Слова отца
Годы идут, и рядом с нами почти уже не осталось свидетелей той страшной войны. А опыт жизни их, победителей, очень ценен для потомков. Важно его сохранить. Жизненное кредо одного из представителей того поколения победителей, моего дяди, оказалось выражено одной ёмкой фразой. Полагаю, что его история достойна того, чтобы о ней рассказать.
***
Сурен Михайлович Джилавян родился 20 июля 1922 г. в Армении в городе Степанаване. Его родители, добрые, умные люди, пользовались большим авторитетом не только среди своих сверстников, но и у стариков. Недаром отца Сурена звали «Мишо бидзи», что значит «Миша старший», «аксакал», а маму — «Сона куйрик» — «сестричка Соня».
Сурен Михайлович родился и рос в городе, расположенном в Восточной Армении. В результате геноцида армян 1915 г. в Османской империи сюда, в Восточную Армению, которая находилась в составе Российской империи, бежали спасшиеся армянские семьи — обездоленные, ограбленные, потерявшие своих детей, родных и близких. Раннее детство Сурена пришлось на период последствий этих бедствий, последствий войны и внутренних гражданских противоречий, время становления в Армении советской власти — время голода и нищеты. С 7 лет Сурен пошёл в школу. Учился хорошо, особенно любил географию, математику. Но однажды, увидев в небе аэроплан, «заболел» небом и, окончив школу, поехал «учиться на лётчика».
В 1940 г. он поступил в Тамбовскую авиационную школу лётчиков-штурмовиков. Там же, уже во время Великой Отечественной войны, в 1942 г. за смелость, отличную боевую и политическую подготовку был принят в коммунистическую партию. После окончания в 1943 г. авиационной школы, получив специальность лётчика-штурмовика, был направлен в 118-й гвардейский штурмовой авиационный Курский полк на Курскую дугу. Отец Сурена в своём письме напутствовал сына на фронт такими словами: «Сын, запомни! Как бы тебе ни было тяжело — это твой не последний день! Борись! Служи Отечеству честно!»
118-й гвардейский штурмовой авиационный Курский полк прошёл славный боевой путь от места формирования в Чкаловской (ныне Оренбургской) области через Калининскую, Брянскую, Орловскую, Новгородскую, Псковскую земли, Латвию. Полк был сформирован 17 ноября 1941 г. на базе военно-лётного училища в селе Тоцкое Чкаловской области как 614-й ночной лётно-бомбардировочный авиационный полк. На вооружении имел многоцелевой одномоторный самолёт-биплан Р-5 с бомбовой нагрузкой до 800 кг, экипаж которого состоял их 2 человек.
С декабря 1941 г. полк начал боевые действия на Калининском фронте под городом Ржевом. Здесь с аэродрома Красное-Максимово лётчики делали по несколько вылетов в день, помогая нашей коннице, попавшей в окружение. В марте-апреле 1942 г. полк действовал в составе военно-воздушных сил 30-й армии, а 14 апреля 1942 г. был направлен в город Куйбышев (ныне г. Самара) для переформирования и переоснащения самолетами Ил-2. Бронированный штурмовик Ил-2 (его называли «летающим танком») являлся основной ударной силой советской авиации. За время войны самолётов этого типа было выпущено в общей сложности 36163 машины. Выпускали Ил-2 на авиационном заводе в Куйбышеве. До июля 1942 г. лётчики полка проходили переучивание на эти машины, летая с местных аэродромов Кинель и Тростянка.
В июле 1942 г. полк, переименованный в штурмовой, в составе 225-й штурмовой авиационной дивизии убыл на Брянский фронт, где участвовал в боевых операциях. За успешные действия на Курско-Орловском направлении в июле 1943 г. полку присвоено почётное наименование «Курского», в сентябре 1943 г. он был преобразован в 118-й гвардейский штурмовой авиационный Курский полк (Приказ НКО СССР № 266 от 03.09.43 г.).
Прибыв в полк в 1943 г., лейтенант Джилавян начал летать на штурмовике Ил-2. Получил боевое крещение на Курской дуге, участвовал в операции на Курско-Орловском направлении, в сентябре 1943 г. освобождал Брянск. В начале 1944 г. полк был перебазирован на 2-й Прибалтийский фронт. Сурен Михайлович участвовал в ликвидации Курляндской группировки немцев.
