Фильмы о войне — живая связь
Мне больно видеть, как молодое поколение порой пренебрежительно, а то и с иронией относится к военной теме. В начале 90-х, в День Победы я был свидетелем такого случая: идет старик с палкой, в медалях, орденах, почетных знаках. Подходит к нему полупьяный молодой человек: «Вот если бы вы немцев-то не победили, мы бы тут сейчас жили в шоколаде, баварское пивко пили бы!» Видимо, этот человек ничего о войне не знает, иначе бы так не сказал. Для меня это глубокая боль…
Я помню, как по радио объявили о начале войны: Молотов, — нервно, волнуясь, чуть заикаясь, — говорил о вероломном нападении фашистской Германии. Тогда впервые я услышал слова: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» Это было как раз 22 июня 1941 года. Я в это время сидел и кормил ручного грача, которого подобрал на улице. У него то ли крыло было перебито, то ли лапка… И вошла женщина, немка по национальности, Рита Кун, соседка в нашей коммунальной квартире. «Лена, война!» — сказала она, бледная, видимо, предчувствуя, что может ожидать ее, немку Риту Кун. Потом ее всей квартирой прятали, уберегали от людей, которые ходили по домам и проверяли, нет ли дезертиров. Она с детьми осталась, потому что муж ее ушел в армию. Двое детей у нее было — одна девочка постарше, вторая совсем маленькая.
Я помню, — мне тогда было десять лет, и я многого не понимал, — как у меня все сжалось внутри от этих слов, потому что по тону этой женщины, по тому, как мать восприняла ее слова, я понял, что пришла беда.
А потом в Москву ввели колонны пленных немцев — знаменитое шествие летом 1943-го года. Мы смотрели на них с высотного дома, близ Белорусского вокзала: как их вели, как шли немецкие генералы, подтянутые, некоторые с тростями, некоторые попроще, кто-то вообще небритый… И хотя до конца войны было еще два года, мы почему-то чувствовали: победа будет за нами… Пленных поместили в казармах на углу Большой Спасской улицы, рано утром уводили на работы, а вечером приводили. На первом этаже были решетки, и мы, дети, ходили, разглядывали и приносили им черный хлеб от своих пайков, селедку, жмых (сухой остаток от семечек после приготовления растительного масла). Жмых возили на санях, а мы его стаскивали, подъезжая сзади на коньках, привязанных к валенкам, и лопали сами и носили немцам… Мы не были сыты, но немцам еду носили. А в ответ видели растерянные, даже добрые лица… Помню, как один немец, с рыжей бородкой, подарил нам с братом колечки, которые они там сами мастерили, непонятно из чего, непонятно чем… Конечно, их охраняли. Ходил туда-сюда часовой, с длинной винтовкой, с пристегнутым штыком. Но нас, детей, почему-то не гоняли, даже наоборот — разрешали что-то им приносить.
Все это теперь в прошлом. И наше поколение уходит, и живой связи с той войной у молодых все меньше. Для многих уже единственной возможностью воспринять эту связь стали наши фильмы о войне. Большинство из них абсолютно правдивы, начиная с самых первых, снятых еще в военные годы: «Два бойца», «Парень из нашего города», «В шесть часов вечера после войны»… Мы росли на них. Многие молодые люди и сегодня смотрят это старое кино, не только военного, но и послевоенного времени, и 50-х годов и говорят, что получают удовольствие. И пусть эти фильмы в чем-то наивны, они необыкновенно добрые, они учат быть патриотом.
