2 февраля 2015| Гаррис Артур, маршал Королевских ВВС

Бомбардировка германской промышленности

сэр Артур Траверс Гаррис,  глава бомбардировочного командования Королевских ВВС в период Второй мировой войны

Сэр Артур Гаррис, глава бомбардировочного командования Королевских ВВС в период Второй мировой войны

Планирование массированных налётов

Организация массированного воздушного нападения бомбардировочной авиации Королевского Воздушного Флота никогда не представляет собой механической или шаблонной задачи.

Каждое воздушное нападение — это столкновение разума с огромными высокоорганизованными и технически оснащёнными силами противника. Такое нападение планируется непременно сообразно специфическим условиям времени суток — условиям, которые, вероятнее всего, впредь никогда больше не повторятся.

Сказанное относится также и к стратегическим бомбардировкам германских индустриальных центров. Перемена погоды, изменения в боевом расположении германской авиации, технические нововведения, которые обуславливают революционные изменения тактики, — всё это определяет глубокое различие между разными воздушными сражениями над германскими городами.

Семидневное сражение над Гамбургом — в условиях идеальной для бомбардировки погоды — против соединения ночных истребителей, временно приведенного в замешательство благодаря новому методу поражения неприятельской системы связи, весьма мало напоминает сражение над Берлином, когда проводилось первое крупное нападение в условиях неблагоприятной погоды зимних месяцев и реорганизованной и усиленной противовоздушной обороны неприятеля.

В этих двух сражениях расстояние до цели, погода, относительная и абсолютная мощь сторон и характер объекта были совершенно различными.

Разные цели, разные методы

Ещё более явственным стало различие между атаками на разные объекты, когда часть своих усилий нам пришлось перенести с рассчитанных на длительный срок стратегических бомбардировок германской промышленности на более непосредственную стратегическую задачу уничтожения неприятельской обороны, стоявшей на пути нашего вторжения во Францию.

При всем различии факторов объекты, подвергавшиеся воздушным нападениям в 1943 году, обычно имели одну общую особенность: это были крупные, густо застроенные площади.

Зимою 1943 и весною 1944, когда подходил к концу первый этап «битвы за Берлин», бомбардировочной авиации пришлось пересмотреть свои методы атаки ввиду необходимости осуществить уничтожение таких объектов, как железнодорожные станции, склады боеприпасов и военного снаряжения, которые занимают сравнительно небольшую площадь.

Некоторое время спустя, по мере приближения срока вторжения, объектами воздействия бомбардировочной авиации стали четырёхорудийные батареи или мачты радиостанций, то есть такие составные элементы германской оборонительной системы, которые было чрезвычайно важно вывести из строя в критические часы десантных операций.

Это послужило наиболее глубокой проверкой гибкости нашей организации, особенно если учесть, что одновременно необходимо было продолжать стратегические бомбардировки крупных промышленных районов Германии, для того чтобы помешать восстановлению важнейших отраслей военной промышленности.

Новое снаряжение

При одном ночном нападении бомбардировочная авиация сбросила от двух до трех тысяч тонн фугасных бомб на небольшие, но важные объекты во Франции. В следующую ночь то же самое авиационное соединение, с таким же грузом фугасных и зажигательных бомб совершило нападение на заводы Круппа [1], занимающие площадь и 300 гектаров, а также на другие объекты в Эссене.

Разрушенные заводы Круппа. Эссен.

Разрушенные заводы Круппа. Эссен.

В целом дело строилось на основе боевого опыта; в нашей практике мы не применяли ту или иную систему атаки без предварительной проверки её эффективности в боевых операциях небольшого масштаба.

В 1941 году было введено новое снаряжение, которое позволяло гораздо более точно, чем прежде, планировать расписание наших атак. Появилась возможность добиться того, чтобы каждая эскадрилья бомбардировщиков достигала заданного пункта на неприятельской территории в назначенное время, с точностью до одной-двух минут.

В результате стало возможным производить гораздо более концентрированные налёты во времени, а следовательно, и в пространстве. Это новое снаряжение было сперва испытано на нескольких самолётах, летавших над Германией. По получении данных этой проверки было решено больше не применять это снаряжение до тех пор, пока не удастся снабдить им крупную ударную группировку авиации.

Затем весною 1942 года было приступлено к организации первых «насыщенных» налётов, в масштабе, который по тому времени считался очень большим. При этом прибытие каждого самолета к цели было рассчитано с точностью до минут, с тем, чтобы всё авиационное соединение вышло к объекту в самый сжатый срок.

