Династия Киткиных на службе Отечеству
Как это ни покажется странным, удалённая от всех морей и океанов Смоленская земля дала нашему Отечеству множество военных моряков, чьи имена составили его славу. В дореволюционной России таковыми были представители родов Нахимовых, Рыковых, Шестаковых, Лесли, Верховских, Воеводских, Станюковичей, Белавенцев, Белкиных, Колтовских, Кернов и других. В советские годы 35 смолян-моряков стали Героями Советского Союза. Примечательно, что именно уроженцы Смоленской земли в разные эпохи сыграли определяющую роль в истории Черноморского флота: князь Г.А. Потёмкин создавал Черноморский флот, Севастополь и другие порты; адмирал П.С. Нахимов защищал Севастополь в период Крымской войны; морской министр, адмирал И.А. Шестаков восстанавливал Черноморский флот после поражения России в Крымской войне; в 1990-е гг. целостность Черноморского флота отстаивал Герой Советского Союза адмирал Э.Д. Балтин [1].
К военно-морским династиям, происходившим со Смоленщины, следует добавить и род Киткиных. Изучением этого рода занимаются нынешние его потомки, в частности, Е.П. Шульга и автор настоящей статьи В.Н. Боровик. Среди представителей военно-морской династии Киткиных есть человек, который дважды, от разных властей, получал чин адмирала. Это Пётр Павлович Киткин. Таких случаев в истории, наверное, не много. Поскольку оба раза адмиральское звание было получено им не за выслугу лет, а в лихолетье — первый раз в годы Первой мировой, второй раз в годы Великой Отечественной войны — этот случай говорит о преданности этого человека Родине и своему делу. В связи с этим нельзя не сказать вообще о роде Киткиных, которые в нескольких поколениях несли ратную службу России [2].
***
Как минимум, с конца XVII в. Киткины значились мелкопоместными дворянами Смоленской губернии, имели вотчины в Смоленском и Дорогобужском уездах. Алексей Ювенальевич Киткин (1793–1839), участник Отечественной войны 1812 г. и Заграничного похода, служил в лейб-гвардии гренадерском полку, в 1814-ом участвовал во взятии Парижа, тогда же обосновался в Петербурге, в 1832 г. назначен смотрителем зданий Главного Адмиралтейства.
Все четверо сыновей Алексея Ювенальевича окончили в Петербурге Морской кадетский корпус. Вообще в период с 1753 по 1896 г., как минимум, восемь представителей рода Киткиных учились в стенах Морского кадетского корпуса. Два младших сына Алексея Ювенальевича — Павел и Алексей — во время Крымской войны служили на Балтике.
Павел Алексеевич (1828–1899) стал контр-адмиралом. О нём оставил воспоминания один из его сыновей, Пётр Павлович Киткин:
«Отец был старый парусный моряк со всеми положительными и отрицательными качествами своего времени: безукоризненно честный, прямой, беззаветно преданный интересам службы и хотя сам по себе человек добрый, но не терпевший возражений и считавший всякое своё распоряжение законом для членов своей семьи. Суровый с виду, сохранивший выправку николаевского времени до конца жизни, он нам, детям, надо сознаться, внушал порядочный страх, и мы обращались к отцу только в самых крайних случаях».
Кроме военной службы Павел Алексеевич занимался большой общественной деятельностью, в частности, в 1868–1878 гг. он несколько раз избирался почётным мировым судьёй Петергофского уезда. У его жены, происходившей из рода Баструевых, в Петербурге на Стремянной улице и на Екатерингофском проспекте (современный проспект Римского-Корсакова) было два доходных дома, которые стоят и поныне. Похоронен Павел Алексеевич на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Из десяти детей Павла Алексеевича два сына — Александр и Пётр продолжили морскую военную династию и тоже стали контр-адмиралами, сын Павел служил офицером Пограничной стражи, ещё один сын, младший, — Алексей пошёл по стезе военного инженера.
Александр Павлович (1859–1916) с 1885 г. был командиром 4-й роты на новом броненосном крейсере «Адмирал Нахимов», в 1887–1891 гг. находился в заграничном плавании на этом крейсере. Ему, старшему офицеру, довелось исполнять обязанности командира при спуске на воду в 1900 г. на Адмиралтейских верфях Петербурга в присутствии императора Николая II крейсера «Аврора», впоследствии ставшего главным символом революционного переворота октября 1917 г. В период русско-японской войны Александр Павлович участвовал в обороне Порт-Артура. Вышел в отставку в 1912 г. в чине контр-адмирала.
