Инициатор тактики «ковровой бомбардировки»
Британский союзник — общесоюзная газета. Издается с мая 1942 года министерством информации Великобритании по договорённости с советскими властями. Выходит еженедельно по воскресеньям. В 1949 году советское правительство решает закрыть газету из-за углубляющихся политических противоречий между СССР и Великобританией.
После закрытия газеты в 1949 году, один из её редакторов — Арчибальд Джонстон остался в СССР, сменил британское гражданство на советское и жил в Москве до своей смерти в 1969 году.
Недавно стало известно о назначении Главного маршала авиации сэра Артура Теддера, заместителя генерала Эйзенхауэра, Верховного главнокомандующего силами вторжения союзников.
Теддер служит в британской авиации с 1916 года. Он разработал тактику воздушного наступления, получившую название «ковровой бомбардировки». Эта тактика обеспечила разгром оборонительных позиций африканского корпуса Роммеля.
Теддер первый подал мысль об использовании «Харрикейнов» для борьбы с танками. Лучше, чем кто-либо иной в Королевском Воздушном Флоте, он продемонстрировал огромное значение взаимодействия между армией, флотом и авиацией.
Широко пользуясь тактическими приемами Теддера, авиация приняла участие в изгнании фашистов из Африки, Сицилии и принуждает сейчас немцев отступать из Италии.
«Воздушный ковер» Теддера подготовил в Тунисе наступление союзников. Выкладка «воздушного ковра» предшествует наступлению пехоты и танков. Бомбардировщики волна за волной, соединение за соединением, под прикрытием истребительной авиации бомбят вражеские позиции. В Африке они однажды бомбили участок длиной шесть километров и шириной в километр. Много часов подряд небо было заполнено бомбардировщиками.
Когда началось наступление наземных войск, наши истребители пулемётным огнем не давали врагу высунуться из окопов. Наша пехота продвинулась вперёд, оглушённый враг оказал слабое сопротивление. Вся земля вокруг вражеских позиций была перерыта бомбами. Нетронутыми остались только несколько квадратных метров.
В 1941 году Теддер, предвидел, что «тесная дружба между тремя родами войск будет решающим фактором при окончательном разгроме вражеских сил на Ближнем Востоке». Он отдал все свои знания созданию взаимодействия между авиацией и другими родами войск. Предвидение Теддера оправдалось.
В начале войны Теддеру едва исполнилось 49 лет.
В прошлую войну он был младшим лейтенантом в Дорсетском полку и в 1916 году перешел в Королевский Лётный Корпус, который впоследствии был преобразован в Королевский Воздушный Флот.
Вскоре Теддер был направлен во Францию, откуда выехал на Ближний Восток. Три раза имя его упоминалось в официальных сообщениях. Затем Теддера назначили начальником 3-й школы навигации и бомбардировки в Соединенном Королевстве. В 1922 году в чине командира эскадрильи он отправился в Турцию.
В 1923 году Теддер вернулся на родину и в течение года учился в Королевской военно-морской академии. Затем Теддер был начальником 2-й школы летной тренировки, служил в Министерстве авиации.
В 1926 году он приступил к учебе в Академии Имперской обороны, где провел два года. В 39 лет Теддер уже прекрасно изучил материальную часть, ударную силу и тактические приемы современной армии, флота и авиации.
***
В последующие годы он преподавал в Академии Королевского Воздушного Флота (1929 — 1932) и в школе авиационного вооружения (1932 — 1934), был начальником Управления подготовки кадров в Министерстве авиации (1934 — 1936), командовал британской авиацией на Дальнем Востоке (1936 — 1938). В эти годы Теддер понял, какую огромную силу представляет армия, флот и авиация, когда они действуют согласованно.
Два года Теддер служил в Министерстве авиации в качестве Генерального директора Департамента исследований и усовершенствований. В эти годы из заводских ангаров поднялись в воздух первые бомбардировщики «Галифакс» и «Стерлинг». В декабре 1940 года Теддер выехал на Ближний Восток.
Он приступил к исполнению обязанностей заместителя Командующего британскими воздушными силами на Ближнем Востоке (которым был тогда Главный маршал авиации сэр Артур Лонгмор) в разгар наступления Уэйвелла, гнавшего итальянские войска из пределов Египта.
Военно-Морской Флот, помогая армии, обстреливал порты врага. Авиация бомбила склады боеприпасов и снаряжения, дороги, аэродромы. Самолётов было мало, а действовать приходилось на широком фронте. В 1941 году начался постоянный рост британских воздушных сил на Ближнем Востоке.
Увеличилась не только численность самолетного парке, но и численность личного состава. Вместе с британцами сражались лётчики всех национальностей — французы, греки, поляки, югославы и американцы. Теддер объезжал аэродромы, стараясь поближе познакомиться с теми, кто выполнял его приказы и кто содержал в исправности его самолеты.
Всюду Теддер расспрашивал летчиков, интересовался их взглядами, чувствами, мыслями. Он умел спрашивать так, что ему отвечали просто, открыто, говорили все, что знали и о чём думали.
***
Иногда случалось, что летчики не узнавали командующего в этом маленьком человеке с продолговатым красным лицом и большими голубыми глазами. Теддер охотно и блестяще дискутирует по любым вопросам — от исторических проблем до возможных событий будущего.
Очень важно оценить правильно проделанную Теддером работу. Он руководил британской авиацией во время первых кампаний этой войны, когда Британия уже была в состоянии обеспечить армии надежную поддержку с воздуха.
Он создал теорию взаимодействия армия и авиации и проверял её на практике. Он должен был определить достоинства и недостатки пикирующих бомбардировщиков, подытожить опыт, собранный в боях с врагом, и сделать необходимые выводы.
Это была работа гораздо большего значения, чем простое руководство операциями. Теддер поставил новую, крупную веху на пути превращения Королевского Воздушного Флота в наступательное оружие, действующее в тесной связи с наземными войсками. Он успешно справился со своей работой. Некоторые эксперименты, которые оказались неудачными, были немедленно отброшены.
Теддер и вице-маршал авиации Коннигхем, командовавший воздушными силами в Западной пустыне, показав замечательный образец совместной работы, обеспечили развитие такой авиационной тактики и стратегии, которые приводили к постоянным успехам.
***
Теддер в Северной Африке разработал и осуществил мысль о совершенно новом применении воздушных сил. Он придал авиации функции фронтовой наступательной артиллерии. Это начинание могло привести к увеличению потерь и требовало отличных пилотов. Но первые же боевые вылеты доказали правоту Теддера.
Когда начнутся последние битвы войны, все сложные уроки прошлых кампаний будут учтены. Теддеровский «воздушный ковер» накроет вражеские позиции за морем, и наступающие армии, флот и авиация вновь будут действовать с таким же совершенством и в таком же тесном сотрудничестве, как и в прошедших боях.
Источник: газета Британский союзник №3(75), 16 января 1944 г.
Оцифровка www.world-war.ru