ГУЛАГ в предвоенные и военные годы
Беседа главного редактора «Военно-исторического журнала» генерал-майора В.И. Филатова с кандидатом исторических наук генерал-майором Л. Ивашовым и кандидатом юридических наук полковником А. Емелиным.
— Какую роль играл «архипелаг ГУЛАГ» в предвоенные годы?
Л. ИВАШОВ: В предвоенные годы «АГ» («архипелаг ГУЛАГ») кроме всего прочего являлся средством решения задач в экономике. Поскольку без подневольного труда заключенных государство просто не могло обойтись. Об этом откровенно (среди своих) говорил Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР 25 августа 1938 года, когда обсуждался вопрос о досрочном освобождении заключенных, отличившихся на строительстве одного из объектов:
«Правильно ли вы предложили представить список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы. Нельзя ли придумать какую-нибудь другую форму оценки их работы — награды и т.д.? Мы плохо делаем, мы нарушаем работу лагерей. Освобождение этим людям, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти оставались на работе — награды давать, ордена может быть? А то мы их освободим, вернутся они к себе, снюхаются опять с уголовниками и пойдут по старой дорожке. В лагере атмосфера другая, там трудно испортиться. Я говорю о нашем решении, если по этому решению досрочно освобождать, эти люди опять по старой дорожке пойдут… Давайте сегодня не утверждать этого проекта, а поручим Наркомвнуделу придумать другие средства, которые заставили бы людей остаться на месте...»
— Ну и как же выполнил Наркомвнудел сталинский наказ?
А. ЕМЕЛИН: НКВД СССР «придумал» проект Указа «О лагерях НКВД», который 15 июня 1939 года был единогласно утвержден Президиумом Верховного Совета СССР. В нем, в частности, требовалось: «Отказаться от системы условно-досрочного освобождения лагерных контингентов. Осужденный, отбывающий наказание в лагерях НКВД СССР, должен отбыть установленный судом срок полностью». Органам суда и прокуратуры было предложено прекратить рассмотрение дел по условно-досрочному освобождению из лагерей, а Наркомвнуделу прекратить практику зачетов одного рабочего дня за два дня срока отбытия наказания. Основным стимулом для повышения производительности труда в лагерях установить: улучшенное снабжение и питание хороших производственников, дающих высокие показатели производительности труда, денежное премирование этой категории заключенных и облегченный лагерный режим с общим улучшением их бытового положения.
По отношению к прогульщикам, отказчикам от работы и дезорганизаторам производства следовало применять суровые меры принуждения: усиленный лагерный режим, карцер, худшие материально-бытовые условия и др. меры дисциплинарного воздействия. К наиболее злостным дезорганизаторам лагерной жизни и производства разрешалось применять более суровые, судебные меры наказания, до высшей меры включительно. Указ требовал от «компетентных органов» «лагерную рабочую силу снабжать продовольствием и производственной одеждой с таким расчетом, чтобы физические возможности лагерной рабочей силы можно было использовать максимально на любом производстве». В этой связи Совнаркому СССР предписывалось пересмотреть и утвердить нормы снабжения продовольствием и одеждой лагерной рабочей силы НКВД СССР.
— Кто и каким образом попадал в «АГ»?
Л. ИВАШОВ: К концу 1930-х годов сложился хорошо отлаженный «конвейер» обеспечения лагерной рабочей силой. Правовой основой его «деятельности» являлось уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, характерной чертой развития которого в то время было ужесточение санкции и сужение процессуальных гарантий обвиняемых и подсудимых. В качестве примера можно привести несколько так называемых сталинских законов.
По имеющимся сведениям, в их составлении И.В. Сталин принимал личное участие, либо они были разработаны по его поручению. Так, 7 августа 1932 года ЦИК и СНК СССР приняли совместное постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». Это был знаменитый «Закон о колосках», который отличался декларативным, жестким тоном. Он был очень несовершенен и с точки зрения юриспруденции, что повлекло за собой многочисленные ошибки при его применении. Впрочем, тогда все шло «в дело», и эти ошибки вскоре стали объявляться «происками врагов народа», пробравшихся в органы юстиции. Если позволите, я отвлекусь от Закона 1932 года и приведу несколько положений из совместного приказа Прокурора СССР и наркома юстиции СССР от 1 ноября 1938 года «О пересмотре уголовных дел в отношении колхозного и сельского актива и отдельных колхозников, осужденных в 1934—1937 гг.». В этом документе говорилось, что к ноябрю 1938 года были пересмотрены уголовные дела в отношении 1 179 998 человек, из которых с 480 378 досрочно сняли судимость, в отношении 106 719 человек прекратили вовсе дела; снизили наказание и освободили от дальнейшего его отбывания 22 785 человек. В качестве объяснения причин таких чудовищных по масштабам судебных ошибок указывалось на вражескую работу в органах юстиции, выразившуюся в практике массового и необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения.