Младший из братьев, Алексей Павлович (1879–1942), окончил старейший из технических вузов — Николаевское инженерное училище, по специальности был мостостроителем, дорожником. В должности командира сапёрной роты принимал активное участие в боевых действиях во время русско-японской войны. В составе инженерного батальона воевал на фронтах Первой мировой войны, в частности, руководил строительством моста через реку Висла. Подполковник. С декабря 1918 г. в Красной Армии.
Преподавал сапёрное дело и был помощником заведующего учебной частью в ставшем правопреемником Николаевского училища советском военно-инженерном училище, которое несколько раз меняло название и статус — 1-е Инженерные петроградские курсы РККА, Петроградский военно-инженерный техникум и другие, а после передислокации в 1960-е гг. ставшем Калининградским военно-инженерным училищем. В 1935 г. после убийства в Ленинграде С.М. Кирова на волне кировского дела Алексей Павлович вместе с семьёй был отправлен в ссылку в Куйбышев, откуда смог вернуться через 5 лет. Пережив с семьёй в блокадном Ленинграде первую, страшную, зиму 1941–1942 гг., скончался от истощения в августе 1942 г. Похоронен на Пискарёвском кладбище. Его семья с началом работы «Дороги жизни» была вывезена из блокадного города к родственникам Левандовским в Аральск.
Пётр Павлович (1877–1954) имел, наверное, наиболее значимые военные заслуги из представителей рода Киткиных. Его военная и научная деятельность пришлась на период трёх жестоких войн XX в. — русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной. Политические коллизии русской истории XX в. предопределили то обстоятельство, что он дважды за свою жизнь получал звание контр-адмирала — первый раз в ноябре 1916 г. (по другим данным, в июле 1917 г. от Временного правительства), второй раз в 1944 г. в советских вооружённых силах во время Великой Отечественной войны.
По окончании в 1896 г. Морского кадетского корпуса молодой мичман Пётр Киткин по жребию был назначен на Черноморский флот в 29-й флотский экипаж. Таким назначением был недоволен, поскольку мечтал о дальних походах и кругосветных плаваниях. Уже в это время он проявлял склонность к изобретательству в области минного вооружения, поэтому в 1899 г. был направлен на год в Кронштадт слушателем Минного офицерского класса, по окончании которого минным офицером продолжил службу на Черноморском флоте. В 1901 г. лейтенант Киткин назначен в Тихоокеанскую эскадру. Там сбылась его мечта: он служил минным офицером на крейсерах «Громобой», «Рюрик», «Аскольд», выходил в дальнее плавание, побывал в Японии.
В период русско-японской войны особенно в борьбе за Порт-Артур обе противоборствующие стороны большое значение придавали минной войне. Стоит хотя бы вспомнить трагический подрыв броненосца «Петропавловск», в результате которого погиб командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров. При обороне Порт-Артура лейтенант Киткин под руководством флаг-минёра штаба эскадры организовывал боевое траление вражеских мин. Не раз, рискуя жизнью, он разоружал и скрупулёзно изучал конструкции японских мин, успешно занимался усовершенствованием тралов. 28 июля 1904 г. на крейсере «Аскольд» П.П. Киткин в должности старшего минного офицера участвовал в знаменитом бою в Жёлтом море. В этом бою осколком снаряда Пётр Павлович был ранен в голову, в результате чего на всю жизнь почти потерял слух.
С 1907 г. П.П. Киткин служил на Балтийском флоте, продолжал упорно работать над проблемами развития минного оружия и средств, обеспечивающих его применение. Доказал возможность установки минного оборудования на верхней палубе миноносцев: кроме главного торпедного вооружения отныне те могли нести на установленных на верхней палубе рельсах до 40–60 мин. Пётр Павлович принимал активное участие в разработке технологии снаряжения мин толом, при этом предлагал оригинальный способ зарядки детонаторов подрывных патронов, который был признан лучшим и внедрён в практику. Он фактически руководил всеми испытаниями минного оружия и учебными минными постановками на Балтике. При его непосредственном участии были созданы лучшие в то время мины в мире.