Уже много лет спустя после окончания войны, автор этих строк видел в семейном альбоме Джилавянов фотографию-вырезку из фронтовой газеты, кажется, «Красные соколы». На фотографии молодой Сурен Михайлович стоит возле самолёта Ил-2, а внизу подпись: «Отчаянно истребляет немецко-фашистских захватчиков посланец солнечной Армении Сурен Джилавян».
За годы войны самолёт Сурена Михайловича трижды был подбит в воздухе вражеским огнём. Два раза, проявляя большое лётное мастерство и хладнокровие, он сумел посадить подбитые машины вне аэродрома с убранными шасси. Третий случай был особенным. Это было в 1944. Ранним утром экипажи подняли по тревоге и, не накормив, отправили в бой. В этом бою самолёт Сурена Михайловича был подбит, сам он сумел приземлиться на парашюте, однако… на вражеской территории. Пятнадцать дней, без еды, Сурен Михайлович пробирался к своим. Вспоминая эту историю, он говорил: «Для советского офицера самым невозможным было попасть к немцам в плен. Уж лучше смерть. В течение этих пятнадцати дней бывало, немцы проходили так близко от меня, что я доставал пистолет и подносил к виску. Даже погодные условия приобрели тогда для меня как бы обратный смысл: я думал про себя, что если день выдавался светлый, если солнышко, то это плохо, меня легче обнаружить, а если день пасмурный, дождливый, — это хорошо, можно двигаться смелее. Иногда сдавали нервы, наступало отчаяние. Но тогда память словно выхватывала из нагромождения чёрных мыслей слова-напутствие отца: «Как бы тебе ни было тяжело — это твой не последний день. Борись!» Слова отца придавали силы, заставляли забыть голод, помогали двигаться с удвоенной энергией. И вот наступил долгожданный день, когда я добрался до своих! Когда меня отправили в баню, то у меня, 22-летнего парня, выпали практически все волосы». Сурен Михайлович завершал этот свой рассказ всегда шутливо, чему, вероятно, также способствовало жизнеутверждающее кредо, перенятое от отца: «Так в 22 года я стал лысым «молодым человеком»».
В начале января 1945 г. полк, в котором служил С. М. Джилавян, получил усовершенствованные штурмовики Ил-10, имевшие много преимуществ перед своим предшественником Ил-2: они были более скоростными и манёвренными. Сурен Михайлович в совершенстве освоил и эту машину. Всего за годы войны С. М. Джилавян совершил 80 боевых вылетов, уничтожил 210 вражеских солдат и офицеров, 70 автомашин и бронетранспортёров с военным имуществом и боеприпасами, 14 зенитных и 13 полевых орудий, 14 миномётов.
118-й гвардейский штурмовой авиационный Курский полк, в котором служил Сурен Михайлович, за годы войны получил 3 знамени — символов воинской чести: Боевое Красное знамя, гвардейское знамя и Курское знамя. На полях сражений полк потерял убитыми 187 человек.
Сурен Михайлович окончил войну в звании майора. За боевые заслуги был награждён двумя орденами Красного знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной звезды и медалями. Майор С. М. Джилавян был удостоен большой чести: 24 июня 1945 г. он участвовал в Параде Победы в Москве на Красной площади в составе сводного полка Ленинградского фронта.
В рядах Советской Армии Сурен Михайлович прослужил до 1957 г. Демобилизовавшись, возвратился в родной Степанаван и был назначен начальником Степанаванского гражданского аэропорта. В 1966 г. его перевели в Ереван и назначили начальником Управления по перевозкам главного аэропорта Армении — Звартноц, где он проработал до конца жизни. За годы мирного труда к боевым наградам Сурена Михайловича прибавилась ещё одна медаль — «Ветеран труда». Он очень тяжело переживал распад Советского Союза. Скончался Сурен Михайлович в 1996 г.
Пока хватало здоровья и сил, каждый год 9 мая Сурен Михайлович улетал в Курск на встречу с лётчиками-однополчанами. Боевое братство сохранилось между этими людьми на всю жизнь.
Материал подготовлен
для www.world-war.ru