— Сколько же человек было осуждено по Закону от 7 августа 1932 года?
Л. ИВАШОВ: Такими данными я не располагаю, но в уже приводившемся документе указывалось на имевшиеся большие недостатки в работе по пересмотру подобных дел, и в частности на медлительность, из-за чего много дел остались непересмотренными, особенно в РСФСР, Армянской и Азербайджанской республиках.
— Итак, что же представлял собой «Закон о колосках»?
А. ЕМЕЛИН: В преамбуле излагалась официальная версия принятия этого правового акта и давалась политическая оценка посягательств на социалистическую собственность. В частности, отмечалось, что конкретным поводом послужили участившиеся «жалобы рабочих и колхозников на хищения (воровство) грузов на железнодорожном и водном транспорте и хищения (воровство) кооперативного и колхозного имущества со стороны хулиганствующих и вообще противообщественных элементов. Равным образом участились жалобы на насилия и угрозы кулацких элементов в отношении колхозников, не желающих выйти из колхозов и честно и самоотверженно работающих за укрепление последних». В этой связи ЦИК и СНК СССР отметили, что «общественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя, она священна и неприкосновенна, и люди, покушающиеся на общественную собственность, должны быть рассматриваемы как враги народа». Исходя из этих соображений и идя навстречу требованиям рабочих и колхозников, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР приняли вышеназванное постановление. В действительности, появление Закона от 7 августа 1932 года обусловлено страшным голодом, постигшим в 1932—1934 гг. наиболее плодородные районы Украины, Северного Кавказа, Поволжья, Южного Урала, Казахстана, в результате которого погибло несколько миллионов советских граждан и, естественно, осложнилась криминогенная ситуация в стране.
В I и II частях постановление требовало за хищения грузов на железнодорожном и водном транспорте, а также колхозного и кооперативного имущества («урожай на полях, общественные запасы, скот, кооперативные склады и магазины и т.п.») применять «высшую меру социальной защиты — расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже десяти лет с конфискацией всего имущества». В III части ставилась задача «провести решительную борьбу с теми противообщественными кулацко-капиталистическими элементами, которые применяют насилия и угрозы или проповедуют применение насилия и угроз к колхозникам с целью заставить последних выйти из колхоза, с целью насильственного разрушения колхозов». Такие действия были приравнены к государственным преступлениям, и за их совершение устанавливалась ответственность в виде лишения свободы от пяти до десяти лет с заключением в концентрационный лагерь. Амнистию ко всем осужденным по Закону от 7 августа 1932 года применять запрещалось.
Л. ИВАШОВ: Могу добавить, что в апреле 1935 года был понижен минимальный возраст, с которого человек мог привлекаться к уголовной ответственности. За совершение краж, причинение телесных повреждений, убийства и другие тяжкие преступления к уголовной ответственности стали привлекать с 12 лет с применением всех мер уголовного наказания. За исключением, разумеется, высшей меры — расстрела, который в соответствии с действовавшим уголовным законодательством не применялся к лицам, не достигшим 18-летнего возраста в момент совершения преступления.
А. ЕМЕЛИН: Но, пожалуй, самым масштабным по количеству осужденных, а следовательно, и эффективным с точки зрения интересов «АГ» являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», принятый «согласно представлению Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов» 26 июня 1940 года. Указ отменил право рабочих и служащих по своему желанию оставлять или менять место работы и установил ответственность в виде тюремного заключения сроком от 2 до 4 месяцев, налагаемого по приговорам народных судов на лиц, ушедших или перешедших с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое без разрешения администрации, а также ввел уголовную ответственность за прогул в виде исправительно-трудовых работ на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25 %. При этом претерпело изменение само понятие прогула: вместо отсутствия на работе без уважительных причин в течение хотя бы одного дня (по законодательству начала 30-х годов) прогулом стало признаваться всякое нарушение без уважительной причины продолжительности рабочего времени свыше 20 минут. Директора предприятий и руководители учреждений за уклонение от предания суду или принятие на работу лиц, виновных в нарушении Указа, также привлекались к судебной ответственности. Таким образом, до начала Великой Отечественной войны по Указу от 26 июня 1940 года было осуждено свыше 3 млн. человек, что составляло около 8% общего числа рабочих и служащих СССР, из них за прогулы — 83 %, за самовольный уход — 16 %. Этот Указ широко применялся в период войны и был отменен только в апреле 1956 года. Чтобы не «портить» показатели, практика его применения в общую судебную статистику не включалась.
