Фотографии А.Зандера как социальный портрет эпохи
В Москве в Мультимедиа Арт Музее открыта выставка немецкого фотографа ХХ столетия Августа Зандера «Портрет. Пейзаж. Архитектура». В экспозиции представлено около 150 фотографий, среди которых знаменитые портреты из проекта «Люди двадцатого столетия», ландшафтные и архитектурные фотографии, сделанные в Германии. Выставка задумана внуком фотографа Гердом Зандером и организована совместно с галереей Приски Пасквер (Кёльн), а также Театром фотографии и изображения Шарля Негра (Ницца).
Германия между двумя войнами, от кайзера до фюрера, через Веймарскую Республику, путчи и невиданную классовую борьбу. Её больше нет, она уничтожена в огне мировой бойни, которую сама и разожгла. Все представленные здесь снимки чудом сохранились после обрушившихся на фотографа и его семью нацистских репрессий, запрета на профессию, разрушения мастерской, разграбления дома. Одинаково плотно насыщенные информацией, а не эмоциями, они в полной мере демонстрируют систему, которой следовал веривший в силу документа, начисто лишенный сантиментов, меньше всего заботившийся о художественном впечатлении Зандер.
«По своей природе фотография — это документальное искусство», — заявил Зандер в 1931 году во время одной из радио-лекций, выразив, таким образом, свое творческое кредо, которому он оставался верен до конца жизни. Славой и статусом мэтра Зандер обязан масштабной портретной серии, над которой он начал работать еще в самом начале своей карьеры. Портреты немецкого фотографа представляют собой фронтальные, как правило, довольно строгие снимки с тщательно продуманной композицией, напрочь лишенные какой-либо зрелищности и эффектности. Зандер умел схватывать индивидуальность и характерные черты своих героев, при этом всегда открыто указывая на их принадлежность той или иной социальной группе. Таким образом, его фотографии — это не просто коллекция портретов, а полноценный социальный срез Германии межвоенной эпохи и интереснейший исторический документ.
В начале двадцатых годов Август Зандер много общается с представителями немецкого художественного авангарда, в частности с Отто Диксом, ставшим одним из его близких друзей. Деньги, которые приносят коммерческие заказы, позволяют Зандеру в свободное время работать над грандиозным документальным проектом «Люди двадцатого столетия», задачей которого является составление типологии современных немцев и создание социального портрета эпохи. Персонажей для фотографий он отбирает среди знакомых и клиентов.
Зандер не мыслит человека в отрыве от окружающей его среды, поэтому параллельно с портретной фотографией он активно занимается изучением фауны и работает над топографическим описанием немецких территорий. В 1933 году фотограф начинает выпускать тематические альбомы, посвященные различным областям Германии, в том числе долине Рейна. Несмотря на то, что как топограф Август Зандер не достигнет широкой известности, его с полным правом можно считать предтечей современной ландшафтной и архитектурной фотографии.
Творческая манера Зандера, его методичность, объективность и особое отношение к работе над сериями оказали влияние на таких мастеров, как Уолкер Эванс, Ирвинг Пенн, Диана Арбус, Роберт Франк, Бернд и Хилла Бехер, Томас Руфф, Томас Штрут и Андреас Гурски.
В ноябре 1927 года, отвечая на вопрос о том, что подтолкнуло его к созданию «Людей двадцатого столетия», Август Зандер написал: «Видеть, наблюдать и думать». Эти три слова с детства запали в душу Герда Зандера, который вслед за отцом решил посвятить себя сохранению, описанию и популяризации художественного наследия своего деда».
Выставка открыта до 19 мая 2013 года.
Мультимедиа Арт Музей, Москва
ул. Остоженка, д. 16
вт-вс: 12:00-21:00
+7 (495) 637-11-00
Полная стоимость билета: 300 р.
Источники: Мультимедиа Арт Музей и открытые ресурсы Интернета