1 июля 2011| Лозовская Анастасия

Уничтожение Монте-Кассино, как стратегическая задача…

В VI веке н.э. на возвышенности в 100 км от Рима, на месте древнего храма Аполлона, святой Бенедикт основал монастырь, посвященный Иоанну Крестителю. Город Кассино, что лежит у подножья холма, — одна из первых раннехристианских общин, множество святых и мучеников в своей биографии имеют местом жительства этот край.

Бенедиктинский устав монастыря стал одним из трех основных уставов (бенедиктинского, доминиканского и францисканского) для католических аббатств. Переоценить значение Монте-Кассино довольно сложно. В стенах монастыря жили и работали ученые и философы тех времен, например, Фома Аквинский. [1] Они оставили обширную библиотеку и архив. Над фресками работали самые известные художники, как итальянские, так и фламандские, например, Брейгель. Это был крупный центр науки и культуры, который пережил множество нашествий: в 718 году — лангобардов, в 883 году — сарацинов, в 1799 — оккупацию Наполеоном. Кроме войн, оставило свой след в истории этого места и крупнейшее землетрясение 1349 года. Все в этой исторической канве составляло единое целое: святой Бенедикт, Фома Аквинский, войны и землетрясение, библиотека и фрески Брейгеля. Это был центр бенедиктинского монашества, рассказ о котором стал бы прекрасной частью в туристическом описании маршрута по региону, если бы не одно «но».

Да, и сейчас можно отъехать 100 км от Рима по виа Латина (латинской дороге) до городка Кассино, поднять голову и увидеть стены монастыря, войти вовнутрь. Но фресок в оригинале вы уже не увидите, так как все вокруг – лишь точная копия того, что было, возведенная в 1964 году на месте полностью уничтоженного комплекса во время Второй Мировой войны.

Все, что не смогли сделать лангобарды, сарацины, землетрясение и прочее, совершили 15 февраля 1944 года двести самолетов армии союзников. Как это произошло? Почему? История оставила свою хронику, с помощью которой можно проследить за развитием событий. Но можно ли понять: во имя чего все это было сделано?

Итак, война на территории Италии продолжалась в течение года. Осенью 1943 года союзные войска высадились на территории Апеннинского полуострова, а летом 1944 Рим уже был взят. Италия была фашистским лагерем, Монте-Кассино чисто географически был в центре территории, занимаемой войсками Третьего Рейха.

После высадки 8 сентября 1943 года союзных войск в Калабрии (этот регион — мыс итальянского сапога) Гитлер отдает приказ держать оборону всеми силами. Создаются три линии обороны: линия Райхарда, линия Гитлера и линия Густава. Монте-Кассино попал в последнюю: очевидно, что война не могла не коснуться данного монастыря. Вопрос заключался в силе удара и целесообразности применения этой силы в конкретных условиях.

Первая бомбежка города Кассино состоялась через 2 дня после того, как первые союзные войска вступили в Италию. 10 сентября 1943 года монастырь принял первых беженцев из города, оставшихся без крова. Все шли в аббатство, так как верили, что никто не посмеет бомбить святыню.

Однако донесения говорили об обратном. 14 октября из Рейха приехали два офицера с настоятельными рекомендациями готовить к эвакуации все движимые сокровища Монте-Кассино. И уже 3 ноября караван из 120 грузовиков вывез в Рим картины, архивы, древние книги из библиотеки. Все это было размещено в Ватикане и замке Сент-Анджело. В тот же день фашистское руководство объявило сам монастырь нейтральной территорией с радиусом триста метров. Командующий линией укрепления Фрид фон Сенгер, уроженец южных земель Германии, католик, выросший поблизости от бенедиктинского монастыря, был лично заинтересован в спасении аббатства, основанного святым Бенедиктом. Он вел планомерную политику, следил за тем, чтобы ни у кого не было сомнения в выполнении плана о нейтральной территории.

Однако ситуация накалялась, и становилось понятно, что угроза разрушения Монте-Кассино все же остается реальной. В январе 1944 года аббат монастыря и представитель Третьего Рейха официально подписывают договор, в котором уточняется, что стены Монте-Кассино не будут использоваться ни для одной военной операции и что внутри монастыря не будет ни одного немца: ни офицера, ни солдата. Далее армия союзников терпит поражение от фашистов на линии укрепления Густава и в американской прессе начинается обширная кампания под девизом: «Нам нужна победа, а не Микеланджело на стенах». Средства массовой информации обвиняют генералов в том, что они пытаются сохранить памятники истории ценой крови американских солдат.

С начала 1944 года союзники точно знали, что в середине линии обороны Густава есть нейтральная территория, на которой нет ни одного военного. Там находился только памятник архитектуры, в котором жили монахи и мирные беженцы, что остались без домов. Это не было укрепленным блок-постом или складом с оружием. Это был максимально мирный объект в условиях войны.