Что же касается уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего порядок отправления правосудия, то 1 декабря 1934 года принимается постановление ЦИК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик». Это постановление установило особый порядок расследования и рассмотрения дел «о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти». Процессуальные гарантии по делам данной категории были практически сведены на нет: срок следствия, несмотря на очевидную сложность подобных дел и суровость возможного наказания, устанавливался в пределах не более 10 дней; обвинительное заключение вручалось обвиняемому за одни сутки до рассмотрения дела в суде; дело рассматривалось без участия сторон; кассационное обжалование приговоров и подача ходатайств о помиловании не допускались; приговоры к высшей мере наказания приводились в исполнение немедленно. В 1937 году почти такие же ограничения были введены при рассмотрении дел о контрреволюционном вредительстве и диверсиях.
— Сказанного достаточно, чтобы иметь представление о «правовых основах» механизма комплектования «АГ». Теперь некоторые пояснения о самих «правоохранительных» органах.
А. ЕМЕЛИН: В соответствии с Конституцией СССР 1936 года (ст. 102) правосудие в СССР должно было осуществляться только судебными органами. Однако созданные при НКВД СССР еще в 1934 году Особое совещание (в центре) и различные «тройки» на местах продолжали существовать и в нарушение Конституции СССР обладали правом применять внесудебные репрессии. Так, например, Особое совещание действовало в составе: наркома внутренних дел СССР (председатель), заместителей наркома внутренних дел СССР, уполномоченного НКВД СССР по РСФСР, народного комиссара внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. В заседаниях Особого совещания должен был принимать участие Прокурор СССР или его заместитель. К компетенции Особого совещания относились дела о контрреволюционной агитации и пропаганде и др. в случаях, «если судебным следствием выясняется отсутствие достаточных улик и доказательств для вынесения обвинительного приговора, но когда, тем не менее, имеется достаточно фактов, свидетельствующих о социальной опасности обвиняемого, в силу его связи с преступной средой, прошлой его неоднократной судимости и пр.». Первоначально в административном порядке Особое совещание к лицам, признаваемым общественно опасными, могло применять:
а) ссылку на срок до 5 лет под гласный надзор в местности, список которых устанавливался НКВД СССР;
б) высылку на срок до 5 лет под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах СССР;
в) заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет.
Несколько позднее компетенция Особого совещания была расширена. Аналогичными правами обладали так называемые «тройки», которые создавались в союзных и автономных республиках, краях и областях и существовали до конца ноября 1938 года, а в некоторых местностях и дольше. Действовали они в составе: наркома внутренних дел союзной, автономной республики или его заместителя (начальника УНКВД или его заместителя), начальника управления милиции, прокурора и начальника соответствующего отдела, чье дело разбиралось.
Характерной особенностью карательной политики в предвоенные годы являлась тенденция к росту наказаний, связанных с лишением свободы. Так, если в 1937 году только общими судами СССР, исключая военные трибуналы и линейные суды железнодорожного и водного транспорта, из 1 131 320 осужденных к лишению свободы на различные сроки свыше 1 года были приговорены 399 259 человек, то уже в 1940-м — 608 988 человек из 1 239 077 осужденных.
— Представляет интерес социально-демографическая характеристика контингента осужденных.
Л. ИВАШОВ: В 1937 году, например, картина была следующей: рабочих осуждено 272 157 человек, служащих — 208 184, колхозников — 306 548; бывших членов ВКП(б) — 19 833, ВЛКСМ — 23 308; женщин — 118 960; молодых людей в возрасте от 12 до 16 лет — 17 264 человека (из них к лишению свободы — 8 891 человек).
— Как можно себе представить удельный вес «АГ» в народном хозяйстве?
