Зачем осмотрительность в воздухе?
Слово «осмотрительность» имеет глубокий смысл в авиационной терминологии. На войне осмотрительность является одним из решающих факторов в победе над врагом, в мирное время — обеспечивает безопасность полетов и успешное решение различных учебно-боевых задач.
Этому вопросу я лично придавал очень большое значение, будучи на войне и до последних дней своей летной практики. Этому способствовали два печальных случая, которые произошли со мной в воздухе из-за плохой осмотрительности, которые чуть-чуть не стоили мне жизни; и, кроме того, многочисленные трагические случаи с моими боевыми товарищами в период Великой Отечественной войны, опять же из-за плохой осмотрительности в воздухе.
Известно, что основной задачей военного летчика-истребителя на войне является задача — сбивать самолеты противника в воздушном бою. А что для этого надо? В своей книге «Небо войны» А.И. Покрышкин неоднократно подчеркивает методы и правила поиска врага в воздухе, значение осмотрительности в воздухе. Всем известно, что прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин был одним из лучших новаторов-истребителей в поисках всего нового, передового в тактике применения истребителей. Он искал и всегда находил рациональное зерно в авиационном деле. Мы, фронтовые летчики-истребители, с удовольствием применяли у себя по возможности его знаменитые формулы воздушного боя: высота, скорость, маневр, огонь. Ничего нельзя сказать против этих формул. И в самом деле, если летчик обеспечил себе преимущество в высоте над противником, это уже почти половина победы. Раз есть высота, значит, всегда можно иметь желаемую скорость за счет разгона самолета со снижением. Когда имеется запас скорости, летчик в любое время имеет возможность произвести такой маневр, который необходим для сближения с противником на огневую дистанцию с наивыгоднейшего направления с учетом огневых возможностей противника. Обеспечив себе такую благоприятную обстановку, летчику теперь остается последний, завершающий этап воздушного боя — тщательно прицелиться и поразить цель из всего оружия наверняка с первой атаки.
Казалось бы, очень просто — разогнал свой самолет, построил маневр, прицелился и сбил самолет противника… Но каждый летчик-истребитель, участвовавший в воздушных боях, прекрасно понимал: чтобы обеспечить себе вышеперечисленные благоприятные условия, необходимо, прежде всего, увидеть противника, причем увидеть своевременно, первым. Этим самым обеспечивается еще один немаловажный фактор в успешном исходе атаки — элемент внезапности. Не зря была поговорка — «кто первым увидел, тот и победил». Таким образом, все сводится к тому, чтобы первым увидеть противника в воздухе. А для этого необходимо иметь высокую осмотрительность — у летчика должна быть отработанная система осмотрительности с момента посадки в самолет для взлета до полного окончания полета. И как раз элемент осмотрительности в воздушном бою и в воздухе вообще, оказывается, непростая вещь. Над этим вопросом летчику приходится много трудиться, как и над другими вопросами летного дела.
Нам часто говорили на фронте: «Голова должна вращаться вокруг шеи на 360 градусов». Но можно без конца крутить головой в воздухе и ничего не видеть. Здесь тоже необходима продуманная система осмотрительности с учетом различных условий погоды и воздушной обстановки. Так, например, очень трудно смотреть в сторону солнца и видеть цель, но зато прекрасно наблюдать цель на фоне облаков. Трудно обнаружить самолет, наблюдая сверху вниз, особенно камуфлированные самолеты (специальная окраска самолетов по временам года с учетом окраски местности). В таких случаях часто помогала тень летящей цели, по ней удавалось обнаружить цель. При полете над своей территорией можно и нужно искать противника в разрывах снарядов, уж что-что, а зенитки зря стрелять не станут. Когда наши самолеты были радиофицированы, очень хорошо информировали нас о воздушной обстановке наземные радиостанции. При погоде с большой относительной влажностью воздуха можно обнаружить цель по инверции или по белым струйкам, которые срываются с концолей крыльев при резком изменении направления полета на больших скоростях. Излюбленным методом у немцев было использовать разорванную облачность. Скрываясь за облаками, внезапно выскакивали в разрывы и ловили свою жертву. Зная это коварство врага, необходимо было очень внимательно следить за разорванной облачностью. Кроме того, зная хитрость немцев отвлекать внимание наших летчиков одиночными самолетами или небольшими группами, надо быть очень внимательным в воздухе — искать и находить основные силы врага. Таким образом, летчик должен не только смотреть, но и активно, постоянно искать противника в воздухе с момента взлета.
