28 сентября 2012| редакция сайта

Ходынка и авиация

Популярности Ходынки (название получено от протекающей здесь речки Ходынь или Ходынки, ныне скрытой в подземных трубах) способствовало созданное в 1909г. по инициативе Н.Е. Жуковского Московское общество воздухоплавания.

Первые полёты на Ходынском поле совершил русский лётчик С.М. Уточкин на «Фармане-1У» 2-6 мая 1910 г., что можно считать днём рождения Ходынки как аэродрома. Именно эти полёты позвали многих наших земляков, наблюдавших их, в небо. С этого аэродрома в октябре 1910 г. совершил первые полеты над Москвой — до деревни Черёмушки и обратно лётчик М.Н. Ефимов.

В 1910 году в восточной части Ходынского поля был открыт аэродром, принадлежавший Московскому обществу воздухоплавания. На нем впервые состоялись полеты знаменитого С.И. Уточкина.

В 1911г. Московским обществом воздухоплавания на Ходынке была организована школа воздухоплавания, которая получила известность не только в России, но и за рубежом. Аэродром становится не только школой подготовки пилотов, но и местом паломничества любителей авиации. В газете «К спорту» от 23 марта 1912г. отмечалось: «Московское общество воздухоплавания обладает одним из лучших аэродромов не только в России, но и за границей. Огромное ровное поле, близость города, удобство сообщений — всё это делает его незаменимым для использования авиацией».

В разные годы эту школу прошли известные лётчики Б.К. Веллинг, М.М. Громов, С.В. Гулевич, А.В. Квасников, А.М. Черёмухин, А.М. Шестерников, первая лётчица России Е. Самсонова. Кроме авиашколы Московского общества воздухоплавания на Ходынском поле размещалась частная авиационная школа «Орёл».

20 июля 1913 г. на Ходынке впервые отмечался праздник русской авиации — в Ильин день: после молебна летчик Б.А. Наугольников демонстрировал полеты на учебном самолете.

В мае 1914 г. известный французский летчик, «Зачинатель» высшего пилотажа, А.Пегу демонстрировал своё искусство на Ходынском поле.

17 Мая 1914 г. Московское общество воздухоплавания устроило публичное заседание, на котором чествовало А. Пегу и прибывшего накануне в Москву первого в мире исполнителя «мертвой петли», выдающегося русского военного летчика, основоположника в нашей стране высшего пилотажа Петра Николаевича Нестерова.

После октября 1917 г. развитие авиации в стране получило мощное ускорение. Только в 1918-1919 гг. Советом труда и Обороны было принято более 100 постановлений по вопросам развития авиации и подготовки отечественных кадров для нее. Уже 1 мая 1918 г. на Ходынском поле состоялся первый первомайский парад войск Красной Армии с участием авиации. В 1918 г. на Ходынке была организована «Летучая испытательная лаборатория», в которой проводились научные исследования и эксперименты. В 1941 г. для этих целей был создан Летно-испытательный институт (далее — ЛИИ).

В 1919 г. Законодательный совет России постановил передать Ходынское поле в исключительное пользование Воздушному Флоту.

В 1920 г. на Ходынском поле создается Научно-опытный аэродром ВВС с экспериментальной базой и помещениями для сотрудников в расположенном по соседству Петровском дворце. В 1926 г. он был преобразован в НИИ ВВС.

В 1921 г. было принято решение о создании на Ходынском поле Центрального аэродрома, которому в 1926 г. присваивается имя М.В.Фрунзе.

8 июля 1922 г. на Центральном аэродроме были проведены первые в СССР опыты по опрыскиванию растений химикатами с самолета, что в дальнейшем нашло широкое применение в сельском хозяйстве.

С 1923 г. начались регулярные пассажирские рейсы, все линии из Москвы начинались с Ходынки. Особенно после постройки бетонированных взлетно-посадочных полос. В ноябре 1931г. на Центральном аэродроме открывается первый в стране аэропорт (аэровокзал), в то время один из самых больших в мире (отсюда название станции метро «Аэропорт», открытой в 1938 г.).