Л. ИВАШОВ: По этому вопросу имеется один любопытный документ — обращение наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии в Совет Народных Комиссаров СССР от 9 апреля 1939 года, в котором, в частности, говорится о том, что на рабочую силу исправительно-трудовых лагерей в 3-ю пятилетку возлагается проведение важнейших строительных работ общей стоимостью 12 млрд. руб. Однако, «печалился» Берия, эту задачу выполнить затруднительно по причине низких норм питания заключенных, рассчитанных на человека, сидящего в тюрьме и не работающего. Но на практике, откровенничал нарком, и эта заниженная норма не соблюдается, т. к. снабжающие организации отпускают 65-70 % положенного довольствия. В результате значительный процент рабочей силы ИТЛ попадает в категорию слабосильных. Так, на 1 марта 1939 года таких «доходяг» насчитывалось 200 тыс. человек. Плохо обстояло дело и с механизацией работ, поскольку предыдущее руководство НКВД было избаловано избытком дармовой рабочей силы и не заботилось о наличии механизмов, повышающих эффективность работы.
В 1940 году Наркомвнуделом было выполнено около 13 % объема капитальных работ по народному хозяйству страны. Госплан СССР 1941 года предусматривал осуществление капитального строительства организациями НКВД на сумму 1,8 млрд. руб. Для выполнения этого задания использовался труд 1 млн. 976 тыс. заключенных.
— Сколько лагерей насчитывал «АГ» накануне войны, и какова численность заключенных?
А. ЕМЕЛИН: На 22 мая 1939 года в стране имелось 63 исправительно-трудовых лагеря и так называемых строительств НКВД. По состоянию на 1 марта 1940 года ГУЛАГ насчитывал 53 лагеря и строительства НКВД, 425 исправительно-трудовых колоний, в том числе 170 промышленных, 83 сельскохозяйственные, 50 колоний для несовершеннолетних. Общий контингент заключенных составлял 1 668 200 человек. По характеру преступлений заключенные распределялись следующим образом: за контрреволюционные — 28,7 %, за особо опасные против порядка управления — 5,4 %, за хулиганство, спекуляцию и прочие преступления против управления — 12,4 %, должностные и хозяйственные преступления — 8,9 %, преступления против личности — 5,9 %, за посягательства на социалистическую собственность — 1,5 %, прочие — 27,5 %.
«Благодаря» принятым в 1940 году чрезвычайным законам удалось несколько расширить систему ГУЛАГа и таким образом увеличить число обитателей до 2,3 млн. человек на 22 июня 1941 года. О некоторых из этих законов мы уже говорили, другие заслуживают быть упомянутыми. Например, 6 июля 1940 года состоялся Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за самовольные отлучки и дезертирство», в процессе реализации которого только с 10 июля 1940 года по 1 февраля 1941 года были осуждены 17 588 военнослужащих, из которых к длительным срокам лишения свободы от 5 до 10 лет были приговорены 85,5 %. По Указу от 28 декабря 1940 года учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), подвергались по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до 1 года. Берия оперативно «позаботился», чтобы к 1 февраля 1941 года были дополнительно организованы 15 специальных трудовых колоний для приема вчерашних школьников.
— Как «АГ» встретил начало Великой Отечественной войны?
Л. ИВАШОВ: Невзгоды заключенные разделили вместе со всем советским народом. В связи с угрозой оккупации значительной части территории СССР подлежали эвакуации 750 тыс. заключенных.
По причине транспортных трудностей многие из них проделали тысячекилометровый путь пешком. 12 июля 1941 года Президиум Верховного Совета принял Указ «Об освобождении от наказания осужденных по некоторым категориям преступлений». В соответствии с этим Указом в местностях, объявленных на военном положении, подлежали освобождению заключенные, осужденные: по Указам от 26 июня и 10 августа 1940 года («О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» и «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство»), кроме злостных хулиганов и рецидивистов; за маловажные бытовые преступления, имевшие остаток срока менее года; беременные женщины и женщины, имевшие малолетних детей (кроме осужденных за контрреволюционные преступления, бандитизм и рецидивисток); учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО, осужденные по Указу от 28 декабря 1940 года за нарушения дисциплины и за самовольный уход из училища (школы). Всю работу по освобождению указанных контингентов следовало закончить в 10-дневный срок.
24 ноября 1941 года Президиум Верховного Совета СССР распространил действие Указа от 12 июля 1941 года на все местности СССР и принял решение о дополнительном освобождении некоторых категорий заключенных, например, бывших военнослужащих, осужденных за несвоевременную явку в часть и малозначительные должностные, хозяйственные и воинские преступления, совершенные до начала войны, при этом их следовало передать в части действующей армии. Освобождению также подлежали нетрудоспособные инвалиды, старики, имевшие остаток срока наказания до 3 лет (кроме осужденных за контрреволюционные преступления).
