8 апреля 2013| редакция сайта

Фотографии А.Зандера как социальный портрет эпохи

В Москве в Мультимедиа Арт Музее открыта выставка немецкого фотографа ХХ столетия Августа Зандера «Портрет. Пейзаж. Архитектура». В экспозиции представлено около 150 фотографий, среди которых знаменитые портреты из проекта «Люди двадцатого столетия», ландшафтные и архитектурные фотографии, сделанные в Германии. Выставка задумана внуком фотографа Гердом Зандером и организована совместно с галереей Приски Пасквер (Кёльн), а также Театром фотографии и изображения Шарля Негра (Ницца).

Германия между двумя войнами, от кайзера до фюрера, через Веймарскую Республику, путчи и невиданную классовую борьбу. Её больше нет, она уничтожена в огне мировой бойни, которую сама и разожгла.  Все представленные здесь снимки чудом сохранились после обрушившихся на фотографа и его семью нацистских репрессий, запрета на профессию, разрушения мастерской, разграбления дома. Одинаково плотно насыщенные информацией, а не эмоциями, они в полной мере демонстрируют систему, которой следовал веривший в силу документа, начисто лишенный сантиментов, меньше всего заботившийся о художественном впечатлении Зандер.

Август Зандер

«По своей природе фотография — это документальное искусство», — заявил Зандер в 1931 году во время одной из радио-лекций, выразив, таким образом, свое творческое кредо, которому он оставался верен до конца жизни. Славой и статусом мэтра Зандер обязан масштабной портретной серии, над которой он начал работать еще в самом начале своей карьеры. Портреты немецкого фотографа представляют собой фронтальные, как правило, довольно строгие снимки с тщательно продуманной композицией, напрочь лишенные какой-либо зрелищности и эффектности. Зандер умел схватывать индивидуальность и характерные черты своих героев, при этом всегда открыто указывая на их принадлежность той или иной социальной группе. Таким образом, его фотографии — это не просто коллекция портретов, а полноценный социальный срез Германии межвоенной эпохи и интереснейший исторический документ.

В начале двадцатых годов Август Зандер много общается с представителями немецкого художественного авангарда, в частности с Отто Диксом, ставшим одним из его близких друзей. Деньги, которые приносят коммерческие заказы, позволяют Зандеру в свободное время работать над грандиозным документальным проектом «Люди двадцатого столетия», задачей которого является составление типологии современных немцев и создание социального портрета эпохи. Персонажей для фотографий он отбирает среди знакомых и клиентов.

Зандер не мыслит человека в отрыве от окружающей его среды, поэтому параллельно с портретной фотографией он активно занимается изучением фауны и работает над топографическим описанием немецких территорий. В 1933 году фотограф начинает выпускать тематические альбомы, посвященные различным областям Германии, в том числе долине Рейна. Несмотря на то, что как топограф Август Зандер не достигнет широкой известности, его с полным правом можно считать предтечей современной ландшафтной и архитектурной фотографии.

Творческая манера Зандера, его методичность, объективность и особое отношение к работе над сериями оказали влияние на таких мастеров, как Уолкер Эванс, Ирвинг Пенн, Диана Арбус, Роберт Франк, Бернд и Хилла Бехер, Томас Руфф, Томас Штрут и Андреас Гурски.

В ноябре 1927 года, отвечая на вопрос о том, что подтолкнуло его к созданию «Людей двадцатого столетия», Август Зандер написал: «Видеть, наблюдать и думать». Эти три слова с детства запали в душу Герда Зандера, который вслед за отцом решил посвятить себя сохранению, описанию и популяризации художественного наследия своего деда».

Художник Антон Рэдершайдт и его жена Марта Хегеманн, около 1925 г.

 

Художник (Готфрид Брокманн), 1924 г.

Молодой учитель, 1928 г.

Нотариус, 1924 г.

Секретарь на западном немецком радио в Кельне, 1931 г.

Кондитер, 1928 г.

Цирковые работники, 1926-1932 гг.

Боксеры Кёльн. 1929

Крестьянская невеста. Вестервальд. 1920.

Старый фермер 1931-1932 гг.

Таможенники Гамбург. 1929 г.

Врач Карл Роберт Шляйер, 1929 г.

Инвалид Кёльн. 1928 г.

Вдовец, 1914 г.

Барышни-крестьянки Вестервальд. 1925 г.

Авиатор Кёльн. 1920 г.

Слесарь-наладчик Кёльн. 1929 г.

Безработный Кёльн. 1928

Праздник дня рождения Кайзера Кёльн. 1915 г.

Уличная детвора Кёльн. 1927 г.

Вид на остров Нонненверт, 1930 г.

Цветок, 1930 г.

Выставка открыта до 19 мая 2013 года.
Мультимедиа Арт Музей, Москва
ул. Остоженка, д. 16
вт-вс: 12:00-21:00
+7 (495) 637-11-00
Полная стоимость билета: 300 р.

Источники: Мультимедиа Арт Музей и открытые ресурсы Интернета

 

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)