Из этих ограниченных по масштабам испытаний, производившихся в 1941 году, возникли крупные воздушные нападения 1943 года, гораздо более крупные, чем нападения силою до 1000 самолетов, производившиеся в 1942 году. При этих нападениях средства пассивной обороны тонули в сотнях очагов пожаров, возникавших в пределах нескольких минут, а активная оборона лишалась возможности концентрировать свой огонь поочерёдно на отдельных бомбардировщиках.

Выяснилось, что чем более кратковременна атака, тем, более длительного она требует планирования. Вместе с тем невозможно разработать подробно планы нападения задолго вперёд и в спокойной обстановке, при неопределённой погоде.

Как только мы получаем прогноз погоды на предстоящую ночь, — обычно эти данные поступают утром, — определяется цель, а затем наступает период напряженной работы офицеров моего штаба.

Они определяют высоту полёта для различных типов машин, время выхода тысячи самолетов на цель в соответствии с состоянием погоды и другими факторами; разрабатывают маршрут или маршруты и рассчитывают нападение по этапам, с тем, чтобы гарантировать самолёты от столкновений между собой и от того, чтобы бомбы с одного самолёта не задели другой, летящий на меньшей высоте.

Кроме того, тщательное планирование помогает самолётам держать строй не только при выходе на цель. Если на каком-либо этапе полёта некоторые бомбардировщики собьются с курса над вражеской территорией на пути к цели или обратно, это значительно усиливает опасность со стороны неприятельских истребителей и зенитной артиллерии.

Проводка тысячи бомбардировщиков, осуществляемая с такой точностью по всему маршруту протяжением более 1600 километров, в полнейшей темноте, а зачастую в облаках или над облаками, требует не только исключительно детализованной организационной подготовки, но также и глубокого знания передовой технической науки.

Централизация операций

По мере развития наступления становилось всё более необходимым централизовать планирование операций. В начале войны зачастую возможно было предоставить каждой группе бомбардировщиков самостоятельно избирать маршрут и время выхода на цель, но на нынешнем этапе это привело к безнадёжной путанице. Место каждой бомбардировочной эскадрильи на протяжении всей операции должно устанавливаться офицерами штаба, перед которыми весь великий сложный план предстаёт как целое.

Не следует также забывать всякое решение относительно маршрута, времени и прочих деталей должно быть принято не только с таким расчётом, чтобы каждая составная часть этой сложной задачи согласовалась с остальными её частями; существует еще противник, присутствие которого навязывает нам сложный счёт взаимно несовместимых преимуществ.

Маршрут, например, всегда должен представлять собою компромисс, равнодействующую трех основных принципов. Маршрут должен быть возможно более прямолинейным, он должен идти в обход обороняемых районов и должен обмануть врага так, чтобы он не знал, куда направляются бомбардировщики, пересекшие вражеский берег, и по какому маршруту они последуют после атаки объекта.

Новые приемы

Подобно тому, как массированные нападения на германские промышленные города планировались и организовывались лишь после того, как разнообразная техника навигации и бомбардировки была испробована небольшими авиационными группами в боевых операциях, точно так же тактика нападений бомбардировочной авиации на германские военные коммуникации, склады и оборонительные сооружения во Франции была разработана на основе опыта небольшого числа экипажей, проводивших нападения на германские авиационные заводы во Франции зимою 1942 года.

В 1943 году рост военно-воздушного флота Соединенных Штатов, получившего тяжелые бомбардировщики, предназначенные для дневных действий, позволил британской бомбардировочной авиации отказаться от бомбардировок отдельных предприятий, которые американцы проводили исключительно хорошо, — и сосредоточиться против главных промышленных районов Германии.

Но когда приблизились сроки вторжения во Францию, оба союзных бомбардировочных флота понадобились для выполнения огромных задач по дезорганизации всей железнодорожной сети в Северной Франции и расчистке пути через «атлантический вал».

Кроме того срочно понадобились запасы огромных бомбовых грузов, которые способны были поднимать в воздух только «Ланкастеры» и «Галифаксы» Королевского Воздушного Флота. Само собой разумеется, что при нападениях на ближние объекты во Франции бомбовый груз должен был быть ещё большим, чем при нападениях на отдельные объекты в Германии.