Таким образом, в соответствии с вышеназванными Указами было освобождено довольно значительное число заключенных, из которых 420 тыс. человек по состоянию здоровья были признаны годными для военной службы и направлены в Советскую Армию.
— С началом Великой Отечественной войны по решению военно-политического руководства СССР страна была превращена в единый военный лагерь. Какие особенности в связи с этим возникли в деятельности ГУЛАГа?
А. ЕМЕЛИН: Об одной из таких особенностей мы уже говорили: я имею в виду освобождение части заключенных, годных по состоянию здоровья к военной службе, с передачей их в действующую армию. Дополнительно по специальным постановлениям Государственного Комитета Обороны и персональным решениям Президиума Верховного Совета СССР в 1942—1943 гг. было освобождено и направлено в Советскую Армию более 157 тыс. бывших заключенных. Среди них комдив Букштынович Михаил Фомич, осужденный еще 28 мая 1939 года по ст. 58-7, 17-58-8, 58-11 УК РСФСР и приговоренный к 15 годам лишения свободы; полковой комиссар Карачинов Сергей Иванович, приговоренный 26 июля 1941 года к 7 годам лишения свободы; генерал-майор Лазаренко Иван Сидорович, осужденный 17 сентября 1941 года по ст. 193-17 п. «б», 193-20 п. «б» УК РСФСР и приговоренный к высшей мере наказания; генерал-майор Кособуцкий Иван Степанович, осужденный 26 июля 1941 года по ст. 193-17 п. «б» УК РСФСР и приговоренный к 10 годам лишения свободы; генерал-майор Семенов Иван Иосифович, осужденный 7 октября 1941 года по ст. 193-17 п. «б» УК РСФСР и приговоренный к 10 годам лишения свободы; полковник Фомин Борис Андреевич, осужденный тогда же по ст. 193-17 УК РСФСР и приговоренный к 7 годам лишения свободы; генерал-лейтенант Тюрин Александр Алексеевич, осужденный 20 января 1942 года по ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР и приговоренный к 7 годам лишения свободы; вице-адмирал Левченко Гордей Иванович, осужденный 29 января 1942 года по ст. 193-21 п. «б» УК РСФСР и приговоренный к 10 годам лишения свободы; генерал-майор Ермаков Аркадий Николаевич, осужденный тогда же по ст. 193-21 п. «б» УК РСФСР и приговоренный к 5 годам лишения свободы; генерал-майор Собенников Петр Петрович, осужденный 6 февраля 1942 года по ст. 193-21 п. «б» УК РСФСР и приговоренный к 5 годам лишения свободы и др. А всего за три года войны освобождены с передачей в армию 975 тыс. человек. Многие из них в боях с врагом проявили доблесть и геройство, были награждены орденами и медалями СССР,а Матросову, Бреусову, Отставному, Сержантову и Ефимову присвоено звание Героя Советского Союза.
Л. ИВАШОВ: В первый период войны заключенные довольно широко привлекались к строительству полевых оборонительных сооружений. Так, за счет Вытегорского строительства и лагеря НКВД были обеспечены рабочей силой, продовольствием и материалами полевые строительства 2-го армейского управления оборонительных работ Наркомата обороны, за счет Беломор-Балтийского лагеря НКВД велись полевые строительства управлением оборонительных работ Карельского и Северного фронтов. А всего с этой целью ГУЛАГом были выделены не менее 200 тыс. заключенных.
Особое значение в годы Великой Отечественной войны имело обеспечение рабочей силой расширенного военного производства. Государственный Комитет Обороны обязал НКВД помочь кадрами 640 предприятиям и строительным объектам других наркоматов. При этих предприятиях и стройках ГУЛАГом было оборудовано 380 специальных исправительно-трудовых колоний НКВД на 225 тыс. заключенных. В производстве боеприпасов и вооружения участвовало 39 тыс.; на предприятиях черной и цветной металлургии работали 40 тыс.; в авиационной и танковой промышленности трудились 20 тыс.; угольной и нефтедобывающей — 15 тыс.; лесной — 10 тыс. заключенных и т. д. Заключенные спецколоний использовались следующим образом: на строительных работах — 34 %; непосредственно на производстве (в цехах) — 25 %.; на горно-рудных работах — 11 %.; на лесозаготовительных, погрузочно-разгрузочных — 30 %.