С 1910 г. минёр-изобретатель полностью посвятил себя делу траления. Работал в Научно-техническом комитете по минам и тралам, занимался разработкой и внедрением змейкового трала и патронов к нему. В 1912 г. капитан 2-го ранга П.П. Киткин назначен начальником сформированной на Балтийском флоте партии траления. Создал первый в мире минный защитник однократного действия, сконструировал тип отводящего аппарата для охранения кораблей на ходу от якорных мин, названный параваном-охранителем, внёс предложение о постройке специальных кораблей-тральщиков для проводки эскадры.
Звание капитана 1-го ранга П.П. Киткин получил с началом Первой мировой войны, в сентябре 1914 г., «за отличия в делах против неприятеля». Командовал дивизией траления Балтийского моря, разработал «Основные задания новых тральщиков». 80 тральщиков Балтийского флота под командованием П.П. Киткина прошли за годы войны 158 800 миль, протралив в общей сложности 7 940 квадратных миль моря. За мужество, мастерство и отвагу, проявленные в период боевых действий на Балтике при проведении тральных работ, при установке минных заграждений, капитан 1-го ранга П.П. Киткин был награждён орденом Святого Владимира III степени с мечами, Георгиевским оружием с надписью «За храбрость», французским орденом Почётного легиона. Произведён в контр-адмиралы.
Героями Первой мировой войны были также двоюродные братья Александра, Павла, Петра и Алексея Павловичей — сыновья Алексея Алексеевича Киткина — Николай Алексеевич (1870–1915) и Константин Алексеевич (1873–1941). Николай Алексеевич во время боёв в 1915 г. в Карпатах командовал 311-м пехотным Кременецким полком, был ранен в контратаке при защите Тухольского перевала и умер от ран. Константин Алексеевич, служа в Пограничной страже, с началом войны засыпал начальство рапортами с просьбой перевести его в действующую армию; через год интенсивной переписки, в 1915 г., назначен в 78-ю артиллерийскую бригаду.
Пётр Павлович Киткин после революции служил в советском флоте. В 1918–1921 гг. был начальником минной обороны Балтийского моря и подступов к Петрограду. В 1921 г. арестован Петроградским ГПУ, но вскоре отпущен. Занимал должности главного специалиста по делам траления в штабе Морских сил РККА, председателя Научно-технической комиссии минно-тральных опытов, начальника минного полигона под Ленинградом. Одновременно в 1922–1941 гг. состоял на преподавательской работе в Военно-морской академии. Петром Павловичем воспитана целая плеяда первоклассных минёров, которые оказались чрезвычайно востребованы на всех флотах в период Великой Отечественной войны. В 1928 г. он был награждён золотыми часами с гравировкой «Стойкому защитнику пролетарской революции от РВС СССР».
В 1931–1942 гг. П.П. Киткин был сотрудником Научно-исследовательского (научно-испытательного) минно-торпедного института (НИМТИ) военно-морских сил. В эти годы он сконструировал глубоководный минный защитник, поверхностно-сетевой трал и ряд других образцов принятого в советском флоте минного вооружения. В 1931 г. он был зачислен в резерв РККФ, в 1936 г. уволен в запас.
С началом Великой Отечественной войны в предвидении опасности, нависавшей над Ленинградом, согласно воспоминаниям тогдашнего первого заместителя наркома Военно-морского флота СССР и начальника Главного морского штаба адмирала И.С. Исакова, координировавшего боевые действия Балтийского флота, Ладожской и Чудской флотилий с сухопутными войсками, появилось выражение «золотой фонд Ленинграда», которое стало применяться к особо ценным специалистам, подлежавшим первоочередной эвакуации из города. Адмирал Исаков вспоминал, что в условиях начавшейся блокады «был выделен десяток фамилий людей, которых нужно было отправить на Большую землю без промедления. Характерно, что никто не оспаривал целесообразности выделения этих фамилий, только при упоминании П.П. Киткина кто-то убеждённо произнёс: «Не поедет!»»[3].
Пётр Павлович действительно отказался от эвакуации. С женой в Ленинграде он пережил всю блокаду. Своих детей у супругов не было. Вместе с ними в огромной старой квартире на Васильевском острове (принадлежавшей ещё отцу Петра Павловича — адмиралу П.А. Киткину) жила семья племянницы Петра Павловича — матери автора этих строк.
Сама я, автор статьи, тогда ребёнок, хорошо помню, как Пётр Павлович приносил свой продовольственный паёк, который делился на всех обитателей квартиры. Из жизни блокадного Ленинграда помню также малюсенькие котлеты, сделанные из столярного клея или кофейной гущи. Самым памятным для меня стал подарок, который я получила в день рождения в феврале 1942 г. (мне исполнилось 4 года): это была корочка хлеба и на ней три сахаринки, которые каким-то образом сохранились с мирного времени в углу одного из шкафов в большой квартире Киткиных.
