Наступление на Москву
С нападением Германии на нашу страну в Московском военном округе стали какие-то удивительные события происходить. Во-первых, командующий войсками округа генерал Тюленев со всем штабом и органами управления собрались и отправились воевать на Южный фронт. На их место назначили новых командиров и управленцев, и почему-то всех из НКВД. Командующий войсками МВО Артемьев – из НКВД, его заместитель Соколов – из НКВД, член Военного совета Телегин – из НКВД, начальник штаба Референко – из НКВД. А порядочным человеком оказался только Референко – видит, что не тянет, ничего не понимает, и попросил, чтобы освободили. Освободили, назначили на его место Белова, хорошо, что не оперативного работника, а мобилизатора. Еще членами Военного совета стали Щербаков – партийный работник. Хорошее руководство военного округа – не одного кадрового военного. И это во время войны! Потом, в июле месяце меня ввели. Но мое дело – ПВО, самолеты. Такой подбор кадров был целесообразен только с точки зрения внутренней безопасности, а не для ведения военных действий, поскольку энкавэдешники в этих вопросах не разбирались, что вскоре стало совершенно ясно.
Я было тоже собрался вместе со штабом Тюленева ехать на Южный фронт (по должности я командующий истребительной авиации ПВО, подчинялся командующему ВВС Московского военного округа, а тот в свою очередь, Тюленеву), но меня вызвал в ЦК Маленков, курировавший тогда ВВС и авиационную промышленность, и принялся укорять в дезертирстве.
Какое дезертирство, я же на фронт еду!
— А здесь разве не фронт? Ты ведь ПВО, а ПВО должна столицу от вражеских самолетов защищать, с немцами драться, значить – фронт! Мы на Военном совете решили тебя вернуть. Давай готовь ПВО к бою, а как дело наладишь, пожалуйста, езжай на Южный фронт.
Маленков был совершенно прав. Москва стала фронтовым городом, гораздо раньше того, как немцы подошли к ее стенам, — со временем первого налета вражеской авиации. Цифры налетавших на город самолетов известны, все их назвать сейчас нет необходимости, приведу лишь один пример. Возьмем, совершенно произвольно, любой налет, хоть в ночь на 10 октября. Налетело 70 вражеских самолетов, из них сбито 10. Бомбы попали в Большой театр, Курский вокзал, Центральный телеграф. Разрушено 50 жилых домов. Убито 150 москвичей. Легко ранено 278, тяжело ранено 248. Это один налет, а всего их было 122. Простое перемножение этих цифр легко покажет, что Москва стала не только кладбищем изрядной доли германской авиации, но и могилой тысяч и тысяч погибших мирных жителей. Мирных жителей фронтового города.
Работа навалилась сразу же. Помимо непосредственной организации отражения налетов вражеской авиации мне приходилось заниматься формированием новых авиачастей, обеспечением и ремонтом материальной части авиационных соединений и массой самых разнообразных дел. Исходя из интересов обороны столицы, приходилось по собственной инициативе заниматься вопросами, совсем не входящими в обязанности войск ПВО. Вспоминаю такой случай.
В августе 1941 года, наблюдая за полетами немецких разведчиков, мы заметили, что они фотографируют дороги, ведущие к Москве (это сравнительно легко заметить: разведчик, ведущий съемку, должен держать определенную скорость и высоту). Стало ясно, что враг готовит наступление по этим дорогам. Я сразу же организовал воздушный контроль обстановки на дорогах московского направления путем регулярных полетов наших истребителей на всех угрожаемых участках фронта. Каждые четыре часа над всеми дорогами проносились двойки истребителей закрепленного за данным направлением авиаполка. Однако долгое время особых результатов такое наблюдение не давало.
И вот 5 октября на рассвете разведчики доносят: по Варшавскому шоссе, примерно в 50 км от города, безусловно, в нашем тылу, двумя колоннами идут немецкие танки и пехота. Информация исключительно важная, поэтому нуждается в тщательной проверке. Был у меня такой майор Карпенко, инспектор по технике пилотирования, человек исключительно храбрый. Посылаю перепроверить. Прилетает назад, докладывает: «Товарищ командующий, точно идут немецкие танки, очень много». Потом оказалось, что целый немецкий корпус в обход фланга наших войск на направлении Москва-Смоленск прошел практически без боя в наш тыл и спокойно движется на Москву. А у нас никаких резервов нет. Только строительные батальоны и женщины, которые копают окопы для наших войск, которых нет.
Командующий округом Артемьев как раз накануне неизвестно почему уехал в Тулу, поэтому я доложил о немцах Телегину. «Что будем делать?» — говорит. «Давайте поднимать курсантов военных училищ – больше некого. В Подольске два военных училища, хоть немного задержать, а тем временем может, какие-нибудь резервы подойдут. А я буду создавать авиационный кулак – возьму понемного отовсюду, откуда можно. Два-три полка наскребу и буду бить с воздуха, опять-таки задержим».