Вместе со строительством Ходынского аэродрома разворачивалось здесь и строительство отечественных самолетов. Начало истории первого московского авиационного завода связано с фабрикой велосипедов, мотоциклов и дрезин акционерного общества «ДУКС», основанного в 1893 г. В 1908 г. этот завод изготовил первые в России аэросани. В 1909 г. он начал производство самолетов (разведчики и истребители французских моделей). В первую мировую войну завод стал одним из основных поставщиков самолетов в России. За период с 1910-1917 гг. было построено свыше 1700 самолетов. К январю 1917 г. на заводе работало 1880 рабочих.

12 августа 1910 г. на Ходынке был осуществлен первый полет первого отечественного дирижабля военного предназначения производства завода «ДУКС» — «Кречет». Дальнейшая история завода связана с развитием опытного строительства и налаживанием крупносерийного производства самолетов. В годы Великой Отечественной войны завод строил легендарные штурмовики ИЛ-2 выпустив их около 9000 штук. С Ходынского аэродрома они улетали прямо на фронт. На аэродроме и невдалеке от него располагались опытные конструкторские бюро. На нем испытывались самолеты А.Н. Туполева Н.Н. Поликарпова, С.В. Илюшина и др.

В июне 1931 г. на Центральном аэродроме состоялся смотр авиационной техники в присутствии И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова и других членов Правительства. Пояснения высоким гостям по новому истребителю И-5 давал заключенный особого конструкторского бюро организованного в Бутырской тюрьме Н.Н. Поликарпов. Ему смертный приговор был заменен на 10 лет лагерей, а после успешных испытаний самолета И-5 В.П. Чкаловым и А.Ф. Анисимовым и запуска его в серию в сентябре 1931 г. Н.Н. Поликарпов был амнистирован.

В 1933 г. на Ходынке состоялся первый воздушный парад. В 1937 г. с аэродрома под командованием М.В, Водопьянова поднялся отряд тяжелых воздушных кораблей в составе четырех ТБ-3 и двух Р-6 . Самолёт Р-6 совершил впервые в мире посадку на Северном полюсе и доставил туда экспедицию Северный полюс-1 (СП-1).

С Ходынским аэродромом связан рекордный (1880 м) подъём стратостата «СССР-1».

С Центрального аэродрома взлетали все новые самолёты отечественных конструкций, отсюда прокладывались трасса рекордных дальних перелётов.
В годы Великой Отечественной войны Центральный аэродром Москвы стал практически фронтовым. С его поля наши самолёты произвели десятки тысяч боевых вылетов, оно стало одним из центральных мест осуществления противовоздушной обороны Столицы. Первый массированный налет вражеской авиации на Москву был совершен 22 июля 1941 г. в котором участвовало более 200 бомбардировщиков Ю-88, Хе-313, До-215. Летчики истребители 1го- авиационного корпуса ПВО произвели 178 самолето-вылетов, провели 26 воздушных боев, сбили 20 фашистских самолетов. К Москве смогли прорваться только 20 самолетов. Всего с 22 июля по 20 декабря 1941 г. фашистская авиация произвела на Москву 8278 самолето-вылетов, к столице прорвалось только 207 самолетов. Над Москвой и подступах к ней было уничтожено 1932 самолета, из них авиацией было сбито 1392.

В годы войны Ходынка обеспечивала связь с союзниками по антигитлеровской коалиции. 30 июня 1941 г. здесь совершил посадку самолет личного представителя президента США. 28 сентября в Москву прибыла совместная англо- американская миссия во главе с А. Гарриманом и лордом В. Бивербуком. Отсюда в мае 1942 г. вылетел экипаж Э.К. Пусэпа в Вашингтон с правительственной делегацией, возглавляемой В.М. Молотовым. В августе 1942 г. и октябре 1944 г. на Ходынке приземлялся самолет премьер-министра Великобритании У. Черчилля. На аэродроме постоянно находились самолеты военных миссий США, Англии, Франции. На Ходынке бывали летчики сражавшихся на советско-германском фронте авиационных частей союзных армий: французского авиаполка «Нормандия-Неман», 1-го чехословацкого истребительного авиаполка, авиационных полков Войска Польского.

В первый день окончания Великой Отечественной войны ранним утром Ходынка приняла исторический акт о безоговорочной капитуляции Германии. Его на самолете Ли-2 доставил подполковник А.И. Семенков. А немного позже сюда лётчиком М.Жилкиным было доставлено Знамя Победы, водружавшееся над поверженным Рейхстагом.