С началом войны Петр Павлович Киткин, старый моряк, влюблённый в своё дело, верный своему городу, вновь встал в боевой строй. В мае 1942 г. 65-летний дореволюционный адмирал, он был определён на военную службу капитаном 1-го ранга. В официальной аттестации за 1942 г. он характеризовался как честный и преданный советской власти командир, знающий специалист, пользовавшийся огромным авторитетом и уважением, имевший колоссальный опыт в военно-морском деле и особенно в минно-тральном вооружении. В аттестации отмечалось, что «с начала Отечественной войны» П.П. Киткин «неустанно работает в Ленинграде по усовершенствованию минно-трального оружия и методов его использования, а также по передаче своего большого опыта молодым специалистам»[4].
В 1942–1943 гг. П.П. Киткин командовал учебным судном «Свирь». В 1942 г. предложил приспособление для самовзрывания мин при их затраливании. В 1943–1944 гг. занимал должность минного специалиста военного совета Балтийского флота, с октября 1944 г. — старшего инженера-конструктора технического отдела НИМТИ ВМС.
27 октября 1944 г. приказом наркома ВМФ служба П.П. Киткина в 1936–1942 гг. по вольному найму была засчитана как действительная служба в военно-морском флоте. 5 ноября 1944 г. П.П. Киткин вторично произведён в контр-адмиралы.
В годы Великой Отечественной войны П.П. Киткин был награждён медалью «За оборону Ленинграда» (1943), орденами Красной Звезды (1943), Красного Знамени (1944), Ленина (1945). Позднее также награждён медалью «За победу над Германией» и вторым орденом Красного знамени (1948). Эти награды, полученные за столь короткий срок, безусловно, свидетельствуют о признании его заслуг советской властью. И примечательно то, что на фотографии, сделанной в последние годы жизни Петра Павловича, видно, что на его кителе с советскими адмиральскими погонами рядом с советскими наградами прикреплён офицерский знак участника обороны Порт-Артура — серебряный крест с мечами. Пётр Павлович не стеснялся своих дореволюционных наград и не отделял их от советских; и те, и другие он расценивал как свидетельство своей службы Отечеству.
В 1946 г. решением Высшей аттестационной комиссии за крупные изобретения в области минно-трального оружия, высокую научную ценность технических разработок П.П. Киткину без защиты диссертации была присвоена учёная степень доктора технических наук и учёное звание профессора.
В 1947 г. Пётр Павлович был назначен начальником отделения правил стрельбы и наставлений НИМТИ ВМС. В 1948 г. вышел в отставку, но до последних дней жизни продолжал быть научным консультантом по вопросам минно-трального вооружения.
Скончался Пётр Павлович в 1954 г. в Ленинграде, был похоронен с воинскими почестями на Литераторских мостках Волковского кладбища. Имя адмирала Киткина было присвоено одному из кораблей военно-морского флота.
Свыше 50 лет потомственный моряк, дважды адмирал П.П. Киткин отдал упрочению могущества российского военного флота.
Старинная военная династия Киткиных продолжается в следующих поколениях — полковниках-инженерах — внуках и правнуках Алексея Павловича Киткина.
[1] Истории моряков-смолян представлены в Смоленском молодёжном центре-музее имени адмирала Нахимова — http://museumnahimov.ru/
[2] Автор статьи благодарит за помощь в работе с архивными материалами петербургского историка, профессора Г.И. Зуева.
[3] Исаков И.С. Ленинградские рассказы // Журнал «Нева». 1962. № 4. С. 58.
[4] Коршунов Ю.Л., Лурье В.М. Дважды контр-адмирал // Русский военно-исторический журнал «Новый часовой». 2000. № 10.
В.Н. Боровик,
доктор физико-математических наук,
научный советник Главной (Пулковской) обсерватории РАН,
жительница блокадного Ленинграда
Фотографии любезно переданы www.world-war.ru из семейного альбома.
Андрей
Совсем недовно улышал эту фамилию и Прочитал вашу статью! Мы не знаем истории нашей страны и не знаем людей делавших эту историю и это ОЧЕНЬ плохо. Спасибо!!
31.08.2020 в 09:21