При всем этом также имеет огромное значение опыт в летной работе. У некоторых летчиков, особенно малоопытных, просто не хватает объема внимания охватить сразу многочисленные элементы полета. Некоторые летчики чувствуют себя в полете скованно, напряженно. Естественно, у этой категории летчиков не хватает внимания охватить все необходимое. Тем более при полетах на современном истребителе. Если раньше наш истребитель летал со скоростью 450—550 км/час, теперь сверхзвуковая скорость. Раньше в кабине истребителя было всего несколько приборов и рычагов — теперь многочисленные приборы, сложнейшие автоматы и агрегаты, пульты управления. Поэтому, пока летчик овладеет полностью своим самолетом, проходит длительное время. Со временем летчик становится более опытным, и он уже начинает овладевать другими необходимыми в полете элементами. Несмотря на то, что в настоящее время очень многое изменилось в тактике действия истребительной авиации в результате резкого роста технического совершенства самолетов-истребителей, вопрос осмотрительности с повестки дня не снимается и не снимется еще долгое время. В современных условиях достаточно технических средств и «умных» приборов, агрегатов на самолетах, обеспечивающих быстрое и своевременное обнаружение противника с полным его поражением. Но все же визуальный поиск, наблюдение за противником не исключается. Другое дело, что совершенно изменились условия поиска и осмотрительности. Поэтому, на данном этапе, разработаны и обоснованы новые методы поиска, наблюдение за целью с учетом летно-тактических и технических особенностей современных сверхзвуковых самолетов.
Смотреть, видеть и реагировать в настоящее время в десятки раз стало сложнее. Ввиду исключительно высоких скоростей и высот полета, летчик очень ограничен во времени для принятия решения в воздухе. Но как бы ни сложно было, летчик-истребитель обязан систематически тренироваться, отрабатывать навыки для своевременного обнаружения цели в воздухе. Это необходимо для решения трех задач.
На случай войны: во-первых, первым обнаружить противника и уничтожить его; во-вторых, обеспечить себя от внезапности со стороны противника; в-третьих, в мирное время исключить возможность столкновения в воздухе, тем самым обеспечить безопасность свою и жизни своих товарищей. Не секрет, что именно из-за плохой осмотрительности многие прекрасные летные кадры поплатились своей жизнью. Особенно это было характерным в первый период войны, когда мы еще не имели боевого опыта.
На протяжении почти трех месяцев войны наш полк в воздушных боях не потерял ни одного летчика, хотя предпосылки к этому у нас были неоднократно. Пока все обходилось благополучно. Мы всемерно старались не дать застать себя врасплох, стремились лучше смотреть, видеть и наносить врагу удар за ударом, но все же недосмотрели, допустили самоуспокоенность и за это поплатились. За короткое время мы потеряли сразу двух своих боевых товарищей.
В воздушном бою с численно превосходящими силами врага — Ме-110, при прикрытии своих войск, погиб мой напарник г. Кочегаров, был убит в воздухе стрелком Ме-110. Кочегаров вместе с самолетом упал в лес. Две пули попали в шею и вышли в затылок. Об этом рассказал на второй день И.И. Гонченков, слетав на место падения на самолете По-2. Буквально через несколько дней погиб Саша Губернаторов. Эта потеря ничем не оправданная, она произошла исключительно из-за халатности и отсутствия всякой осмотрительности, потери бдительности. Если Кочегаров погиб в открытом воздушном бою, при атаке самолета противника, то к Губернаторову просто подошел враг сзади, расстрелял и ушел.