Ввиду этого бомбардировочной авиации нужно было усвоить совершенно новые методы.

Непосредственно после «битвы за Берлин» — этой наиболее трудной и высокоспециализированной из всех операций бомбардировочной авиации против крупных промышленных районов — экипажам нужно было научиться, как сбросить такой же крупный груз бомб ночью на площадь в сто раз меньшую, чем площадь нормальных объектов. Осуществлять это надо было и в хорошую и в плохую погоду, поскольку предшествовавшая вторжению бомбардировка должна была достигнуть необходимой интенсивности.

Было очевидно, что решить эту проблему удастся лишь с помощью ещё более жесткого контроля на всех этапах нападения, начиная с размещения целеуказателей небольших объектов и кончая сбрасыванием последних бомб тех калибров, которые применялись при бомбардировке промышленных районов Германии.

При этом пришлось применить новые методы определения целей. Было очевидно, что метод определения объекта на площади нескольких квадратных километров оказался бы бесполезным, если бы целью нападения являлось одно здание.

5400-килограммовые бомбы

В то время, как основные силы бомбардировочной авиации прошлой зимой были заняты операциями против Берлина, нескольким экипажам бомбардировщиков «Ланкастер» было поручено развить и усовершенствовать боевые методы в ходе целой серии нападений на заводы во Франции, работавшие на немцев.

При этом часто применялись, и, как правило, с успехом, бомбы весом в 5400 килограммов, которые в основном служат оружием для прицельной бомбардировки небольших объектов. При одной операции «Ланкастерам» удалось разрушить небольшой, но очень важный подшипниковый завод, состоявший всего лишь из двух корпусов, расположенный на расстоянии нескольких сотен километров в глубине от французского берега, причем атака была осуществлена в момент, когда объект был почти совсем закрыт облаками.

Этот метод явно отвечал потребности, и уже к началу марта он был разработан настолько, что им могли пользоваться сотни самолётов.

После этого нападению был подвергнут ряд железнодорожных парков, при этом бомбовый груз составлял по тысяче и более тонн; бомбами перепахивалась вся территория парка, уничтожались массы подвижного состава, рельсовые пути, паровозные депо и прочее станционное оборудование. Таким образом 6 июня французские железные дороги были безнадежно дезорганизованы, а неприятельские подкрепления, которым в последующие недели приходилось добираться до Нормандии по коммуникациям, продолжавшим подвергаться атакам «Ланкастеров» и «Галифаксов», задерживались в пути и дезорганизовывались, редко достигая района боев с полным снаряжением, не получая в дальнейшем необходимых подкреплений.

Бороться до конца

Наконец, в последние дни перед вторжением бомбардировочной авиации было поручено разрушить очень небольшие, но крайне важные объекты — береговые артиллерийские точки и радиомачты.

В этом случае также оправдал себя метод уничтожения таких исключительно малых целей с помощью жестоко контролируемой операции сотен самолетов, каждый из которых нёс пять, шесть и больше тонн бомбового груза. Бомбы сбрасывались на площадь не больше крестьянского надела; закон средних чисел гарантировал прямое попадание в расположение сверхмощных береговых орудий.

В ночь перед вторжением тысяча 4-моторных бомбардировщиков сбросила 5500 тонн бомб, подавив или дезорганизовав все десять долговременных позиций крупнокалиберной беговой артиллерии на участке, выбранном для вторжения.

Развивая и применяя эти новые методы ночных операций, бомбардировочная авиация не переставала осуществлять наступление против промышленных центров на территории самой Германии.

Например, весной этого года были опустошены крупные и важнейшие районы Франкфурта. Другой тяжёлый удар был нанесён заводам Круппа в Эссене, в результате чего было разрушено всё то, что было восстановлено с тех пор, как завод был выведен из строя в 1943 году.

В то время как происходила подготовка для окончательного наступления на всех фронтах, стратегическая бомбардировка германской промышленности, которая так ослабила германские армии на всех фронтах, продолжалась. Она будет продолжаться до конца.

 

[1] «АГ Крупп» — крупнейший промышленный концерн в истории Германии, официально созданный в 1860 году. Занимался добычей угля, производством стали, артиллерии, военной и сельскохозяйственной техники, текстильного оборудования, автомобилей, судов и локомотивов.

 

Источник: Британский союзник № 32 (104), 6 августа 1944 года.

Оцифровка www.world-war.ru

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)