Генерал Вильсон, командующий новозеландским корпусом, неоднократно посылал на утверждение генералу Кларку план уничтожения монастыря. И Марк Кларк отказывал под предлогом, что монастырь является мирным объектом. Но так как оказывалось сильное давление со стороны СМИ и были большие потери на фронтах (в тот момент американцы потеряли в сражении с немцами за высоты 80% своих солдат), доказывая, что он не платит кровью солдат за фрески, Кларк отдает приказ уничтожить аббатство. Впоследствии в своей книге «Неоправданный риск» генерал Кларк назовет это решение «самой большой, трагической ошибкой».

14 февраля 1944 года с неба на Монте-Кассино посыпались листовки «валентинки» (их так прозвали сами американцы, так как рассыпали их на день святого Валентина) с подписью «Пятая армия» (это 5-ая армия США под командованием генерала Марка Кларка), где сообщалось, что «с болью в сердце вынуждены применить силу». На рассвете 15 февраля немецкие военные все же подошли к монастырю, чтоб помочь эвакуироваться тем, кто хотел его покинуть. На тот момент в Монте-Кассино находилось почти 1500 мирных жителей и монахи, которые начали богослужение, несмотря на угрозу (данные цифры приводятся в книге «Monte Cassino. Ein Ruckblick nach 60 Jahren» Verlag, 2004). Двое из них, настоятель восьмидесятилетний Грегорио Диамате и его секретарь, Мартино Матронала, выжили и опубликовали свои дневники, где отмечалось, сколько было мирных жителей, на какой молитве упали первые снаряды на аббатство. В 9:28 полетели первые самолеты Новозеландского корпуса 5-ой армии. Первым летел бомбардировщик под номером 666, пилотируемый майором Брэдфордом Эвансом. Он сбросил первые 250 кг снарядов. Всего было четыре волны налетов: 239 самолетов, 453 тонны бомб. После окончания атаки, в 13:33 15 февраля 1944 года Монте-Кассино с его полуторатысячелетней историей был стерт с лица земли. На начало налета, кроме братии, в стенах монастыря были сотни беженцев. Мирное население оказалось между молотом и наковальней, между союзническими и немецкими войсками. Никто не верил до последнего момента, что будут уничтожать памятник архитектуры. 400 человек погибли. Тела погибших извлекали и после окончания войны, их хоронили в общую могилу, выбивая внизу новые имена.

В итальянских или немецких учебниках истории объяснения «зачем?» не найти. В союзнических источниках часто говорится о «стратегической задаче».

15 февраля, когда уже в самой Италии было 22:00, а в Вашингтоне 16:00, началась пресс-конференция президента США Рузвельта, который заявил, что бомбардировка Монте-Кассино связана с тем, что были получены «неопровержимые доказательства того, что на территории аббатства находилось немецкое укрепление».

9 марта Ватикан напомнил эти слова союзникам, попросив все же предоставить им эти «неопровержимые доказательства». Миттленд Уилсон, главнокомандующий союзными войсками на Средиземноморье, заявил, что сейчас США не могут обнародовать эти сведения, дабы «лишить возможности немцев построения ложных доказательств при проведении следствия». Чуть позднее был предоставлен перехваченный разговор двух немецких офицеров. Точнее две реплики:

— Ist der Abt noch im Kloster? (с нем. Аббат все еще в монастыре?)

— Ya. (с нем. Да).

Армия союзников ссылалась на то, что der Abt они перевели как аббревиатуру «военный отдел». Больше никаких донесений нет. Доклад президенту США о Монте-Кассино, датируемый 15 февраля 1944 года, до сих пор имеет гриф «секретно» и закрыт для журналистов и исследователей.

Однако история показала, что это была стратегическая ошибка. В руинах на возвышении прекрасно чувствовали себя снайперы, которые до этого по соглашению не могли входить в стены монастыря. Разрушение Монте-Кассино только укрепило линию обороны Густава. Ошибка была понята, и уже разрушенное место еще раз подверглось бомбардировке с воздуха 25 марта.

В 1964 году по благословению Папы Римского восстанавливается точная копия монастыря. Но это уже не центр бенедиктинского монашества; приезжая сюда, люди прежде всего помнят о Второй мировой войне.

Если, заходя в старинные монастыри, обычно восклицают: «Боже, как это все можно было построить?», то в Монте-Кассино на разных языках шепотом слышится: «Господи, как это все можно было осознанно уничтожить?»

Война уносит не только жизни, война меняет смысл. И теперь вновь отстроенное аббатство воспринимается уже не как родина ордена бенедиктинцев, а, скорее, как памятник войне. Там думали о Боге, здесь о разрушении. Эти стены не помнят Фому Аквинского, они не слышали молитв святых и подвижников, и восстановить утраченное нельзя. Остается память. Но про историю искусств, богословие и центр наук в Монте-Кассино лучше читать материалы до 1944 года…

 

 

[1] Фома Аквинский — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.

Перевод для www.world-war.ru Анастасии Лозовской

По материалам:  www.storialibera.it, http://www.radicicristiane.it, http://store.gazzetta.it/Monte-Cassino-1944

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)