В послевоенный период Ходынское поле приобретет все новую значимость. В 1960-1965 гг. на прилегающей к Ленинградскому проспекту территории построен городской аэровокзал — крупнейший в стране центр воздушных сообщений, обеспечивающий доставку авиапассажиров во все подмосковные аэропорты. Он активно используется в качестве испытательной базы Московского авиационного завода; в 1971 г. отсюда стартовал в первый полет транспортный самолет Ил-76, в 1976 г. — пассажирский широк о фюзеляжный самолет Ил-86, а позже и Ил-96-300.

С образованием Северного Административного Округа в рамках этой административно-территориальной единицы образовался большой комплекс предприятий и учреждений, выполняющих сходные задачи и прежде всего это относится к авиационно-космической отрасли.

Именно здесь на Ходынском поле и территориях прилегающих к нему находятся ОКБ им. П.О. Сухого, им. С.В. Илюшина, А.С. Яковлева, А.И. Микояна, НИИ авиационных систем, НИИ гражданской авиации, Институт авиационной и космической медицины, авиационный завод им. Воронина, Управление воздушными авиалиниями, Федеральная авиационная служба, Управление «Российские Международные линии «Аэрофлот», Российский авиационно-технический университет (бывшая академия имени Н.Е. Жуковского), Московский авиационный институт и др.

Даже беглое знакомство с «заслугами» Ходынского поля показывает историчность событий на нем происходивших, а также героизм людей, которые участвовали в этих событиях. Практически на всех этапах создания и развития авиации Ходынка была на переднем крае. Применительно к ней все время слышится: впервые, первый эксперимент, первый полет, первый летательный аппарат, первый летчик, первая организация, рекорд, произошло событие значимое для авиации, Москвы, России, а зачастую и для всего человечества.

Естественно, что люди, участвовавшие в этих событиях, ежечасно проявляли героизм и для достижения целей не жалели труда и даже своей жизни.

Таким образом, без преувеличения можно сказать, что Ходынское поле является историко-героическим авиационным центром и фактически стало заповедным местом России.

В целях сохранения авиационного наследия в 1991 г. авиационной общественностью был создан Фонд «Национальный музей авиации и космонавтики». В этом же году для расширения пропаганды достижений отечественной науки и техники в области авиации и космонавтики и как первый этап создания музея, Фондом образована постоянно действующая Авиационная выставка «Ходынское поле». Здесь к настоящему времени сосредоточены более 60 натурных образцов летательных аппаратов.

В 1990 году образовано ЗАО «Аэропорт «Центральный», а в 2001 г. — ООО «Авиапарк», которым территория Центрального аэродрома передана в аренду для создания здесь Центра авиации и спорта. Одним из центральных объектов при этом должен стать Национальный музей авиации и космонавтики.

Ходынское поле должно и будет «хранителем» памяти о наших соотечественниках и их деяниях. Здесь должны создаваться храмы, музеи, выставки и памятники. На Ходынском поле более 100 лет назад уже был храм. Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле был построен в 1893 г. для войск Московского гарнизона (летние казармы). Принимать участие в богослужении могли до тысячи человек. По свидетельству современников, храм, располагавшийся на площади 1,29 га и вмещавший до тысячи верующих, был величественным сооружением и служил истинным украшением Ходынского поля. В 1920-х гг. по решению Московского политотдела Красной Армии храм был снесен как якобы «мешающий политработе с красноармейцами».

В августе 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан приход храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, начавший воссоздание святыни. Верующие разыскали архивные документы, обратились к властям, начали служить молебны и участвовать в крестных ходах.

В дальнейшем решением Правительства Москвы на сопредельной территории было запланировано строительство часовни в честь Архангела Гавриила, которую ранее предполагалось возвести на противоположной стороне Ходынского поля. Община Храма Архангела Гавриила начала свою деятельность по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1998 г. Инициаторами создания этого храма стали генералы-авиаторы — участники Великой Отечественной Войны. Решение построить храм было связано с желанием увековечить имена погибших летчиков-испытателей (подобно тому, как в храме Христа-Спасителя увековечены имена героев, отстоявших нашу Родину в Отечественной войне 1812 г.). Для строительства храма и часовни потребовалось выделение дополнительной территории. Комплекс был органично вписан в планировку парка «Архитектурные ландшафты Москвы», а его строительство согласовано с представителями городских властей и соответствующих ведомств.