Договорились, решили. Было 7 часов утра с минутами. И напрасно Телегин в своих мемуарах теперь пишет, что я ему доложил не то в 12, не то в 15 часов. В это время меня уже допрашивал сам начальник контрразведки Абакумов и решался вопрос о моем аресте. Ладно, по порядку. Я по своей линии все распоряжения сделал, авиацию собрал, авиагруппа готовилась уже к 12-ти, максимум к 13 часам нанести удар по немецкой танковой колонне. Вдруг звонок (а мне Маленков кремлевский телефон поставил): Абакумов приглашает меня к себе. Даже, говорит, машину пришлем, если хотите. Нет, говорю, спасибо, я на своей. Ладно, приезжай на Лубянку. Ведут сразу к Абакумову, а у него в кабинете и Меркулов, заместитель Берии, и еще начальник контрразведки штаба ВВС на меня из угла косится, Абакумов сразу же:
— Откуда вы взяли, что немецкие танки идут по Варшавскому шоссе и уже чуть ли не под Юхновом?
Я докладываю: так, мол, и так.
— А если это не немецкие танки, а наши?
Я говорю:
— Летчики проверенные, ошибиться не могли, к тому же я два раза посылал для страховки. Я за эти данные отвечаю.
А Абакумов тогда вообще понес:
— На каком, собственно, основании вы проводите разведку дорог в нашем тылу, а не в немецком? Разведка ведется в тылу противника, а не в своем собственном. А если в своем, то вопрос: для чего это делается? А может, для того, чтобы панику в Москве устроить? — и все в таком же духе. – Сейчас, говорит, проверим! Вызвать сюда Климова, командира шестого авиакорпуса!
Приезжает Климов, говорит:
— Я не посылал самолеты, ничего не знаю.
— Ага! А где у вас, Сбытов, фотографии немецких танков на Варшавском шоссе? Тоже нету?
Я объяснил, что танки обнаружены визуальным наблюдением, фотографирование с боевых истребителей вестись не может, а что самолеты на разведку вылетали об этом есть записи в соответствующих журналах в штабе. Проверили – записи есть, слава Богу.
А Абакумов все равно:
— Вы не можете командовать, мы считаем, что вас надо снять с должности. Поезжайте!
— Куда ехать?
— Как куда? К себе!
— А я думал, в Бутырку.
— В Бутырку еще успеете.
Приезжаю к себе, у кабинета уже часовой стоит, Телегин поставил. Я вошел в кабинет, достал маузер, положил рядом автомат, думаю: придут забирать – будем воевать.
Телегин, оказывается, никаких мер, о которых мы утром договорились, не принял. Тут вскоре приезжает Артемьев, и мы стали звонить начальнику Главного оперативного управления штаба Василевскому. Тот говорит, что наших танков там быть не может. Значит – точно немецкие. Но мер никаких не принял. И Артемьев не принял. А время уже 18 часов. Практически темно. Авиацию использовать сегодня уже нельзя. Значит, одни сутки потеряны.
Только Абакумов что-то делает: прислал полковника с протоколом допроса, а там написано, что я специально хотел устроить провокацию с целью создать в Москве панику, бегство ответственных работников и так далее. Я взял ручку и написал: «Последней разведкой установлено, что немцы к исходу дня займут Юхнов», — и подписал. А потом думаю: зря подписал. Они подпись оставят, остальное выведут как-нибудь, и все, ничем не отмоешься.
Ну ладно, сижу, жду. Звоню в секретариат Сталина, там говорят: «Идет заседание ГКО, приказано никого не соединять». Так и сидел, как пень, до утра. Утром звонит Ворожейкин, начальник штаба ВВС, толковый человек. Говорит: «Сообщаю тебе, что ГКО на своем заседании твои действия одобрил! Это, безусловно, немцы идут. Немедленно собери все силы, которые только можно собрать, и бей!» А у меня уже со вчерашнего дня все собрано и готово.
Начали бить. Сразу же уничтожили примерно 100 – 120 танков, около 300 машин пехоты. Но к этому времени немцы сами немного подзадержались. Я думаю, они неладное заподозрили. Ведь не было никакого сопротивления, как на прогулке шли. И они подумали, что их заманивают в мешок. Пошли осторожно, прощупываю разведками местность. Юхнов заняли, как я и предсказывал, вечером 5 октября. После нашего авиаудара вообще рассредоточились с главной дороги, чтобы затруднить действия нашей авиации. И тем не менее упорно шли вперед, темпом примерно 10 км в сутки.
Поступил приказ Сталина: задержать наступление немцев любой ценой. Минимум на 5-7 суток. А чем задержать, неизвестно. Я организовал командный пункт около Подольска, рядом с ним создал оперативный склад снабжения штурмовой авиации. На пути немцев мы смогли поставить только тех же подольских курсантов всего лишь с двумя противотанковыми пушками и мои самолеты, штурмовавшие наступающие немецкие войска по нескольку раз в день. Курсантов в период с 6 по 10 октября легло на полях от Медыни до Крестов три с половиной тысячи только убитыми. Вечная им память!
10 октября я получил приказ поддерживать своей авиацией 5-ю армию, на помощь которой подошла свежая дивизия полковника Полосухина, и судьба развела нас с героями-курсантами.
Источник: Битва за Москву. М., 1966 г., с. 47.