Вспомните удивительные актерские работы Бориса Андреева, Марка Бернеса, который поет: «Шаланды, полные кефали…», «Темная ночь…», сероватый свет перед боем… Ведь эти песни действительно жили — и на фронте, и в тылу, и как они помогали! И мы, мальчишки, смотрели эти фильмы с детским восторгом. Вот люди! Уж они-то выстоят! А молодой Крючков — он же героем был для нас. Мы смотрели на него, затаив дыхание: он в бой ради земли родной идет! А «Небесный тихоход» — какое очарование! Кто-то скажет: это наивный фильм. Пусть так, но настрой такой оптимистический! «В шесть часов вечера…» — тоже наивный фильм, но какой светлый! В этих фильмах душа была. Они до сих пор помнятся. Когда говорят, что все кино тогда снималось по заказу, — это неполная правда. Работы сценариста, художника, режиссера — от чистого сердца, в эти фильмы вдыхали саму жизнь. Они работали с тем настроем, чтобы их фильмы помогали выстоять, чтобы их песни пели. «Жила бы страна родная, И нету других забот!» Что это, о Сталине? О партии? — нет, о Родине, о России. А это чувство одно во все времена. Сколько было лиризма, теплоты — того, что спасало людей, помогало держаться в самые тяжелые годы, когда лучшие наши умы гноили в лагерях, когда величайшие изобретения появлялись из стен заключения. Я, может быть, наивно-приподнято говорю, но это потому, что искренне.
В наше время, когда в открытую можно исповедовать веру в Бога, старые фильмы стали упрекать в том, что там нет ни слова о вере. На войне, в окопах, как говорят, атеистов не бывает. Так ли? Я не пастырь, и потому не могу об этом проповедовать. Могу лишь высказать свое мнение. Всегда, когда человеку бывает страшно, когда сокрушительный огонь или приказ, выполнение которого — заведомо смертельный исход, человек Бога-то вспоминает. Не каждый день и час, а когда плохо. Человек понимает, что обращение к Богу — это та последняя инстанция, которая поможет ему уберечься. Да, герои стихов Александра Межирова кричали в бою: «Коммунисты, вперед!» Но ведь писал-то он про людей! Про героев, которые защищали Родину. А это может написать только человек, интуитивно обращающийся к Богу.
В самые тяжелые моменты нашей жизни мы надеемся, что Бог милосерден к нам, грешным. Так и в окопах, в тяжелейших обстоятельствах, многие, мне кажется, к Богу обращались. Я не был в окопах, поэтому не могу наверняка сказать. Но я так говорю, потому что знаю, что в определенные моменты, когда ты весь вдруг концентрируешься, собираешься с духом, молитва твоя — Богородице, спаси нас! — совсем по-другому поворачивается, она делается сильной. И ты вдруг понимаешь, что тебя услышали. Не случайно ведь и Сталин обратился к священству и помощи Церкви…
Хотя в советских фильмах в открытую не сказано ни слова о Боге, нам сегодня об этом судить не следует. Для того, чтобы картина вышла, приходилось о Боге молчать. Рассказывали — о людях, которые выдержали чудовищные испытания. И если пристально вглядываться в героев, в их поступки, то станет видно, как они молились внутри. Господи, помилуй мя, грешною… А если это прочитывается, значит, так и было. Не надо сегодня судить людей, которым тогда было очень непросто. Моя бабушка прятала иконы в шкаф. Каждое утро она открывала его и молилась, и там стояли Спаситель, святитель Николай, святой равноапостольный князь Владимир… Но она знала, что не должна их показывать, иначе у сына будут неприятности на работе.
Так же и в кино. Несправедливо говорить, что если в «Двух бойцах» нет ни слова о Боге, то этот фильм — безбожный. Я знаю точно: хотя об этом не говорили, но верили.
Сейчас некоторые молодые режиссеры стремятся говорить об Отечественной войне, о патриотизме, что вызывает только уважение. Это не вульгарный ура-патриотизм, а совсем иная грань. Например, фильм «Звезда» — абсолютно чистые тона. Мне кажется, что во многом здесь повлияли старые фильмы о войне. Это очень важно. Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать… — это про наше поколение. Но кино — остается. И то, что сегодня не так много таких вот молодцов, которые не понимают, что такое седины ветеранов, по-моему, и его заслуга.
Записала Алла МИТРОФАНОВА
Источник: Журнал Фома №2 (25) 2005. С.29-30.