После получения необходимых документов в марте 2012 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла оба прихода начали объединяться, чтобы с удвоенной силой приступить к строительству и воссозданию поруганных святынь.

В ближайшее время можно ожидать начала строительства на Ходынском поле этого великолепного храмового комплекса – храма преподобного Сергия Радонежского и часовни в честь Архангела Гавриила. Память о погибших воинах не должна быть предана забвению…

Николай Гастелло

ПОДВИГ ЭКИПАЖА НИКОЛАЯ ГАСТЕЛЛО

26 июня 1941 года командир экипажа самолета-бомбардировщика ДБ-3Ф капитан Гастелло Николай Францевич совершил подвиг — наземный таран немецко-фашисткой техники. Экипаж, в который входили лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый, лейтенант Анатолий Акимович Бурденок, младший сержант Алексей Александрович Калинин геройски погибли. Они не захотели покинуть самолет на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром.

Образ Николая Гастелло стал символом бесстрашия, храбрости, отваги, готовности биться вместе с народом против врагов нашей Родины.

Кто такой Гастелло? Откуда он родом? И кто воспитал такого героя?

Рассказ о жизненном пути героя приведет нас из белорусского местечка Радошковичи в столицу нашей Родины Москву и в древний русский город Муром. Весна 1907 года. В Москве, на Красной Пресне жила семья рабочего Франца Павловича Гастелло, уроженца Белоруссии. 6 мая в этой семье родился сын. Его назвали Николаем. Через три года Франц Павлович поступил работать вагранщиком в железнодорожные мастерские Московско – Казанской железной дороги. Возвращаясь из цеха домой, вагранщик рассказывал о тяжести своего труда, о кипящем чугуне, о жизни литейщиков. С недетской серьезностью вслушивался в рассказы отца маленький Николай. В сердце его рождалась гордость за этих трудолюбивых людей. Хотелось стать таким же.

Восьми лет Николай поступил учиться в начальную школу в Сокольниках (ныне школа N370 им.А.С.Пушкина).

В 1923 году Франца Павловича командировали работать на Муромский паровозо – ремонтный завод. Год спустя к нему переехала вся семья. Николай сразу полюбил маленький Муром, город, который по народному преданию является родиной русского богатыря Ильи Муромца. Молодой Гастелло поступил здесь учиться на общеобразовательные курсы. Николай жадно впитывал знания, запоем читал книги, скупал новинки литературы, завел себе библиотеку. Общественная работа занимала все его свободное время.

Удивительно быстро Николай овладел специальность стерженщика, делал добротные формы для того, чтобы в них потом заливали чугун. Одновременно освоил еще одну производственную специальность: слесаря по ремонту в инструментальном цехе. Однажды он выточил из эбонита великолепную чернильницу, изображавшую земной шар и летящий через Северный полюс самолет своего любимого героя – летчика Валерия Чкалова. Николай очень любил музыку. Отличный баянист, он любил играть и петь песни.

В 1930 году семья Гастелло снова возвратилась в Москву. Николай стал работать слесарем на заводе имени 1-го Мая.

В 1931 году осуществилась заветная мечта Николая. Он был направлен в авиационную школу. Николай Гастелло овладел авиационной специальностью с присущей ему вдумчивостью, упорством и серьезностью. Выпускные экзамены Гастелло сдал отлично и был направлен в авиационную часть. Молодой летчик изо дня в день совершенствовал свое мастерство. Командир тяжелого корабля, командир отряда, командир эскадрильи – так рос Гастелло. Упорным трудом и учебой Николай Гастелло выработал в себе качества передового летчика Воздушного Флота.

В первый же день Великой Отечественной войны Советского Союза с немецко – фашистскими захватчиками капитан Гастелло, командовавший эскадрильей дальних бомбардировщиков, вступил в смертельную схватку с врагом. Утром 22 июня 1941 года по боевой тревоге он вылетел бомбить фашистские полчища.

25 июня капитан с земли сбил вражеский самолет. Произошло это так. Бомбардировщик врага внезапно, на бреющим полете, появился над аэродромом, ведя сильный пулеметный огонь. Гастелло вскочил в свою машину на место стрелка и мгновенно расстрелял врага из пулемета. Экипаж сбитого бомбардировщика был взят в плен.