Саша Губернаторов был смелым, мужественным летчиком, прекрасно воевал, приобрел уже достаточный боевой опыт. Веселый, жизнерадостный, общительный товарищ. Он стремился не пропускать ни одного боевого вылета, всегда был активным воздушным бойцом. На его счету было два сбитых самолета в групповом бою.
Однажды в воздушном бою он получил серьезное ранение в плечо, пуля прошла навылет, сумел в тяжелом состоянии посадить самолет на аэродром. После выздоровления опять стал летать и воевать с прежней энергией. И вот на этот раз, почти над своим аэродромом, на глазах товарищей — погиб. Вот как это произошло.
Я находился в это время на стоянке, где техники заделывали пробоины моего самолета. Прибежал механик, взволнованный, и, обращаясь ко всем, спрашивает:
— Вы не видели, только что упал самолет недалеко от аэродрома. Кажется, наш?
Я спрашиваю его:
— Откуда вы знаете, что наш упал? Вы сами видели?
— Сам видел, сначала слышал стрельбу в воздухе, затем видел, как фашист остроносый резко развернулся и ушел вверх, а наш упал.
Посмотрев в том направлении и увидев два наших И-16, кружащих низко, я понял, что случилась беда, третьего И-16 в воздухе не видно. Побежал на КП, откуда уже отъезжала машина с командиром полка и врачом. Собрались летчики, гадают — кто упал? Техники беспокоятся — чей не вернулся?
Два И-16 сели, зарулили. Мы бегом к ним: что случилось, кто упал, хотя уже без вопросов ясно, кто не вернулся.
— Губернаторов!
— Как это случилось?
— Сами не знаем, вроде никого не было.
— А бой был, может, он раньше подбит был, а здесь упал?
— Нет, никакого боя не было, противника не встречали.
— Может, зенитка?
— И зенитки не было. Возвращались все втроем, он был все время справа. При подходе к аэродрому начали снижаться, а Губернаторов несколько отстал.
Это все, что мы узнали от летчиков. Через некоторое время, когда командир полка А.Н. Воротников опросил очевидцев с земли, в том числе и зенитчиков, стала совершенно ясной картина. Сбил Губернаторова Me-109 и сразу же скрылся с набором высоты на большой скорости. Враг, очевидно, заранее следил за нашей тройкой, в бой не вступал, незаметно сопровождал и, воспользовавшись отставанием правого ведомого и убедившись, что никто его не замечает, внезапно атаковал сзади сверху, сбил Сашку Губернаторова и, используя свою большую скорость, скрылся безнаказанно. Вот к чему привела самоуспокоенность, полная потеря бдительности в воздухе и отсутствие всякой осмотрительности. За это поплатились жизнью нашего боевого, мужественного воздушного воина-товарища. Вдвойне обидно из-за такой нелепой глупости потерять летчика и машину навсегда. Когда летчика сбивают в открытом, честном воздушном бою — не так обидно. На то и война, на то воздушный бой — кто кого! Но так глупо терять товарища, когда он почти уже дома — ясно, неоправданная потеря! Это большой минус всему коллективу летчиков.
Еще раз и много-много раз необходимо помнить золотое правило: пока не прилетел домой, не сел и не зарулил на свое место, нельзя успокаиваться, нельзя прекращать поиск врага, нельзя ослаблять внимание, нельзя прекращать смотреть и видеть. Давно уже пора знать вероломство врага, надо быть в любую секунду начеку. Нельзя ни на мгновение забывать, что идет страшная война, а на войне одни убивают, другие погибают. Таков закон войны, и он не подлежит комментариям. А пока будем хоронить друга, давать клятву — жестоко отомстить врагу за смерть товарища, и опять вылетать на боевое задание, продолжать войну.
Источник: Чалбаш Э.-У. Сковать боем!: Советские асы против Люфтваффе. М.:Яуза, Эксмо, 2010. с. 97-105. (Тираж 4 000 экз.)