим мы этот праведный суд Божий».

Этот же евангельский образ использовал и Николай Васильевич Гоголь: «Известна, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры. Непреоборима и грозна она, как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря. Из самой середины морского дна возносит она к небесам непроломные свои стены, вся созданная из одного цельного сплошного камня. Отвсюду видна она и глядит прямо в очи мимо бегущим волнам. И горе кораблю, который нанесется на нее! В щепы летят бессильные его снасти, тонет и ломится в прах все, что ни есть на них, и жалким криком погибающих оглашается пораженный воздух»[6].

Парад победы 1945 года

Парад Победы 1945 года

Великая Отечественная война – это не борьба идеологий или одного социального строя с другим, а борьба за бытие народа, за веру и правду Христову. Вклад Церкви не поддается количественной оценке и не может быть выражен в материальном эквиваленте. Удивительное самоотвержение, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма.

 

[1] Прот. В. Цыпин. История РПЦ. Издание Сретенского монастыря. М. 2006. с. 446.

[2] Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М. 1947. С. 196-197.

[3] «Русский народ» в данном контексте понимается, как внеэтническое понятие. Практически 90 % населения были русские, а остальные народы объединялись вокруг русского народа.

[4] Родина. №4, 2005, с. 40.

[5] Н.В. Гоголь. Тарас Бульба.

[6] Н.В. Гоголь. Тарас Бульба.

 

www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)