26 июня в 4 утра эскадрилья 207 дальнебомбардировочного авиаполка авиадивизии Западного фронта под командованием капитана Н.Ф.Гастелло наносила бомбовые удары по механизированной колонне врага на дороге Молодечно – Родошковичи. Сбросив груз, экипаж Гастелло возвращался обратно. В пути его самолет был подбит снарядом зенитки. Загорелся бензобак. Объятая пламенем машина не смогла бы дотянуть до своей базы. И капитан Гастелло направил горящий самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника.

Бесстрашному летчику было присвоено звание Героя Советского Союза. Этот героический поступок стал символом преданности (К.Самсонов. Жизнь за Родину).

26 июня 2001 г. На Ходынском поле собрались представители Правительства Москвы, Северного Административного Округа, руководство Управы района «Хорошевский», авиационных конструкторских бюро, научно — исследовательских организаций, учебных заведений, ветеранов военной и гражданской авиации. Был проведен митинг памяти подвига экипажа Николая Гастелло, установлен и освящен Памятный Крест.

Алексей Иванович Семенков

ГЕРОЙ РОССИИ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ СЕМЕНКОВ

«Шестнадцатилетним сельским пареньком приехал я к своим бывшим землякам в Ленинград, которые жили на Васильевском острове неподалеку от моста лейтенанта Шмидта. Поступил на рабфак. Днем работал на фабрике «Красный Октябрь», а вечером учился. И, конечно, буквально бредил авиацией, и когда представилась возможность, не раздумывая, поехал в Тамбовскую школу пилотов ГВФ», — рассказывал о своей жизни Алексей Семенков. «Помню, как и я вместе с друзьями, получившими удостоверение пилота ГВФ четвертого класса, сидели вечером в общежитии и прикидывали, кого куда пошлют. Всем хотелось получить направление в Сибирь, на Дальний Восток. Отправиться на самостоятельное дело. Туда, где много работы, где можно проверить себя и закалить свой характер».

Генерал-лейтенант авиации Алексей Иванович Семенков участвовал в боевых операциях дивизии с первых до последних дней Великой Отечественной войны, прошел путь от Москвы до Берлина. Всего за военные годы Алексей Семенков совершил более 500 боевых вылетов, из которых 300 за линию фронта, 150 к партизанам. Опытный летчик, он принимал непосредственное участие в боевых операциях при обороне Москвы, защите Ленинграда, битвах под Сталинградом, Орлом, Курском и других. В боевых условиях налетал свыше 1560 часов, был награжден многими боевыми орденами и медалями.

А.И. Семенкову и его экипажу выпала честь доставить из Берлина в Москву Акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии.

8 мая 1945 года, придя рано утром на Центральный аэродром, располагавшийся в то время на Ходынке, Алексей Иванович узнал, что ему предстоит вылететь в Берлин — срочно доставить туда правительственную делегацию. Маршал авиации Астахов категорично сказал Семенкову: «Этот полет важнее десяти твоих боевых вылетов». В два ночи уже 9 мая 1945 года к самолету Семенкова подъехало несколько машин. Вышедший старший офицер штаба сообщил, что война закончена, поздравил всех с Победой и передал Алексею Ивановичу пакет. В нем находился Акт о безоговорочной капитуляции Германии и несколько фотографий для московских газет. И все это было необходимо как можно скорее доставить в Москву.

Рассказывая о своей жизни, Алексей Семенков поделился, что его представляли к званию Героя Советского Союза в 1942 году, а позже – в 1995 году к званию Героя Российской Федерации, но оба представления не были реализованы.

Фонд «Национальный музей авиации и космонавтики» решил восстановить справедливость. Начался поиск документов, подтверждающих героизм летчика Семенкова А.И. в годы войны, направление ходатайств в различные государственные структуры. Более чем годичная работа энтузиастов получила в январе 1998 г. достойное завершение – Президент РФ издал Указ о присвоении Семенкову Алексею Ивановичу звания Героя Российской Федерации.

Справедливость восторжествовала!

Текст для www.world-war.ru подготовлен членами приходской общины
храмого комплекса преп.Сергия Радонежского и
архангела Гавриила на Ходынском поле

Комментарии (авторизуйтесь или представьтесь)