Заключенные, работавшие на предприятиях оборонной промышленности, принимали непосредственное участие в производстве танков, самолетов, боеприпасов, вооружения. Так, на заводе № 711 Наркомата минометного вооружения в литейном цехе на отливке корпусов 120-мм мин использовался труд 2000 заключенных; на комбинате № 179 Наркомата боеприпасов в цехах заводов на производстве снарядов, мин и др. работали 1500 заключенных. На заводе имени Кирова Наркомата танковой промышленности в кузнечном и литейном цехах трудились 2000 заключенных и т. д.
Другим характерным направлением деятельности ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны являлось выполнение решений ГКО о строительстве необходимых стране объектов, ответственность за которые целиком возлагалась на НКВД. Таким образом, авиационные заводы в Куйбышеве[1], металлургические комбинаты в Нижнем Тагиле, Челябинске, Актюбинске, Норильске, Богословский алюминиевый завод, нефтеперегонный завод в Куйбышеве, Северо-Печерская железная дорога, а также железные дороги Саратов — Сталинград, Комсомольск — Совгавань и другие построены в основном силами заключенных.
На строительстве железных дорог было занято 448 тыс. человек, на промышленном строительстве — 310 тыс., на строительстве аэродромов и шоссейных дорог — 268 тыс. человек и т. д. Таким образом, по имеющимся сведениям за 1941 —1944 гг., НКВД СССР построил и сдал в эксплуатацию: 612 оперативных аэродромов и 230 аэродромов с взлетно-посадочными полосами; группу авиационных заводов в районе Куйбышева; 3 доменные печи общей мощностью 980 тыс. т чугуна в год; 16 мартеновских и электроплавильных печей производительностью 445 тыс. т стали; прокатные станы общей производительностью 542 тыс. т проката; 4 коксовые батареи производительностью 1 740 тыс. т кокса; угольные шахты и разрезы общей производительностью 6 790 тыс. т угля; 46 электрических турбин общей мощностью 596 тыс. киловатт; 3573 км новых железных дорог; 4700 км шоссейных дорог; 1058 км нефтепроводов; 6 гидролизных и сульфатно-спиртовых заводов общей производительностью 3 млн. декалитров спирта; 10 компрессорных станций для нефтяной промышленности; 2 химических завода по производству соды и брома; завод нитроглицериновых порохов; мощную радиовещательную станцию.
Буквально через полтора года после начала войны весь комплекс Безымянских заводов, состоящий из 10 единиц, мощной ТЭЦ, большого жилого города с населением более 100 тыс. человек, с водопроводом, канализацией и развитой сетью железных и шоссейных дорог, был готов. Был построен также авиазавод в Сибири и т. д.
На промышленных комбинатах НКВД: Воркутинском, Норильском, Джидинском, Ухтинских нефтяных промыслах, Северо-Печорской железнодорожной магистрали и ряде других объектах все работы по добыче и эксплуатации производились специалистами и квалифицированной рабочей силой из числа заключенных. По главнейшим видам горно-металлургической и лесной продукции промышленными предприятиями НКВД СССР, на которых трудились 171 тыс. и 320 тыс. заключенных соответственно, за 1941—1944 гг. выдано: золота в переводе на химически чистое — 315 т; олова в концентратах — 14 398 т; вольфрамового концентрата — 6795 т; молибденового концентрата —1561 т; никеля электролитного — 6511 т; хромовитой руды — 986 тыс. т; угля — 8 924 тыс. т; сажи газовой — 10 150 т; нефти — 407 тыс. т; леса и дров — 90 млн. куб. м, в том числе 3 млн. куб. м — деловой древесины.
А. ЕМЕЛИН: Война коренным образом изменила существо и содержание производственно-хозяйственной деятельности ГУЛАГа, которая с первых дней переключилась на выполнение заказов для нужд фронта. Так, выпуском боеприпасов стали заниматься 35 промышленных колоний, и НКВД СССР вышел на второе место в СССР по производству 82-мм и 120-мм осколочно-фугасных мин. А всего за три года войны заключенные сделали 70,7 млн. единиц боеприпасов на сумму 1,25 млрд. руб.
По заданию Государственного Комитета Обороны 58 промышленных колоний ГУЛАГа вместо мебели стали делать спецукупорку для мин, снарядов, авиабомб. В 1942 году выпуск этой продукции в сравнении с 1941-м увеличился в 2,3 раза и составил 6,4 млн. комплектов, что также обусловило второе место в СССР.
Со второго полугодия 1942 года 20 промышленных колоний ГУЛАГа занялись пошивом обмундирования для Советской Армии и выпустили 22 млн. комплектов. Другие предприятия НКВД силами заключенных в 1941 —1943 гг. произвели 500 тыс. катушек для телефонного кабеля, 1,7 млн. масок для противогазов и т. д.
В области сельского хозяйства «АГ» в годы войны имел 414 сельскохозяйственных предприятий, в том числе 3 специальных сельскохозяйственных лагеря (Карагандинский, Сибирский, Среднебельский), 96 сельскохозяйственных колоний, 315 подсобных хозяйств. Общая площадь пахотной земли составляла 441 тыс. га. По производственному плану в 1944 году должно было быть собрано 211 тыс. т зерна, 437 тыс. т овощей и картофеля, 317 тыс. т сена. Кроме того, «АГ» располагал специальным рыболовецким лагерем (Астраханский), 8 рыболовецкими колониями и 45 подсобными хозяйствами, которыми за 1941— 1944 гг. выловлено 420 тыс. центнеров рыбы. Значительная часть продуктов и фуража направлялась на нужды армии.
— Итоговые показатели произведенной заключенными продукции, конечно, потрясают. Однако хотелось бы знать, как трудились и жили подконвойные люди.
Л. ИВАШОВ: По имеющимся сведениям, в трудовом соревновании в годы войны участвовало 95 % заключенных, число отказчиков от работы в сравнении с 1940 годом сократилось в 5 раз. В лагерях и колониях широко практиковались стахановские вахты, трудовые салюты, открывались лицевые счета по выпуску сверхплановой продукции в фонд Главного Командования. Имели место массовые подачи заявлений об отправке на фронт, сбор теплых вещей, денег и облигаций в фонд обороны, приобретения за наличный расчет облигаций государственных военных займов. Так, в 1941 году в фонд обороны от заключенных поступило более 250 тыс. руб., в 1942-м — более 2 млн. руб., в 1943—1944 гг. — 25 млн. руб.
Производительность труда заключенных в 1943 году в сравнении с 1941-м поднялась на 80 %, а в 1944 году рост производительности труда превзошел довоенный почти в два раза. Выработка продукции на одного рабочего возросла с 5600 руб. в 1940 году до 10,5 тыс. руб. в 1944-м. Общий объем промышленной продукции, произведенной заключенными за три года войны, составил 3 млрд. 651 млн. руб., сельскохозяйственной продукции — 1 млрд. 188 млн. руб.
А. ЕМЕЛИН: Что же касается условий жизни в сталинских лагерях то, конечно, они были, мягко выражаясь, экстремальными. Отдел по надзору за местами лишения свободы Прокуратуры СССР был вынужден даже послать на имя Берии специальное представление о тяжелом положении заключенных в лагерях, многие из которых оказались совершенно неподготовленными к зиме. Поэтому от холода, голода, страшной перенаселенности в бараках, где в 1941—1942 гг. на человека приходилось менее 1 кв. м жилой площади, многие заключенные болели и умирали. Только в 1944 году положение стало выправляться, норма стала около 1,8 кв. м. Например, в Богословлаге в 1941 году из 13 тыс. заключенных больше половины были больны, там же умерло: в октябре — 247 человек, в ноябре — 458 человек, в первой половине декабря 1941 года — 495 человек. В Ураллаге умерло в 1941 году — 1510 человек, в Сызранском особлагпункте — 1039, на этапе Устьлабинск — Котлас в пути умерло 199 человек и т.д. А всего в 1941 году ГУЛАГ потерял 100 997 человек, в 1942-м — 248 877, в 1943-м — 166 967, в 1944-м — 60 948, в 1945-м — 43 848 человек. О физическом состоянии заключенных свидетельствуют и следующие данные:
Правда, администрация лагерей стремилась как-то поощрять заключенных, которые являлись отличниками производства. С этой целью они размещались в специальных, более просторных бараках, где на каждого обитателя приходилось не менее 3 кв. м жилой площади, имелись койки с постельным бельем. Остальные заключенные размещались на двух-трехъярусных сплошных нарах. Ежемесячно они имели три выходных дня, и ежедневно 8 часов отводилось на сон.
— Сложилось мнение, что в годы Великой Отечественной войны маховик репрессий несколько сбавил обороты. Так ли это было на самом деле?
А. ЕМЕЛИН: Думаю, что нет, да и не могло быть иначе. В чрезвычайной обстановке войны вводился особый режим военного положения, страна жила в условиях военного лагеря, действовали суровые законы военного времени. Например, 6 июля 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, по которому «за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения, виновные караются по приговору военного трибунала тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, если это действие по своему характеру не влечет за собой по закону более тяжкого наказания», а 1 декабря 1941 года ГКО принял постановление «Об ответственности за расхищение снегозащитных ограждений на железнодорожном транспорте», согласно которому виновные подлежали ответственности по известному Закону от 7 августа 1932 года, и т. д. Впрочем, судите сами. Во второй половине 1941 года общими судами СССР было осуждено 1 294 822 человека, а с учетом военных трибуналов получается 1 339 702 человека, из которых 67,4 % приговорены к различным срокам лишения свободы. В первой половине 1942 года картина выглядела следующим образом. Общие суды дали 1 281 377 осужденных, военные трибуналы — 115 433 человек, итого — 1 396 810 человек, из которых 69,3 % приговорены к различным срокам лишения свободы. Вторая половина 1942 года имела итоговое количество осужденных 1 807 020 человек, из них к лишению свободы 66,1 %. Поэтому на 1 июля 1944 года в СССР насчитывалось 1,2 млн. заключенных. Убыло, начиная с 22 июня 1941 года — 2,9 млн. человек, поступило за это же время — 1,8 млн. Такие вот астрономические цифры, но, конечно, меньше, чем можно встретить в некоторых публикациях на эту тему.
— Имеются ли какие-нибудь данные, характеризующие контингент осужденных уже в военное время?
А. ЕМЕЛИН: В качестве примера можно привести сведения о работе общих судов СССР по 9 республикам за 1943 год. Итак, в 1943 году всего было осуждено 780 908 человек, из которых к лишению свободы приговорены 427 741. По социальному положению осужденных картина следующая:
рабочих — 333 643,
служащих — 117 505,
колхозников — 225 340.
Из них: бывших членов ВКП(б) — 14 978 человек, ВЛКСМ — 16 026 человек, несовершеннолетних от 12 до 14 лет — 10 919 человек, от 14 до 16 лет — 36 499 человек.
Характерной тенденцией военного времени являлся рост женской преступности: с 18,1 % общего количества осужденных в первой половине 1941 года до 27,5 % за первую половину 1942-го. Женщины привлекались к уголовной ответственности в основном за растрату, кражи социалистической собственности, мелкие кражи на производстве, кражи личной собственности. Возросла преступность и среди несовершеннолетних. Так, если в 1937 году в СССР осуждены 17 264 человека в возрасте от 12 до 16 лет, то только за первую половину 1942 года таких было уже 21 240 человек.
— Известно, что ГУЛАГ «ведал» не только заключенными. Военно-политическое руководство СССР выразило недоверие советским гражданам национальностей воюющих с СССР стран и возложило на ГУЛАГ «заботу» об их использовании в интересах войны. Не могли бы вы осветить и этот вопрос, имеющий непосредственное отношение к теме нашей беседы?
Л. ИВАШОВ: Действительно, Государственный Комитет Обороны СССР в годы минувшей войны принял решение не призывать в Советскую Армию граждан национальностей воюющих с СССР стран, но привлечь в обязательном порядке этот контингент для работы на производстве и в строительстве. С этой целью ГУЛАГ в 1942—1944 гг. провел несколько мобилизаций граждан указанных национальностей — всего не менее 400 тыс. человек, из которых 220 тыс. были задействованы на предприятиях НКВД СССР, а 180 тыс. переданы другим наркоматам. Использовались они, как правило, на добыче угля, нефти, производстве оружия и боеприпасов, в черной и цветной металлургии, на строительстве заводов, электростанций, железных дорог и т. д. По своему правовому положению этот контингент все же заметно отличался от заключенных ГУЛАГа.
— Судя по содержанию приведенного вами материала, довольно значительное число обитателей «архипелага ГУЛАГ» просто несчастные, безвинно пострадавшие люди, которые, тем не менее, отдавали все свои силы Победе. Но, видимо, были и настоящие враги Советской власти?
А. ЕМЕЛИН: Да, разумеется. Например, 19 апреля 1943 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников». Президиум Верховного Совета СССР принял решение о создании в действующей армии СССР специальных военно-полевых судов, которым предоставлялось право виновных в чудовищных злодеяниях против советского народа в зависимости от степени вины приговаривать к смертной казни через повешение или ссылке на каторжные работы сроком от 15 до 20 лет.
Хочу еще раз подчеркнуть, что только к предателям и пособникам фашистских палачей, безмерно виновным перед советским народом, применялась смертная казнь через повешение, а не к более широкому кругу лиц, как это утверждают некоторые историки и кинодокументалисты.
[1] Ныне г.Самара
Источник: Военно-исторический журнал №1, 1991. С. 14-24.